Бабидские восстания в Иране.
Ход движения бабидов. Характер восстаний.
Ход движение бабидов.
Движение бабидов можно условно разделить на три периода:
1. 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;
2. 1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана;
3. после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.
В 1844 г. Баб начал свои проповеди в Ширазе. Вскоре он предстал перед судом улемов и был приговорен к тюремному заключению. Из Шираза проповедник бежал в Исфаган, где его укрыл генерал-губернатор. После смерти губернатора Исфагана (1848) Баб был второй раз арестован. Суд в Тебризе приговорил проповедника к смертной казни. Именно здесь, в Тебризе Баб объявил себя Махди. Осенью 1848 г. умер Мохаммад-шах, в стране началась борьба за власть, ею и воспользовались бабиды для начала восстания против Каджаров. В 1848-1852 гг. по Ирану прокатилась волна народных выступлений. В них участвовали горожане («люди базара»), крестьяне, средние землевладельцы. Во главе движения стояли представители низшего духовенства.
Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.
В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.
Характер востаний.
Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.
Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.
В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и элиты. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.