Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа им.Р.Гамзатова » Кизлярского района Республики Дагестан
Доклад.
Применение новых образовательных технологий
в условиях реализации ФГОС в сельской школе.
Докладчик: Магомедова И.Г.
Добрый день уважаемые коллеги.
Вот уже более десяти лет продолжается внедрение в образовательный процесс нового федерального образовательного стандарта, предъявляющего новые требования ко всем участникам образовательного процесса.
Со многими трудностями пришлось столкнуться за эти годы, особенно малокомплектной сельской школе.
- Первые проблемы возникали еще на подступах к школе.( Неравенство стартовых условий первоклассников)
- Наполняемость классов( класс-комплектов), когда достаточно проблематично формирование УУД на совмещенных уроках с двумя классами одновременно. Особенно сложно проводить занятия в 1-3 классах.
- Воспитание и обучение родителей так же ложится на плечи школы,. В настоящее время д/з представляет собой не заучивание или пересказ , а творческое задание( создание презентации, проекта, подготовка и ли формулировка проблемного вопроса или задания и т.д.). Родители учились в другое время, они в своем большинстве не имеют представления о том ,как все это сделать.
- Недостаточная материально- техническая база. Список возникающих проблем можно продолжить, но если,как говорится , время выбрало нас, мы с вами должны, преодолевая трудности , научить детей учиться.
Научить учиться . Мы с вами на практике прекрасно представляем , что это совсем не просто. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность ребенка, потребность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию. А если у ребенка нет этой потребности или она слабо проявляется ?
Большинство современных ребят пассивны, уровень активности в ходе учебного процесса низкий, а у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается не только в высокообразованных, но и инициативных людях, способных творчески мыслить. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. Поэтому мы с вами обращаемся к новым технологиям, методам и формам организации учебного процесса. Часть из которых ,к слову сказать , являются хорошо забытыми старыми.
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.
[ К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Предметно-ориентированные технологии
2. Технологии личностно-ориентированного обучения
3. Технология эвристического обучения
4. Диалоговые технологии
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии.
Наиболее часто используемыми технологиями являются: Личностно-ориентированное, развивающее обучение(Дифференцированное обучение, Создание ситуации успеха, Опора на субъективный опыт)
Технологии активизации деятельности учащихся( Проектный, проблемный, частично-поисковый, развитие критического мышления) ,
Технологии, направленные на эффективность организации и управления процессом обучения.( ИКТ)
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.
И конечно же здоровьесберегающие. Здоровье — это ДАР, который вы помогаете сохранить и по возможности развить в каждом ребенке.
На сегодняшний день остро встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс. Это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать представление и развить интерес к здоровому образу жизни.
Именно это цели ставит перед собой каждый их вас и Наталья Михайловна в том числе. В своей педагогической деятельности она всегда стремится идти в ногу со временем. Занятия физической культуры проходят с использованием профилактических методик; применением функциональной музыки. Уроки Натальи Михайловны всегда познавательны , занимательны проходят в необычной форме. На каждом занятии, используя дифференцированный подход, педагог создает ситуацию успеха для всех и каждого, чередует задания с высокой и низкой двигательной активностью, использует ИКТ. Все это обеспечивает повышенный интерес к предмету со стороны ребят.
Кроме того Наталья Михайловна ведет активную внеурочную деятельность . Проводит кружковую работу (3 часа), организует проведение оздоровительных мероприятий в течение года, ставших уже традиционными: « Мама, папа, я-спортивная семья», « Веселые старты», « День защиты детей»,
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
· Соблюдайте режим дня!
· Обращайте большое внимание на питание!
· Больше двигайтесь!
· Спите в прохладной комнате!
· Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
· Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
· Гоните прочь уныние и хандру!
· Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
· Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
· Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать начиная с самого раннего возраста.
Какими бы методами и приемами мы с вами не пользовались, всегда важно помнить, что главным правилом в деятельности педагога должно являться доброжелательное отношение к детям, любовь к профессии. Ну,а если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия для него будут в радость, и не принципиально где, когда и в какой форме они проводятся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.