Доклад "Использование активных форм работы на уроках истории"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Доклад "Использование активных форм работы на уроках истории"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Использование активных форм работы на уроках истории.docx

История в наше время есть центр всех познаний, наук,
естественное условие всякого развития;
направление историческое обнимает все!

Иван Киреевский

Ни для кого, ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.

Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей  продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию системы активных методов обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание. Современная методика изучения истории в школе предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности учащихся. Активные формы учебной деятельности классифицируются следующим образом: моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность).

Опыт позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения. 

Цель реализуется через решение следующих задач:

·         систематизация программного материала по критерию- возможности использования активных форм;

·         разработка целостной- взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;

·         отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения- истории.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.

О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками обычно на уроках.
Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме.

В своей практике я использую следующие модели учебных занятий на основе игровой деятельности:

·         игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

·         игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);

·         игры-соревнования (наличие фиксированных правил,  отсутствие сюжета и ролей,   первый   план   субъектно-объектных   отношений).

Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

Цель игры — создание игрового состояния, специфического; эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Игра держится на четких и строгих правилах, соблюдение которых обеспечивает содержательность, состязательность и результативность игровой деятельности. Школьники могут участвовать в ней индивидуально, группами или коллективно. Игры с правилами используются на всех этапах процесса обучения истории как познавательные, развивающие и аттестационные, включают в свое содержание все структурные компоненты учебного исторического материала (факты и теорию, даты, картографию, персоналии, понятия и т.п.), не требуют предварительной подготовки и поэтому широко распространены в школьной практике.

Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

Заключение.

В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

• эффективном взаимодействии учителя и ученика;

• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;

• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними;

•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.

 

 

Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

• могли связать новый материал с предыдущим;

• заинтересованы в том, что делают;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи. 

 

Список литературы:

1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985;
2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1988;
3.Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991;
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998;
5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
6. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Н; 1994.


 

скачать по прямой ссылке