Выступление по теме Как улучшить результаты ЕГЭ по истории и обществознаниюю
Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца, ни за год. То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня. Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию начинается в среднем звене с 5 и 6 (обществознание) класса и ведётся вплоть до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по истории и обществознанию, чтобы эту закономерность проследить.
Я не считаю, что главной целью преподавания истории и обществознания в школе , является подготовка к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то наш интереснейший труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса - это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся историей России, а значит, конечно, неплохо её знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по истории России, поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель, просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ.
Слайд 1 Наиболее актуальные проблемы;
1.Нехватка времени;
2.Большое количество сдающих, особенно обществознание;
3.Высокий уровень сложности и большой объем
информации по предметам;
4. Низкий уровень мотивации при подготовке к ЕГЭ у учеников;
5. Нежелание самостоятельно заниматься по предмету
при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Слайд 2 Методика подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ преследует следующие цели:
Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.
Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.
Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.
Выработать умения выполнять творческие задания.
Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 3 Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм работы на уроке и внеурочной деятельности. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и истории, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.
В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
1) в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся в форме ОГЭ)
2) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий, при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
Слайд 4 Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом уроке. Нередко, в начале урока пишу на доске ряд понятий и прошу ребят найти лишнее, выпадающее из ряда. Чтобы научить ребят работать с текстом, минимальную часть нового материала объясняю сама, все остальное находим вместе: анализируем, сравниваем, учимся составлять схемы.
В ходе подготовки применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в тестовой форме, а так же задания из второй части экзаменационных работ. Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тетрадь выписываются проигрышные вопросы и правильные ответы к ним. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Для закрепления пройденных тем, наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.
Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и ЕГЭ, тематические сборники ОГЭ и ЕГЭ. Все тесты ЕГЭ, которые применяются для тренировки, составлены только ФИПИ.
Слайд 5 Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Актуальные вопросы обществознания», кружок для 9 класса «Практическое обществознание» и индивидуальные консультации. Данные курсы направлены, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Занятия носят практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию и истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию и истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях.
В течение 10-11 классов стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.
Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и в ходе элективного курса.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, решая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.
Несмотря на все сложности, ЕГЭ сегодня является основной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников школы позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в различные вузы страны выросло и неизменно растет. Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.