Доклад на педсовет: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

  • docx
  • 06.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала формирование функциональной грамотности на уроках географии.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом                                       

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Работа с текстом

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии -  ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют их. А ведь почти в каждом задании в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. 

- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное; 5-6 кл

- составление развернутых планов и конспектов параграфов;

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;6 кл

-составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 –  классы)

- создание схематичного рисунка по тексту;

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;

- заполнение текста пропущенными словами;

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Работа с географической картой

 В географии главный метод исследования – картографический. Задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и

наоборот - нахождение географических координат объекта

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

- задание, требующее владения приемом наложения карт

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты.

- Албания, Монголия, Сирия, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

2) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки восточного и западного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань.

3) «Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

1.     Самый маленький  материк. (Австралия)

2.     Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)

3.     Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)

4.     Самый большой по площади океан. (Тихий)

4) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Работа со статистическим материалом

К статистическим материалам мы, как правило, относим схемы, графики, таблицы, диаграммы, и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- работа с климатограммами;

- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы (уклон, падение и сток реки; абсолютные высоты; и т.д.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;

-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;

решение различных географических задач;

Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии в последние 2 года уже дает, пусть пока небольшие, но положительные результаты. Это позволит большинству учащихся в дальнейшем самостоятельно успешно подготовиться к экзамену по географии в 9-11 классах и написанию ВПР.

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.