Доклад на педсовет по теме: «Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме».
Оценка 4.8

Доклад на педсовет по теме: «Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме».

Оценка 4.8
docx
05.12.2020
Доклад на педсовет по теме: «Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку  и  самоанализу  при письме».
доклад на педсовет.docx

Государственное автономное общеобразовательное учреждение  Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 5для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

п.г.т. Новобурейский».

 

 

 

Доклад по теме:

«Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель  I категории

Карева Светлана Николаевна

 

 

 

 

пгт Прогресс 2017г.

Доклад на тему:

«Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме».

 

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.    

Как известно, одним из самых сложных школьных предметовдля большинства учащихся является русский язык.  Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическимипроблемами.  Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных (познавательных),  общеучебных и коммуникативных навыков.

Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у «особого» ребёнка высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия), которые у них очень слабо развиты, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы

Мышление - творческий процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций.

Основными операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Первейший признак умственной отсталости - нарушение мышления. Недоразвитие мышления таких детей определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Притом, нарушения наблюдаются во всех операциях мышления.

Снижается уровень обобщения у учащихся с нарушением психического развития, которое проявляется преобладанием в суждениях непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей между предметами. «Особые» дети мыслят конкретнот. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Например, при классификации предметов они объединяют в группы разнородные предметы (тетрадь и стол, поскольку оба нужны для письма). Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Пословицы понимаются буквально, и при этом утрачивается их обобщенный смысл. При сравнении предметов отсталым учащимся легче установить различия, чем уловить сходство. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.

В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Например: заучивая правила наизусть, учащиеся не понимают их смысла и не умеют их применять. В связи с этим изучение русского языка — предмета, в наибольшей степени требующего усвоения правил, представляет особенную трудность для детей с нарушениями интеллектуального развития. Они не способны совершать словесное опосредование объективных связей между предметами и явлениями реального мира, что затрудняет им управление своим поведением. Таким образом, несовершенно отражается предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. Такие дети не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений. Их аналитическая деятельность основывается на представлениях и понятиях. Такие учащиеся в своём развитии идут от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями, что является необходимой предпосылкой понимания учащимися явлений окружающей жизни. Особые трудности у учащихся с отклонениями в развитии возникают при установлении и понимании причинно-следственных связей. Детям легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать.

Недоразвитие высших форм мышления «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Отсюда вывод — умственно отсталые дети смогут научиться обобщать.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности и инертности мышления. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Она характерна для многих умственно отсталых учащихся. У них обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок, связанных с бездумным написанием слов на изученные орфограммы, безразличным отношением к собственным ошибкам.

Слабость регулирующей роли мышления у «особых» детей возникает в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые учащиеся не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

Таким образоммышление таких детей конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна. Для того, чтобы помочь учащимся с нарушениями психического развития научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности применяю на уроках русского языка приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.

Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Коррекция - исправление (преодоление) недостатков физического и психического развития аномального ребёнка.

Важнейшим значением коррегирования высших психических функций является развитие мыслительных операций. Мышление развивается двумя путями: первый — от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй — от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Автор «Методики обучения русскому языку в коррекционной школе» А. К. Аксёнова выделяет пять основных методических принципов обучения умственно отсталых школьников русскому языку:

* принцип коммуникативной направленности;

·         принцип единства развития речи и мышления;

·         принцип повышения языковой и речевой мотивации;

·         принцип формирования чувства языка и опоры на него;

* принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно
отсталых детей приводит к неполноценности их речевой
практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает
формирование логического мышления, затрудняет устранение
недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его
форм. Разорвать этот замкнутый круг можно, прежде всего в области речи. Речь - канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

Формируя речь, работаю над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, пишет В. Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной активности».

Принцип единства речи и мышления реализуется с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

По данным исследования Б. Брёзе, активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей: «...учащиеся вспомогательных школ интенсивно развивают свои способности... и склонности к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу». Применение вышеназванных методов и приёмов на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому на уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.

 

В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, Поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:

1.     Словесные лабиринты

2.     Изменение направления текста

3.     «Перевертыши»

4.     Слова с «зашумлением»

5.     Анаграммы (анаграммы с нумерацией)

     Таким образом,  коррекционные упражнения оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы.

      Примеры коррекционных упражнений.

1.Решение анаграмм.

 

ЯИЦАИВАавиация, ШАФТЛАНДландшафт, РГСТРТРЕИАУА -регистратура, ШЕВЯ швея и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

 

2.нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

 

Каждому числу соответствует определённая буква:

123456789 10 11 12

АРНМГОСВТ И У Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.

3.Назвать слова с заданной буквой.
Варианты:

а)Назвать слова, начинающиеся на букву «а».

б)Назвать слова, оканчивающиеся на букву «т».

в)Назвать слова, в которых третья от начала-буква «с».

4.Слова с «зашумлением»

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_25dbe4fe.jpg

5.При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон».Например:

Образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_13a43ba4.jpg

6.расположить прямоугольники по степени увеличения точек

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_4712b62a.jpg

7.найти прямоугольник или треугольник с первой буквой и дальше самостоятельно установить последовательность соединения остальных букв

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_m493f6c15.jpg

8.внимательно посмотреть на данную запись и назвать два словарных слова

 

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_3844ce65.jpg

9.составить слово из букв в кругах в порядке возрастания цифрhttp://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_365c575e.jpg

 

10.Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова слингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_12ccb681.jpg

Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

11. Упражнение  «Слова в разных направлениях»

 

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_46bf0d52.png

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

 

12.Запиши части одушевленных предметов.

В скобках поставь вопросы к существительным.

 

Рак - ( ?)

Обезьяна - ( ?)

Кошка - ( ?)

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_1942ff2c.jpghttp://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_4648ba53.jpghttp://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_2416575c.jpg

13. Упражнение  «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например: «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)

 

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16723/hello_html_65fe4489.jpg

14. Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение» Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.

 

Тфрхудфхчфефлохвфехкаффкохрфмихтхлфенхьфпхорфтихт.

 

Упражнения, направленные на развитие умения осуществлять самоанализ при выполнении письменных работ, их необходимо обучать с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самоанализ даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку. «Лучше, если учитель найдёт в твоей работе исправления, хуже, если он найдёт в ней ошибки». Самоанализ – это изучение чело – веком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубину своей собственной психики. Самоанализэто анализ и оценка своих поступков, душевного состояния.

1.Фонетический самоанализ (читают своё слово).

2.Послоговая проверка.

3.Сверка со словом.

4.С повторением правил.

5.С применением индивидуальных карточек. 

Выбор методов коррекции во многом зависит от индивидуальных особенностей личности школьников.

При организации учебного процесса  в своей работе руководствуюсь следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 
2) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны и должны включать в себя наглядность, иллюстративность. На уроке должен быть, дифференцирован, раздаточный материл;
3) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

В результате систематического использования коррекционных упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:

- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);

Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.

 

 

 


 

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Доклад на тему: «Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме»

Доклад на тему: «Коррекционные упражнения для лучшего усвоения материала по русскому языку и самоанализу при письме»

Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков

Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все…

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все…

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления

В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие

В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие

Назвать слова с заданной буквой

Назвать слова с заданной буквой

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом

Упражнение « клякса » можно использовать при изучении любой темы

Упражнение « клякса » можно использовать при изучении любой темы

В результате систематического использования коррекционных упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации,…

В результате систематического использования коррекционных упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020