Доклад
Оценка 4.7

Доклад

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
11.02.2017
Доклад
Доклад на методическое объединение учителей начальных классов по теме " Инклюзивное образование в условиях современной школы", освящает вопросы истории инклюзивного образования, основные правила инклюзии, принципы инклюзии, результаты инклюзии. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, руководителям школьных и методических объединений.
Инклюзивное образование в условиях современной школы.docx
Инклюзивное образование в условиях современной школы Бурлакова М.В. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 Государствам   следует   признавать   принцип   равных   возможностей   в   области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность,   в   интегрированных   структурах.   Они   обязаны   обеспечивать   включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования. Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями. «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ­инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба». Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета. «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное   (включающее)   образование обладает   ресурсами,   направленными   на стимулирование   равноправия   обучающихся   и   их   участия   во   всех   делах   коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых   общения.                                                    Инклюзивное образование в России По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей­инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях­интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек. 23,6% детей­инвалидов страдают заболеваниями различных   органов   и   нарушений   обмена   веществ,  21,3%   –  умственными   нарушениями   и 23,1% детей­инвалидов имеют двигательные нарушения. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей для с   особыми   потребностями   в   общеобразовательных   (массовых)   школах.   В   основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для   детей,   имеющих   особые   образовательные   потребности.   Инклюзивное   образование   – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.                                     Ситуация с инклюзивным образованием в России Первые   инклюзивные  образовательные   учреждения  появились  в  нашей  стране  на  рубеже 1980   –   1990   гг.   В   Москве   в   1991   году   по   инициативе   московского   Центра   лечебной педагогики   и   родительской   общественной   организации   появилась   школа   инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11­ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей­инвалидов. По результатам эксперимента были   проведены   две   международные   конференции   (1995,   1998).   31   января   2001   года участники   Международной   научно­практической   конференции   по   проблемам интегрированного   обучения   приняли   Концепцию   интегрированного   образования   лиц   с ограниченными  возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки   педагогов   к   работе   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья коллегия   Министерства   образования   РФ   приняла   решение   о   вводе   в   учебные   планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу   же   появились   рекомендации   учреждениям   дополнительного   профобразования педагогов   ввести   эти   курсы   в   планы   повышения   квалификации   учителей общеобразовательных школ.  Конституция Российской Федерации  Закон Российской Федерации «Об образовании  в РФ» от 29 декабря 2012  г. № 273­ Законодательные ресурсы: ФЗ  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181­Ф  Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод  Конвенция ООН о правах ребенка Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений  Каждый человек способен чувствовать и думать  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным  Все люди нуждаются друг в друге  Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте   реальных взаимоотношений  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Включение – это не интеграция:   Включение – это больше, чем интеграция  Молодые люди учатся вместе в обычной школе  Специалисты приходят помогать детям  Обычные школы изменяются  Внимание на возможности и сильные стороны ребенка  Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные  Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями  Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью  Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Включение – это:   НЕТ специализированных классов в обычной средней школе  НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки  НЕТ присутствия детей 1­2 часа в день в средней школе  НЕТ закрытых учреждений интернатного типа. Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:  Быть инклюзивным  – означает искать пути для всех детей, быть вместе во  время обучения (включая детей с инвалидностью).  Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая   достаточно   способностям. Инклюзия учитывает   как   потребности,   так   и   специальные   условия   и   поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. соответствует его     сложна,   но    В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива  Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного   сообщества   для   удовлетворения   его   специальных   образовательных потребностей. Правила инклюзивной школы:  Все ученики равны в школьном сообществе  Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня  У   всех   учеников   должны   быть   равные   возможности   для   установления   и   развития важных социальных связей  Планируется и проводится эффективное обучение  Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников  Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика  Семьи активно участвуют в жизни школы. Принципы формирования индивидуальной программы обучения:  Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)  Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика  Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения  Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе  Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения  Составлена с целью повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен при условии, если:  он достаточно гибок,  ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы  он уважает индивидуальные различия  он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива  он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе  он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде. Результаты инклюзии:  У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса  Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов  Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны  Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика  Появляются возможности для обобщения и передачи навыков  Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков  Существуют процедуры оценки эффективности В   России   для   детей   с   инвалидностью   создана   и   успешно   функционирует   система специального   образования.   В   этих   учреждениях   созданы   особые   условия   для   занятий   с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из­за обособленности специальных/коррекционных   образовательных   учреждений   уже   в   детстве   происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей­инвалидов в специальных   условиях   –   конкурентность   их   на   образовательном   рынке   низкая   и   тяга   к продолжению   образования   невелика   по   сравнению   с   выпускниками   обычных общеобразовательных школ. Альтернатива   такой   системы   –   совместное   обучение   ребят   с   ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В   основу   инклюзивного   образования   положена   идеология,   которая   исключает   любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования   для   всех,   в   плане   приспособления   к   различным   нуждам   всех   детей,   что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Совместное (инклюзивное)  обучение   признано  всем  мировым  сообществом   как   наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном   образовании   закреплены   в   российских   государственных   документах (Национальная   доктрина   образования   Российской   Федерации   до   2025   года,   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети,   в   независимости   от   их   физических,   психических,   интеллектуальных   и   иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,   которые   учитывают   их   особые   образовательные   потребности   и   оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Система   инклюзивного   образования   включает   в   себя   учебные   заведения   среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой   Конвенции   говорится   том,   что   в   целях   реализации   права   на   образование государства­участники   должны   обеспечить   инклюзивное   образование   на   всех   уровнях   и обучение в течение всей жизни человека. Актуальность   введения   инклюзивного   образования   обусловлена   профессиональными потребностями   педагогов,   работающих   с   детьми   с   особыми   образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей. На   сегодняшний   момент   можно   выделить   несколько  барьеров   для   инклюзивного образования:  Отсутствие гибких образовательных стандартов.   Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального режима обучения.  Несоответствие   учебных   планов   и   содержания   обучения   массовой   школы   особым образовательным потребностям ребенка.   Отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива   образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.   Отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация  Отсутствие   у   педагогов   массовых   школ   представлений   об   особенностях психофизического   развития   детей   с   ОВЗ,   методиках   и   технологии   организации образовательного и коррекционного процесса.   Недостаточное   материально­техническое   оснащение   общеобразовательного учреждения   под   нужды   детей   с   ОВЗ   (отсутствие   пандусов,   лифтов,   специального учебного,   специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения.   медицинского   оборудования,   реабилитационного,  Отсутствие   методических   материалов   (поурочные   разработки,   планирование, конспекты занятий, технологические карты). Литература: Юлия 1.   Развитие   инклюзивного   образования:   сборник   материалов   /   Составители:   Сергей Прушинский, 2007. 2.   Конституция   РФ,   Федеральный   закон   «Об   образовании»,   Федеральный   закон   «О социальной РФ» 3. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива» Симонова.–М.РООИ инвалидов   «Перспектива»,     в     защите

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017