Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Томичи
Доклад
«Формирование финансовой грамотности у
обучающихся начальной школы»
Подготовила:
учитель начальных классов
Шаталова А.С.
2022г
СЛАЙД 1 Значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека занимает финансовая грамотность. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.
СЛАЙД 2 Поэтому одной из задач образования в школе является адаптация обучающихся к активной жизни в условиях рынка.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях.
Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
СЛАЙД 3 В УМК «Школа России» включены темы по финансовой грамотности в курс таких предметов как математика и окружающий мир. При изучении математики дети знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Знакомятся с понятием цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Изучая окружающий мир обучающиеся, узнают: что такое экономика, государственный бюджет, семейный бюджет, знакомятся с историей денег.
Но всё это носит не системный характер, поэтому чтобы процесс формирования финансовой грамотности обучающихся носил целостный характер, задания, направленные на развитие финансовой грамотности, я включаю в другие учебные предметы, внеурочные занятия, при проведении классных часов.
СЛАЙД 4 Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности использую УМК «Введение в финансовую грамотность», который разработан с учётом возможности встраивания предлагаемых в нём тем на уроках по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология» и также учебные пособия, которые представлены на слайде.
Формирование финансовой грамотности младших школьников осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.
Целью финансового воспитания я считаю не только расширение экономического кругозора младшего школьника, но и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость.
Любимое занятие детей в младшем школьном возрасте – игра. Поэтому в своей работе я использую игровые технологии. Провожу сюжетно-ролевые игры такие как «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».
СЛАЙД 5 Достоинство игрового метода обучения заключается в том, что он вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Например, для знакомства детей с основными экономическими понятиями я провела игру -путешествие по финансовой вселенной.
СЛАЙД 6 В игре принимали участие 3 команды (экипажи). Игра- путешествие состояла из ряда этапов- посещение планет в определенной последовательности.
СЛАЙД 7 На каждой планете ребятам предлагалось выполнить определенные задания.
СЛАЙД 8 В ходе занятия ребята познакомились с понятием экономика, СЛАЙД 9 узнали для чего нужно быть финансово грамотным,
СЛАЙД 10 отгадывая загадки выяснили, что относится к экономике.
СЛАЙД 11 За выполненные задания экипажи получали звездочки, в конце занятия каждый экипаж обменял заработанные звездочки на детали для строительства своего космического корабля.
На уроках литературного чтения представление детей о различных понятиях финансовой грамотности, я формирую, анализируя прочитанные произведения,
СЛАЙД 12 работая с пословицами и поговорками. Многие сказки, СЛАЙД 13 рассказы, басни имеют в своем содержании и элементы экономики, знакомят с трудовыми отношениями. (Каша из топора, Сказка о рыбаке и рыбке, Стрекоза и Муравей и др.)
СЛАЙД 14 На примере сказки Петушок и бобовое зернышко я познакомила детей с понятием обмен, бартер, товар. Ребята учились практически осуществлять процесс обмена и в результате пришли к выводу что покупка товара за деньги более удобный способ, чем обмен.
Решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.
СЛАЙД 15 Такие задания удобно встраивать в уроки технологии.
СЛАЙД 16 Например, урок по теме «Праздничный стол» включает в себя не только работу с пластилином и выполнение проекта по заданию, но также я познакомила обучающихся с правилами, которые необходимо соблюдать при совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал, обсудили с детьми способы экономии домашнего бюджета. Ребята составили список покупок для праздничного стола. Провела игру «Поход в магазин». Данное занятие способствовало формированию финансово грамотного поведения при совершении покупок; осмотрительному отношению к акциям и распродажам, подведению обучающихся к пониманию важности составления списка перед походом в магазин.
В учебный курс математики ввожу различные экономические задачи СЛАЙД 17, что помогает обучающимся проще понять практическую ценность математики. При решении таких задач акцент делается не только на математический аппарат, но и на поиск подхода к принятию финансово грамотного решения.
Сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент урока математики в 4 классе по теме «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями», одной из задач которого являлось формирование грамотного поведения при выборе товаров и услуг. ФРАГМЕНТ УРОКА 4 КЛАСС
СЛАЙД 18 Обучающиеся моего класса активно принимают участие во всероссийских олимпиадах по финансовой грамотности и занимают призовые места.
Итак, системное применение разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности обучающихся начальных классов обеспечит хороший уровень финансовой грамотности, что в свою очередь будет способствовать формированию успешной личности каждого ребенка.
СЛАЙД 19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.