Доклад на августовской областной конференции "Народная мудрость, как эффективный метод работы с родителями"
Оценка 4.8

Доклад на августовской областной конференции "Народная мудрость, как эффективный метод работы с родителями"

Оценка 4.8
doc
13.04.2020
Доклад на августовской областной конференции "Народная мудрость, как эффективный метод работы с родителями"
Мой доклад.doc

   Добрый день уважаемые коллеги. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского,  невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике.  От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.  Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребёнка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы - основы всего этого закладываются в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико.

   Как правильно построить свою деятельность на основе новых форм отношений педагогов и родителей? Как сделать так, чтобы родители стали союзниками классного руководителя, получили ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания? Наверное, над этими вопросами задумывается каждый классный руководитель, и я не стала исключением.

   Сотрудничества с семьей в интересах ребёнка подразумевает формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организации помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.             

 

   Проанализировав свою работу по данному направлению, я пришла к выводу, что информационный метод работы на родительском собрании малоэффективен. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют определенные трудности.

       Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители, получая информацию, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей.

       Сегодня применение инновационных форм в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование нестандартных методических приемов, например:  притч,  позволяет  сделать работу более успешной.

      Давно стало истиной, что все новое – это хорошо забытое старое. Притча является одним из древнейших жанров литературы наравне с загадкой, басней и сказкой.  С давних времен люди использовали притчи как средство психологического воздействия и поддержки. Перенеся жизненный урок, заключенный в притче, на решение собственных проблем воспитания.  Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом-психологом. Современные родители, замученные множеством бытовых проблем и дефицитом времени, очень восприимчивы к чистоте выражения чувства и мысли, если она обращена к их ситуации, к логике их жизни. Смысл каждой притчи человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Вывести мораль из притчи, значит, сказав притчу, прибавить к ней поучительный вывод. Одна и та же притча может дать основания для нескольких выводов. Когда родитель постигает относительный характер отдельных норм, он может изменить свою позицию за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.   

   С помощью народной мудрости  в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности, притчи особенно хорошо подходили для этой цели.

Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:

·        Привлекают и удерживают внимание.

·         Иллюстрируют и усиливают устную речь.

·         Сводят к минимуму непонимание.

·         Усиливают запоминание.

·        Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.

·        Повышают профессиональную компетентность педагога.

 

  Притчи  наряду с необычайной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения содержат нечто неожиданное, непредвиденное. Привычный ход мыслей и желаний вдруг предстает совсем в другом свете. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. Это изменение позиции  и есть -  самая важная функция притч.

 

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и  художественной  форме, но и в доступности для любого слушателя. Притчи не перестают удивлять, привлекать и очаровывать простой элегантностью и красотой сюжета, изысканно выраженными идеями — сгустками вековой народной мудрости. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать  и на ум, и на чувства слушателей. Это история народа, его духовное богатство. Притчи можно использовать в самых разных ситуациях общения: в публичном выступлении, в качестве обоснования в споре, в беседе, дискуссии, и, что важно для педагогического общения, в разрешении конфликтных ситуациях.

     Так же, притча содержит мотивирующий компонент и ее можно использовать в начале беседы для того, чтобы заинтересовать родителей в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Конечно, притча может использоваться как самостоятельный компонент беседы с родителями, но лучше всего использовать ее в совокупности с психологическими упражнениями.  В конце беседы с родителями, как правило, педагоги дают рекомендации, но опыт показывает, простое перечисление  рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте.  Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий. Для этого тоже лучше использовать притчу. Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей.   

     А если притчу еще и показать, то  родителям предоставляется возможность   визуально представить предъявляемую информацию, при этом достигается более качественное усвоение материала. Например, для осознания ценности семейного воспитания, важности его в течение всей жизни ребенка, можно показать притчу «Кувшин». Сейчас я вам её продемонстрирую.

 

Кувшин.

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли кувшин?»

 На что те ответили: «Да , полон».

Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями.

Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь кувшин?»

Ученики вновь подтвердили , что полон.

Тут мудрец взял коробку  с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл

Еще раз спросил своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ.

Тогда достал мудрец кружку, полную воды  и вылил ее в кувшин до последней капли.

Сказал мудрец:

«Я хотел,  чтобы Вы осознали, что кувшин- это наша жизнь. Камни- самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох

- это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и прочее. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: не останется времени на самое главное. Уделяйте внимание своим родным и близким, берегите своё здоровье, а заняться уборкой, ремонтом и т. д. всегда найдётся возможность».

Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос:

" А для чего же была нужна вода?"

Учитель с улыбкой ответил: "Я добавил в кувшин воды, чтобы показать Вам , что как бы  ни занята была ваша жизнь, всегда найдётся место для отдыха".

 

 

      Таким образом, используя в работе с родителями методический прием - притчу, педагог создает доверительную атмосферу в группе, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, активизирует группу на продолжение совместной работы, что в дальнейшем положительно отражается на детско-взрослых взаимоотношениях. Любой педагог, желающий получить максимально возможный эффект от общения  с группой родителей может применять притчу, как действенное, простое, не требующее затрат, повышающее компетентность самого педагога  средство. На родительских собраниях часто использую притчи. Ненавязчивые рассказы, пронизанные народной мудростью- притчи способствуют сближению и взаимопониманию с родителями. Помогают глубже раскрыть тему собрания.

 

В конце своего выступления я хотела бы предложить вашему вниманию несколько притч на различные жизненные ситуации.

 

                            

                                       Притча о родителях и детях

 

Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты  мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал.- Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты

посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она  вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»  

 

Урок бабочки

   Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 
   Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 
   Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 
   Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. 
   А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 
   Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 
    
   Я просил сил…  А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. 
   Я просил мудрости…  А жизнь дала мне проблемы для разрешения. 
   Я просил богатства…  А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. 
   Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. 
   Я просил любви…  А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. 
   Я просил благ…  А жизнь дала мне возможности. 
   Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно. 

Притча «Цыпленок и орел»

Жил на свете фермер, занимавшийся разведением кур. Еще одной его страстью было скалолазание. Однажды, карабкаясь на очередную скалу, он наткнулся на огромный выступ. На этом выступе лежало гнездо, а в гнезде – три больших яйца. Орлиных яйца.

Он знал, что поступает абсолютно нелогично и, конечно, неправильно, но заманчивая перспектива оказалась сильнее разумных доводов, и он взял одно из яиц и положил в рюкзак, оглядываясь, нет ли поблизости их мамаши. Потом он спустился вниз и, вернувшись на ферму, подложил орлиное яйцо к курам.

В эту ночь мама-наседка сидела на очень большом яйце, равного которому не было ни в одном курятнике. Петух был очень горд этим.

Через некоторое время яйцо треснуло, и малыш увидел свет. Он повернулся на тоненьких ножках и увидел наседку.

- Мама! – воскликнул он.

Орденок рос со своими братьями и сестрами цыплятами. Он научился всему, что должен уметь цыпленок: кудахтать и клевать зерна, тыкаться клювом в грязи, чтобы найти червяка или что-нибудь съедобное, шумно хлопать крыльями и пролетать несколько футов в воздухе, прежде чем плюхнуться в пыль. Он свято верил во все, во что должен верить цыпленок.

Однажды на закате своей жизни, орел, который думал, что он цыпленок, поднял глаза к небу. Высоко-высоко, в прозрачных воздушных потоках, широко расставив мощные золотые крылья, парил орел.

- Кто это? – спросил старый орел, обратившийся к своей соседке по ферме. – Он великолепен. Сколько силы и изящества. Столько поэзии в каждом взмахе крыльев, в каждом движении.

- Это орел, - ответила курица, - король птиц. Это небесная птица. Но мы, мы просто куры, мы птицы земли.

Так случилось, что орел жил и умер курицей, потому что всегда думал, что он – курица.

 

 У каждого свой путь

Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики. На это учитель ответил: — Можешь учиться у меня вместе с другими учениками. Но только при таком условии: не подражай мне и не становись моим последователем. Человек задумался и спросил:

— За кем же мне тогда следовать?

 — Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься со своего истинного Пути.

— А как же твои другие ученики?

— Они еще молоды и лишь ищут свой Путь. В юности лучше кому-то подражать и кому-то следовать. Но они станут взрослыми и покинут меня каждый в своем направлении, помня меня, но не подражая мне. А ты уже немолод. Тебе поздно подражать мне.

 

ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ

Купец вернулся домой после долгих странствий.

К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.

Как быть?

Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!

Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.

Прошло время.

С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.

Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.

Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.

Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.

Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.

Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
– Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…

 

  И завершить своё выступление я хотела бы  притчей.

                                  

                                      ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: – Пойду- ко я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?». Пристально глядя в глаза, мудрец ответил:  «Всё в твоих руках».

 

 


Добрый день уважаемые коллеги

Добрый день уважаемые коллеги

Наверное, над этими вопросами задумывается каждый классный руководитель, и я не стала исключением

Наверное, над этими вопросами задумывается каждый классный руководитель, и я не стала исключением

Одна и та же притча может дать основания для нескольких выводов

Одна и та же притча может дать основания для нескольких выводов

В конце беседы с родителями, как правило, педагоги дают рекомендации, но опыт показывает, простое перечисление рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и…

В конце беседы с родителями, как правило, педагоги дают рекомендации, но опыт показывает, простое перечисление рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и…

Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека

Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:-

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:-

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности

У каждого свой путь Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики

У каждого свой путь Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020