Доклад на методическое объединение по теме: «Формы использования информационных технологий в образовательном процессе»
Оценка 4.9

Доклад на методическое объединение по теме: «Формы использования информационных технологий в образовательном процессе»

Оценка 4.9
docx
03.01.2021
Доклад на методическое объединение по теме: «Формы использования информационных технологий в образовательном процессе»
доклад на мо формы технолог.docx

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 5для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

п.г.т. Новобурейский».

 

 

 

 

 

Доклад на МО по теме:

«Формы использования             информационных технологий                          в образовательном процессе»

 

 

 

                                                              Подготовила: учитель   I категории                      

Карева Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

пгт Прогресс

2020 г.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания

 Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал инновационного развития общества и основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.

Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно – деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования передовых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий (УУД).

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.

Внедрение в практику работы школ  ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

ИКТ-компетентности ученика прописаны в ООП НОО.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

- умение  правильно  отбирать источники информации;

- умение находить и преобразовывать  информацию  их различных источников;

- владение конкретными навыками по использованию технических устройств;

- способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;

- знание  особенностей информационных потоков в нужной области.

Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

- сохранять устойчивый интерес к предмету;

- моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;

- учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;

- развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ на наш взгляд являются:

Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.

Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.

Сохранение высокого темпа урока, занятия.

Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.

Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.

Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися  применяются такие формы ИКТ – технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1.    Презентация:

-       наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

-       быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

-       решение задач и просмотр результата;

-       коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2.    Видеофрагмент:

-       позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3.    Анимация:

-       реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4.    Тест на компьютере:

-       даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

-       позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

-       сразу же сделать работу над ошибками.

5.    Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.

Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

Таким образом, использование  ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него  учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

            Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

 Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

компьютерный класс;

один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

компьютер в библиотеке школы;

один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;

компьютер у учащегося дома.

Компьютерный класс

Основное достоинство такой организационной формы заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору

В этой организационной форме компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

Компьютер в библиотеке школы

Данная форма предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса

Такая форма позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

Компьютер у учащегося дома

В данной форме, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.

Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные обучающие программы.

Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

            Итак, использование компьютера – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

 

 

 

 

 


 

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

XXI век – век высоких компьютерных технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий

Главными преимуществами применения

Главными преимуществами применения

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов: 1

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов: 1

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность

Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности

Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности
Скачать файл