Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
«Формирование культуры здорового образа жизни
школьников школы-интерната».
воспитатель:Жорова Н.А
октябрь 2019 год
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного общества. В соответствии с « Конвенцией о правах ребенка» (1989) и « Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с особыми познавательными потребностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечения воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые в этом нуждаются.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранения здоровья физического, психологического и духовного, являются актуальными в наше время, они вышли сегодня из разряда педагогических и обрели социальное значение. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового ребенка.
Все чаще вспоминаются слова Ж.Ж Руссо: « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
Проблема сохранения здоровья школьников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий. Вся работа по формированию ЗОЖ у воспитанников строится комплексно, т.е в течение всего дня, начиная с подъема детей и заканчивая отбоем.Здоровье для детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развития учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников. Образовательно-воспитательный процесс включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является общей для образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.
Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов - все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все!» В ней определены два самых главных принципа, на которых строятся основы человеческого бытия: Первый- здоровье было, и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, так как качество человеческой жизни и состояние человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. И именно это превышает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен подняться сам. Работая над этой темой со своими воспитанниками, я попросила их дать своё определение понятия « здоровье». Ответы детей были следующими: - Здоровье – это когда хорошо (отвечают дети). – Здоровье – когда ничего не болит. – Здоровье – от слова « Здорово!» - Здоровье – когда радуешься.
Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственность, на 20% - состояние окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни. Здоровье сберегающая среда в образовании – это не только и не столько оздоровительные мероприятия, сколько гигиенические рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил». Создание благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий успешной адаптации воспитанников нашей школы- интерната. Целью на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранении здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровый образ жизни объединяет, все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального общественного здоровья. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Внеклассная физкультурно-оздоровительная, спортивно- массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление воспитанников школ-интернатов, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из моих задач являются укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью использую различные формы:
- физкультминутки
- подвижные игры
- спортивные праздники
- дни здоровья и спорта
-пешеходные прогулки и экскурсии.
Воспитание здорового образа жизни у своих воспитанников я считаю важнейшим звеном и в системе воспитательной работы, которая способствует укреплению и сохранению здоровья, формированию у воспитанников с ОВЗ потребности в двигательной активности.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и других видов деятельности в течение суток. Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы. Важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно младший школьный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
-снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
-рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности. Должен быть обеспечен достаточный отдых (с пребыванием на свежем воздухе). Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Выполнять домашнее задание, пообедав и побывав на свежем воздухе 1.5-2 часа. Активный отдых после уроков, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.
Неоценимое значение для здоровья, имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: в 7-9 лет 10 часов, в 12-14 лет - 9-10 часов.
Проблема здоровья сбережения является достаточно сложной, так как требует серьезных научных разработок и серьезных программ на уровне образовательного учреждения, в которых предусматривалось бы сохранение здоровья не только воспитанников, но и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Оканчивая нашу школу, молодые люди строят определенные жизненные планы, чтобы их реализовать и добиться профессионального успеха, необходим и хороший резерв здоровья. И только при таких условиях можно говорить о светлом будущем наших воспитанников.
Литература:
1. Васильева Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у школьников/ Т.П. Васильева// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М., 2000;
2. Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников – 2008.-№8;
3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2005, №3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.