Доклад на семинарское занятие по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»
Оценка 4.9

Доклад на семинарское занятие по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»

Оценка 4.9
docx
26.01.2023
Доклад на семинарское занятие по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»
Доклад на семинарское занятие по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»
Основы специальной психологии и педагогикия5.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики

Кафедра специального дефектологического образования

Доклад на семинарское занятие

по дисциплине

«Основы специальной психологии и педагогики»

Тема: «Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста». 

Выполнил студент __ курса

Группы З-ДО-18-3Б

                                                                Шибинской Надежды Анатольевны

(ФИО студента)

Руководитель:

Ст. преподаватель

___Ручица Т.С,____

(ФИО руководителя)

_____________________

(подпись руководителя)

 

Донецк – 2020 г

 

Содержание

1.Понятие о  психосоматическом расстройстве…………………………………3

2.Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний………………………………………………...4

3.Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

4.Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний………………………………………………………………………..6

5.Психокоррекционная работа с детьми. Принципы и Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей……………..8

Список использованных источников………………………………………..…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о психосоматическом расстройстве

    Определение психосоматических расстройств  было впервые дано психоаналитиками, в частности, L. Halliday в 1943 году: --Психосоматическим  заболеванием следует считать такое, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора  на физическое состояние--. В своем  определении автор также подчеркивает, что природа психосоматического заболевания обязательно включает эмоциональный фактор и добавляет, что к психосоматическим заболеваниям приложима следующая шести членная  формула: особенности этиологии  и течения (этиология -- это эмоциональные  нарушения, течение -- это развитие клинических  проявлений в последующем); тип личности, т.е. подчеркивание личностных особенностей как отдельного фактора; особенности  пола; взаимодействие с другими заболеваниями; семейные особенности; фазность течения.

    Психосоматические расстройства - это большой круг расстройств, объединяющие в себе и  депрессивные расстройства с соматическими  нарушениями, и различные психические  расстройства, включающие, в той  или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают  и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с  психическими нарушениями.

    Термин  «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится  группа расстройств, в клинической  картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические  проявления; с другой стороны, под  «психосоматикой» понимается не столько  группа болезненных состояний, сколько  определенный методологический подход или образ научного мышления в  медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера  взаимосвязи между психическими и соматическими сдвигами. К настоящему времени установлены  некоторые особенности эмоциональной  жизни детей.

    Во-первых, эмоции у ребенка кратковременны. Они редко длятся больше нескольких минут и, как правило, быстро исчезают. Но при повторении отрицательных  эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние.

  Во-вторых, эмоции ребенка интенсивны. На какой-либо пустяк ребенок может дать выраженную эмоциональную реакцию

2. Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний

Важнейшим фактором формирования психосоматических расстройств является все же семья, и, как правило, дисфункциональная. Ни для кого не секрет, что основная часть социализации у человека происходит в семье, а нарушения семейных взаимоотношений будут способствовать формированию той или иной патологии.
Макросоциальные:

    1. Плохие материально-бытовые условия  и конфликты в семье.

    2. Нарушение системы «мать -- дитя».

    3. Дефекты воспитания.

    4. Посещение детских учреждений.

    5. Наличие сестер и братьев.

    6. Неполная семья.

    7. Курение и алкоголизм у родителей.

    8. Потеря (болезнь) родителей или  близких родственников.

    9. Изменение стереотипа общения

   10.Психоэмоциональные перегрузки.
Генетические:

    1.Наследственная отягощенность психическими  заболеваниями психотического и  непсихотического характера.

    2. Наследственная отягощенность психосоматическими  расстройствами.

    3. Личностные особенности родителей.

    4. Личностные особенности детей.

    Церебрально-органические:

    1. Патология беременности и родов.

    2. Нарушение вскармливания.

    3. Нарушения психомоторного развития.

    4. Травмы, операции, интоксикации.

    5. Остаточные явления раннего органического  поражения ЦНС. 

 6. Вредные привычки (патологически  привычные действия (ППД): сосание  пальца, грызение ногтей, раскачивание  туловищем, выдергивание волос  и др.).

    Макросоциальные:

    1. Плохие материально-бытовые условия  и конфликты в семье.

    2. Нарушение системы «мать -- дитя».

    3. Дефекты воспитания.

    4. Посещение детских учреждений.

    5. Наличие сестер и братьев.

    6. Неполная семья.

    7. Курение и алкоголизм у родителей.

    8. Потеря (болезнь) родителей или  близких родственников.

    9. Изменение стереотипа общения.

    10. Психоэмоциональные перегрузки.

    Наиболее частыми причинами возникновения  отрицательных эмоций у детей  дошкольного возраста являются:

    срыв первичного стереотипа поведения  (смена обстановки или круга  общения);

    - неправильное построение режима  дня ребенка;

    - неправильные воспитательные приемы;

    -отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

    - создание односторонней аффективной  привязанности;

    - отсутствие единого подхода к  ребенку.

Обобщая все это необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение  негативных реакций более частое, в соматическом оформлении - более  выразительное. Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного возраста

3.Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного  возраста

-- это характерная форма  проявления психической патологии  в силу возрастных, в том числе  алекситимических особенностей реагирования.

    -- Психосоматическая головная боль  у детей

   -- Психосоматическая «Мышечная головная  боль» у детей

    -- Психосоматическая мигрень у  детей

    -- Лихорадка неясного происхождения  у детей

    -- Психосоматические боли в животе  у детей

    -- Психогенная рвота у детей

    -- Психогенный запор у детей

    -- Психосоматический понос у детей

    -- Психосоматическое недержание кала

    -- Синдром ухода и бродяжничества 

    -- Синдром патологического фантазирования.

    

4.Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний

1. Ребенка необходимо безусловно принимать, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
3. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!».
6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
7. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
8. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиям своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
10. Важно слушать ребенка. Активно слушание — это «возвращение» ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
11. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
12. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица о себе, о своем переживании, а не
0 нем, не о его поведении .
Елена Вроно, изучая детское поведение и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка дает родителям и педагогам следующие рекомендации.
Чего по отношению к детям нужно стараться НЕ делать:
НЕ запугивайте, не угрожайте ребенку — полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.
НЕ прибегайте к насилию — насилие всегда воспроизводится.
НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка — вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
НЕ оценивайте, не сравнивайте ребенка — принимайте его таким, какой он есть.
НЕ сдерживайте своих чувств — старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные post factum или авансом, редко оказываются подлинными.
НЕ замалчивайте проблемы и конфликты — высказывайте сами и непременно выслушивайте детей.
НЕ приносите жертв — ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.
НЕ отвергайте ребенка — как бы тяжко он ни про- винился .
Также важно понимать, что самооценка ребенка колеблется в разных ситуациях и даже при благоприятных обстоятельствах он не всегда может быть успешным. Поэтом использование приемов повышения самооценки или чувства самоценности ребенка, будет важным этапом поддержки. Ю. Б. 5.Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

1.Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.

2.Деятельностный принцип психокоррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.

3.Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.

4.Направленность психокоррекционной работы «сверху вниз», то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, способствующих компенсации недостатков элементарных психических процессов.

5.Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.

Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.

6.Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той «точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы.

7.Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.

8.Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.

9.Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда ребенок  не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования детей на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают их поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности их личности.

 Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.

В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, 1988). Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методика КАТ, РенеЖиля, Розенцвейга и др.

Установогный блок включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

снижение эмоционального напряжения у ребенка;

активизация родителей на самостоятельную психологическую

работу с ребенком;

повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;

формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и проч. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями используется разработанная нами психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1978). Основной целью этих занятий является:

смягчение эмоционального дискомфорта;

формирование приемов релаксации;

развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Занятия проводятся поэтапно через день с небольшой (до 5 человек) группой детей, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры.

Кроме перечисленных выше методов особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он ведет и интерпретирует деятельность ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Например, широкое признание получили игры с песком и водой для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка.

Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре. Введение ограничений является главным условием достижения коррекционного успеха, поэтому важная роль в процессе директивной игровой коррекции принадлежит технике формулирования запретов и ограничений. В направленной (директивной) игровой психокоррекции центральное звено в игре – психолог, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее символического значения. Различают два вида директивной игровой коррекции: сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

Игровая психокоррекция в форме сюжетно-ролевой игры широко используется при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения.

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Испо Псих коррекционная льзуется в качестве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понимания и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, лепка, танец и т.д.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:

катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

повышение социальной активности и др. (Завьялова, 1995).

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность.

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Имаготерапия (символ-драма) позволяет детям и подросткам в различных образах реализовать свои измененные представления, что имеет как терапевтическое, так и диагностическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Александр  Ф. Психосоматическая медицина М.. 2009.

2. Астапов В.Н.  Функциональный подход к изучению  состояния тревоги.

3. Бернс. Развитие  Я-концепции и воспитание. - М., 2010.

4. //Психологический  журнал, 1992. Т.13 №5.

5. Исаев Д.Н.  Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 2006.

6. Исаев Д.Н.  Психосоматические расстройства  у детей: Руководство для врачей. СПб:, Питер, 2000, 3 - 500 с.

7. Карвасарский  Б.Д. Медицинская психология. Л., 2002, 139-167 с.

8. Кочубей Б.  Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.- М., 1988.

9. Немов Р.С.  Психология. Учебник для студентов  высших педагогических учебных  заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.- М., 2004.

10. Николаева  В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного  анализа в психологическом изучении  телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 2008.

11. Осипова А.А.  Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский  психолого-социальный институт; Воронеж:  НПО «МОДЕК», 2009.

12. Практическая  психодиагностика. Методика и тесты  /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2010.

13. Психологический  словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,2003.

14. Соколова Е.Т., Николаева В.В. "Особенности личности  при пограничных расстройствах  и соматических заболеваниях", М., 2005 г.

15. Эйдемиллер  Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М., 2010, с.17-27 и 127-142.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание 1.Понятие о психосоматическом расстройстве…………………………………3 2

Содержание 1.Понятие о психосоматическом расстройстве…………………………………3 2

Понятие о психосоматическом расстройстве

Понятие о психосоматическом расстройстве

К настоящему времени установлены некоторые особенности эмоциональной жизни детей

К настоящему времени установлены некоторые особенности эмоциональной жизни детей

Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

Обобщая все это необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс

Обобщая все это необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс

Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были

Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были

НЕ прибегайте к насилию — насилие всегда воспроизводится

НЕ прибегайте к насилию — насилие всегда воспроизводится

Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде

Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции

Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный

Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием

Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре

Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Практическая психодиагностика

Практическая психодиагностика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023