В этих условиях учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Что обозначает эта терминология?
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
ИННовационное технологии.docx
с.
в
Что
[55,
эта
Понятие
обозначает
последнего
педагогической
системе
инновации
В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных
представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в
какихто новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет
условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной
десятилетия.
педагогической
1.1.
науке
В этих условиях учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо
ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений,
не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным
специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным
технологиям.
терминология?
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.
В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают
нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно
процесса.
воспитательного
Объяснения сущности педагогических инноваций очень противоречивы.
В
«Профессиональной педагогике», дается следующее определение: «Инновации –
комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического
средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных
исследований»
497].
Получается, что нет нового практического средства – нет и инновации. Однако все не так
просто: «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Значит, инновации
не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и
средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования
педагогической
системы.
Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно
воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как
ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени и т.д.
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно
воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области
разработки
идей.
Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию
соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор
по принципу «известно неизвестно»), а также использования в педагогической практике
(отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим
инновациям:
1. не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и
практическую технологию оптимизации учебновоспитательного процесса, охватывающую
систему
практики;
2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и
практических
технологий;
3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими
процессами;
4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой
коммуникации.
В настоящий момент из числа средств развития образовательного процесса в первую
очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному
созданию педагогического проекта, к обоснованности каждого элемента и этапа,
педагогической
инновационных
и
педагогической
науки и
развивающее
затратам
сил,
времен,
ресурсов)
результативной
находить
ученых
основания
нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его
на
практике.
Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить
гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с
уровнем профессионализма,
наивысшим проявлением которого является его
технологичность.
Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к
педагогическим
технологиям.
Вопервых, необходимость внедрить в педагогику системнодеятельностный подход.
Вовторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и
индивидуально
обучение.
Втретьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний.
Вчетвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов,
форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и
снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.
Понятие «технология» обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что
практиков:
побуждает
1)
деятельности;
2) строить ее на интенсивной, т.е. максимально научной, а не экстенсивной (ведущей к
неоправданным
основе;
3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый
результат;
4) опираясь на прогнозирование и проектирование, обеспечивать достижение планируемых
результатов.
Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности
учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности,
наукоемкости. «Технологичность не дань моде, а стиль современного научно
практического
с.25].
В
технологии?
Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и
проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два
принципиальных
момента:
результата.
1.
2.
процесса.
Таким образом, технология – это иерархизированная и упорядоченная система
технологических процедур проектирования образовательного процесса, неукоснительное
выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата [79, с.29].
Любая педагогическая технология удовлетворяет ряду методологических требований
технологичности):
(критериям
•
основания);
(последовательность);
•
связи);
•
•
инвента);
•
результатов).
Педагогическая технология должна иметь научную базу, опираться на определенную
научную концепцию, научно обосновать образовательные цели. У педагогической
технологии должны быть все признаки системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей,
целостность.
В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» пишет: «Хорошая,
научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое
(наличие
планируемых
эффективность
управляемость
Технология
Технология
(достижение
конечного
учебного
проект
воспроизводимость
состоит
отличие
методики
будущего
гарантированность
концептуальность
чем же
системность
–
–
это
это
мышления»
обратной
(наличие
(научные
[79,
от [7,
условий
мастерство».
с.52]
Что значит научно обоснованная технология обучения? Это значит, что она построена на
научном анализе деятельности ученика, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков,
которые будут ему необходимы в дальнейшей учебной деятельности: анализе и четком
отборе учебной информации, т.е. содержания учебного материал, предназначенного для
обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникации
(учебник, пособие, ТСО и методические указания к ним и т.п.; выборе форм и методов
обучения, воспитания и развития учащихся); конкретизации деятельности учителя и
учащихся. После научного анализа всего указанного выше следует этап разработки самой
технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны
между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной
технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть
необходимость, и только потом – этап ее реализации в естественных условиях обучения.
Необходимо отметить, что педагогическая технология – не есть нечто застывшее и данное
на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от
меняющихся
обучения.
Обучение – процесс по своему характеру целенаправленный, постоянно контролируемый,
диагностика результатов обучения часто выражается в критериально измеряемых
характеристиках.
Структура образовательного процесса в технологическом плане может быть представлена
как единство следующих этапов: целеполагание проектирование содержания и
логической структуры собственно обучение (реализация проекта) контроль –
коррекция.
В современном учебном процессе наиболее освоенным звеном является «собственно
обучение», и усилия педагогов направлены именно на его совершенствовании. Однако этот
подход содержит издержки, так как без четко поставленной цели и продуманных вариантов
моделей обучения и объективного контроля степени достижения цели никакие
вмешательства в сложившийся традиционно учебный процесс не дадут результатов.
По мнению Л.В. Шмельковой [79, с.34], модернизацию педагогической деятельности надо
начинать с тех операций, которые, вопервых, менее устойчивы или менее представлены в
структуре деятельности преподавателя и, вовторых, скорее всего дадут результаты,
позволяющие преподавателю реально оценить свою работу и отдельно ее элементы. Такими
операциями в приведенной выше структуре образовательного процесса являются
«целеполагание»
«контроль».
Важно акцентировать внимание на особенностях перевода замысла учителя на язык
предварительного проектирования образовательного процесса, на главном в проекте: на
структуре и содержании учебнопознавательной деятельности учащегося, а не на
педагогических воздействиях учителя; на методологии технологического целеобразования
(целеполагания),
технологизации.
Цель – основа функционирования любой технологии и основа управления учебным
процессом. Основное в педагогической технологии – достигается цель или не достигается,
отсюда
эффективности.
Таким образом, первым шагом стратегии совершенствования образовательного процесса
должна стать объективизация цели и способов оценки ее достижения.
Диагностическая постановка целей в обучении – это одновременно и качество содержания,
и качество его усвоения учащимися, выраженные столь определенно, что они становятся
общепонятными
стандартами.
Цель
если:
1. она определена настолько четко, что можно сделать вполне определенный вывод о ее
достижении (т.е. задана через конечный результат: знает…, умеет…, выполняет… и т.д.);
и
задана
управляемыми
диагностично,
проблеме
критерии
как
центральной
и
ее
и быть
его
методов
заданная
и
цели
выделены
на
особенности
объективных
диагностично
(знает,
умеет
на
«3»,
«4»,
индивидуальные
поддается измерению
2.
«5»);
3. существует инструмент для измерения уровня достижения цели (уровневые
диагностические
работы).
В результате такой постановки цели можно оптимизировать содержание образования,
отработать оптимальные учебные программы и планы обучения, освоить методики
объективного контроля знаний учащихся и обеспечивать условия для осуществления
второго этапа совершенствования образовательного процесса – предварительного
поэтапного проектирования логически завершенного отрезка учебного процесса.
Таким образом, следующий этап – это разработка модели учебного процесса на основе
диагностичной
контроля.
Итак, для технологичного проектирования, т.е. осуществление данного этапа, необходимо
учитывать:
1) образовательная технология – это целостная модель образовательного процесса,
системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого
процесса (учителя и ученика), имеющая целью достижение планируемых результатов с
поправкой
участников.
Далеко не любая педагогическая новация может быть классифицирована как
образовательная технология. В качестве критериев технологичности деятельности учителя
могут
следующие:
цель;
представление образовательного процесса в форме предварительно спроектированной
модели;
четкая и научно обоснованная логика этапов проектирования;
адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе;
личностномотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика.
2)
технологии
диагностическое целеобразование и гарантированное достижение планируемых
результатов
обучаемыми;
предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка
образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды;
воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом.
Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая
реализация этого проекта помогает учителю стать профессионалом, раскрепощает его
личность, выступает альтернативой формальному образованию, учитывает значительное
усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты для развития творчества учителя
–
проекта.
Отсюда следует, что учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо
ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений,
не тратить время на открытие уже известно. Сегодня быть педагогически грамотным
специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно
известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не
строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению
отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П.
Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным
авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б.
Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл.
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны
образовательной
(минимальных,
Существенные
обязательных)
всеми
автора
черты гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по
результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств.
все
ее
и
присущих
прочих
адаптированное,
адаптированное,
модульное,
особенностях,
педагогическим
общедидактические
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных
образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных
условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания,
методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
Рассмотрим далее некоторые не предметные, а общие технологии обучения, которые в
традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное,
программированное,
личностно
ориентированное, существенное обучение, деловые игры и др. Однако, это не методы
обучения, а именно технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной
конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности учащихся
и
технологиям.
Эти технологии обучения основаны на том или ином дидактическом методе. Могут
использоваться
методы.
Педагогические технологии используют общеизвестные педагогические принципы. Однако
они имеют и свои, присущие именно им принципы. Таковыми являются:
1. Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и
системность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения
самой дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной системы образования со
всеми
частями.
2. Фундаментальность, т.е. сущностный подход. Каждая дисциплина содержит с себе
базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной
области, пополнять их самостоятельно, может быть, в течение всей жизни. В каждой
дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент, без этого фундамента
невозможно построить все здание.
Сущностный подход является основной
фундаментализации. Он предполагает синергитический подход на основе синтеза на основе
синтеза
наук.
3. Культуросообразность. Этот принцип, выдвинутый в XX веке немецким педагогом
Дистервегом, не утратил своей роли и до наших дней. Он означает, что обучать следует
соответственно современному уровню развития культуры. В средние века обучение велось
с помощью лектора, стоящего за кафедрой. В наши дни этого для обучения далеко не
достаточно. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры,
средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От нас
требуется подготовка такой личности, которой придётся работать в условиях рыночной
экономики с её экономической формулой: знать, уметь, хотеть, успевать.
4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Эти термины имеют в своей основе общий
корень (от лат. Humanus человечный, humanitasчеловечество, человечность [66, с. 196]),
но каждый из них несёт в себе несколько специфическую смысловую нагрузку.
Гуманитаризация это описание всего, что связано с человеком и обществом, а
гуманизация означает: всё для человека, ради человека, во имя человека.
При проектировании педагогической технологии каждый преподаватель может и должен
осуществлять этот принцип, ибо, рассматривая ту или иную проблему в области своей
науки с точки зрения полезности её для общества, раскрывая её историческое значение и т.
п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Рассматривая проблемы
экологичности и одновременно учитывая возможности и способности учащихся, используя
не авторитарную педагогику, а педагогику сотрудничества, он делает свою педагогическую
технологию более гуманной, человечной, т. е. осуществляет принцип гуманизации
обучения, что в свою очередь способствует формированию высоконравственного человека.
гуманитарных
естественных,
и
технических
своей
профессиональной
5. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на
дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в
процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы
они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно,
забываются.
Таковы основные принципы педагогических технологий, т. е. исходные положения,
реализация которых ведёт преподавателя к овладению педагогическим мастерством, а
студентов
деятельностью.
6. Непрерывность образования, т.е. подготовка учащихся к необходимости продолжать
свою учёбу и совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки в течение всей
жизни. Научить на всю жизнь нельзя, т.к. информация меняется и дополняется каждые 510
лет. Следовательно, этот принцип предусматривает, что преподаватель в своей технологии
уделит достаточно внимания самостоятельной работе учащихся, выполняя наказ К.Д.
Ушинского «учить учиться», строя свою технологию с учётом дидактического принципа
перехода
самообучению.
Предполагаемые результаты или целевые установки заданы нам предметными программами
и Государственными стандартами, условия протекания также примерно одинаковы в
рамках классноурочной системы. Остается модель обучения. В модели обучения можно
выделить два яруса: верхний – методы и формы, нижний – педагогическая техника
(средства и приемы). При этом все это определенным способом организовано благодаря
алгоритмизации.
Таким образом, разница технологий заключается в используемых методах, алгоритме,
формах работы, т.е. процессуальных компонентах. Так, в проблемном обучении основным
методом познания является проблемный, суть которого в создании состояния
интеллектуального затруднения, побуждающего познавательную деятельность. В
программированном обучении – поэтапный метод при жесткой алгоритмизации; деловые
игры – метод моделирования учебных ситуаций и т.д.
обучения
от
к
новым
способам
преобразования
Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса как
обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.
Необходимость в переосмыслении возникает в связи с переходом к новым типам мышления
и
действительности.
По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела,
строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя. Всерьез
говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение
господствующей теории и реорганизация всей учебновоспитательной системы на основе
инновационных
преобразований.
К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике
технологии трансформирования знаний,
проблемного,
программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.
Знакомство с технологиями обучения позволяет понять, что их специфические
особенности обусловлены тем, какие психологопедагогические теории и подходы
использовались при их разработке. Однако различил технологии обучения прежде всего
объясняются уровнем развития теории обучения (дидактики) и задачами образования,
обусловленными его социокультурным контекстом. Наблюдаемая тенденция роста
интереса к личностному развитию актуализирует потребность в разработке личностно
развивающих технологий обучения.
умений и навыков,
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.