Доклад «Интерактивные формы работы с родителями воспитанников»
(из опыта работы)
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада, которые определяются, как сотрудничество и взаимодействие. Для решения этой задачи необходимо создать условия, обеспечивающие полноценное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам формирования здоровья детей и их личностного развития. В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющими вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Целью нашей работы стало: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков интеллектуального развития детей и обучение приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно - психологического климата.
Перед нами стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Мы считаем важным условием эффективной физкультурно- оздоровительной работы повышение уровня знаний родителей о здоровом образе жизни, обучения их методам и приемам формирования здоровья детей, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада.
Огромной популярностью среди родителей пользуется детско - родительские клубы, семейные клубы, студии, где проходят их совместные игры, соревнования, эстафеты. Уникальность заключается в том, что специально подобранные упражнения, задания рассчитаны не только на укрепление здоровья, но и на установление близких контактов мамы, папы с ребенком.
Например, сидя на полу напротив друг друга, они не просто наклоняются вперед, но обязательно должны обняться, тесно прижаться друг к другу. Матери и отцы воочию убеждаются, как нуждаются дети в физических контактах, как они радуются, когда мамы их ловят, прижимают к себе, манипулируют ими при выполнении совместных упражнений.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
В нашем детском саду проводится большая работа с родителями по разным направлениям. Формы работы с родителями были следующие: деловая игра для родителей «Мы такие разные», семинар-практикум «Приобщение детей к здоровому образу жизни», мастер-класс «Семейный досуг», игровой тренинг «Обучение родителей взаимодействию с детьми в играх».
Надо сказать, что организация взаимодействия с семьей - работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Основные характеристики интерактива - это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения; - формируется умение критически мыслить, рассуждать. Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы. Участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее; - участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться. Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью. Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие креативного мышления, поиск нестандартных выходов из проблемных ситуаций.
При подготовке к работе с родителями мы проводим анкетирование, с целью выявления знаний родителей по данному вопросу, запроса участников и получения дополнительной информации от них. В конце раздаем памятки, рекомендации по теме. Родители делятся опытом, обсуждают и решали проблемные ситуации.
Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.
Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.