МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Зарубежный опыт использования компьютерной техники в целях
развития и воспитания детей дошкольного возраста.»
Выполнила студентка 4 курса
Форма обучения заочная
Группы З-ДО-18/3-Б
Шибинской Надежды Анатольевны
Руководитель ст. преп.
Хазан Виктория Давыдовна
________________________
(подпись руководителя)
Донецк – 2021г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Применение зарубежного опыта для использования информационных технологий в развитии детей 3-7 …………………………………………….5
1.1 Принципы использования ИТ для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста…………………………………………….7
1.2 Особенности использования ИТ……………………………………………..7
1.3 Интеграция ИТ………………………………………………………………...8
2. Зарубежный опыт использования компьютеров………………………9
2.1 Использования компьютеров «за» и «против»……………………………9
2.2 Рекомендации по использованию ИТ для дошкольников………………12
Выводы…………………………………………………………………………...16Список используемой литературы……………………………………...............18
Введение
В настоящее время существует много очагов компьютеризации в дошкольном образовании. Возникают все новые и новые направления компьютеризации, порождающие вопросы практиков, их стремление активно участвовать во внедрении НИТ в педагогический процесс.
Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году. Группа под руководством Сеймура Пейперта разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. Позже, в 80-х годах, объем этих исследований значительно расширился.
Профессор С. Пейперт, в своей книге «Детство по-новому: присутствие ЭВМ как эксперимент в психологии развития», предсказал всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, для которого она станет интеллектуальным орудием, применяемым малышом так же свободно, как перо и карандаш, но с большим разнообразием и воображением [1].
По данным К. Видерхольда (ФРГ), для многих стран (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Коста-Рика, Сингапур, США, Франция, Шотландия) характерно создание специальных государственных проектов введения компьютеров в начальные школы, которые объединяют и часть детей дошкольного возраста (5-7 лет) [3].
В основном эти проекты предполагают оснащение всех начальных школ компьютерами, разработку специальных компьютерных программ для этого возраста, изучение возможностей и перспектив компьютеризации начального обучения и дошкольного воспитания. Например, в Канаде из 39 проектов компьютеризации и применения робототехники в образовании 28 относятся к начальной школе, 2 - к дошкольным учреждениям [1].
В США даже действовала программа «Дети и массовая культура». В результате анкетирования, проведенного в ее рамках, показано, что в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные[5]. В работе представлены результаты эксперимента, выявившего, как дети в детском саду воспринимают появление новой игрушки - персонального компьютера, и что хорошего или плохого может он дать. Главный вывод, который делают авторы: компьютеры могут принести пользу, если будут со знанием дела внедрены в практику детских садов.
Снабжены компьютерами большинство начальных школ США, Австралии, Новой Зеландии, Коста-Рики. В то же время в Швейцарии, Австрии, Ирландии, Израиле, Японии использование в начальных школах и детских садах компьютеров и проведение специальных исследований менее развито [3].
В зависимости от цели применения компьютерных средств в деятельности детей дошкольного возраста в настоящее время за рубежом и в практике отечественных детских садов наметились три направления.
Первое предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование навыков программирования на доступном детям языке ЛОГО. Основа этого направления была заложена еще в 70-х годах Сеймуром Пейпертом (США) [5]. Второе направление - применение компьютера как средства обучения, основная цель которого - использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам [6]. Третье направление - использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Оно разрабатывается Центром «Дошкольного детства» им. А.В. Запорожца (г. Москва) в рамках научно-исследовательского направления «Амплификация когнитивной основы развития личности дошкольника средствами игры, игрушки, новых информационных технологий» [6].
1 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Повсеместное проникновение информационных технологий в массовую культуру повлекло за собой расширение доступа к программным и аппаратным средствам (компьютеры, планшеты, электронные книги, мобильные устройства, портативные игровые устройства, цифровые камеры и видеокамеры, электронные игрушки, мульти-медийные плееры для музыки и видео, цифровые диктофоны, интерактивные доски, программное обеспечение, Интернет, потоковое мультимедиа и др.) детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наиболее эффективное использование информационных технологий в раннем детстве состоит в применении программных и аппаратных средств для повышения качества их обучения и развития, взаимодействия, связи и сотрудничества.
Зарубежными авторами проведены исследования влияния информационных технологий на развитие и обучение детей младшего возраста, в результате которых сформулированы рекомендации для педагогов детей младшего возраста о том, какие технологические средства и методы могут способствовать развитию оптимальных социальных, языковых и когнитивных процессов детей от 3 до 7 лет .
Информационные технологии и интерактивные медиа являются инструментами, которые должны быть использованы с учетом специфики психического развития детей. Привлекательность информационных технологий может привести некоторых педагогов к использованию технологии ради технологии, а не как средства для достижения цели. Технология может также использоваться для деятельности, которая не является педагогически необходимой, соответствующей уровню развития, или эффективной в настоящий момент времени (например, электронные таблицы для дошкольников). Использование информационных технологий неправильно в качестве замены активной игровой деятельности, взаимодействия с другими детьми и со взрослыми.
Преподаватели в процессе отбора информационных технологий должны ориентироваться на возраст и уровень развития детей, а также на образовательную программу. Зарубежные исследователи полагают, что только в случае достаточной технологической и информационной подготовки педагогов возможен правильный выбор программных и аппаратных средств для обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста . Комплексное использование информационных технологий для обучения и развития детей 3-7 лет зависит от способностей, знаний и навыков преподавателей. В эпоху цифровых технологий педагоги должны иметь профессиональные возможности для собственного развития, чтобы апробировать новые инструменты и технологии, узнать об их надлежащем использовании, а также получить знания и навыки для их эффективного осуществления.
Международные стандарты образования требуют базовых навыков в области информационных технологии и концепции их использования для детей возраста от трех до пяти лет. Западные исследователи полагают, что отсутствие планового внедрения и использования информационных технологий в образовательных стандартах раннего детства (3-5 лет) может затруднить в последующем развитие их образовательных компетенций в области ИТ и негативно сказаться на их дальнейшей конкурентной способности.
Национальной ассоциацией образования маленьких детей (National Association for the Education of Young Children - NAEYC), США, Вашингтон, разработаны принципы использования информационных технологий для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста, основное содержание которых изложено ниже[6].
1.1 Принципы использования ИТ для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста:
1. Выбор ИТ должен осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
- главной целью является здоровье и благополучие всех детей;
- развивающие практики должны руководствоваться решениями о том, когда и как интегрировать информационные технологии в образовательные программы для малышей, дошкольников и детей младшего школьного возраста;
- использование вида информационных технологий должно соответствовать возрасту, индивидуальной необходимости, культурным и языковым особенностям конкретного ребенка.
1.2 Особенности использования ИТ:
- правильное использование ИТ зависит от возраста, уровня развития, потребностей, интересов и способностей каждого ребенка;
- использование ИТ должно быть в активной и практической форме с привлечением и расширением прав и возможностей ребенка, способствующим его адаптации и контролю с целью облегчения выполнения образовательных задач, а также использования в качестве одного из многих вариантов для поддержки обучения детей;
- при правильном использовании ИТ может улучшить когнитивные и социальные способности детей;
- ИТ должны быть использованы в игровой форме;
- ИТ должны доступ для детей ностями.
1.3 Интеграция ИТ:
- ИТ может улучшить практику раннего детства только в том случае, когда интегрирована в окружающую среду, образова-тельные программы (стандарты) и повседневную жизнь;
- ИТ могут помочь преподавателям создавать и укреплять взаимодействия между образовательным учреждением и семьей.
Мы предлагаем российским педагогам использовать зарубежные теоретические исследования и разработки по использованию ИТ в обучении и развитии детей. В таблице 1 к рекомендациям NAEYC в качестве программной поддержки мы предлагаем использовать отечественное программное обеспечения.
2. Зарубежный опыт использования компьютеров
Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году. Группа под руководством Сеймура Пейперта разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. Позже, в 80-х годах, объем этих исследований значительно расширился.
Профессор С. Пейперт, в своей книге «Детство по-новому: присутствие ЭВМ как эксперимент в психологии развития», предсказал всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, для которого она станет интеллектуальным орудием, применяемым малышом так же свободно, как перо и карандаш, но с большим разнообразием и воображением [9].
По данным К. Видерхольда (ФРГ), для многих стран (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Коста-Рика, Сингапур, США, Франция, Шотландия) характерно создание специальных государственных проектов введения компьютеров в начальные школы, которые объединяют и часть детей дошкольного возраста (5-7 лет) [8].
В США даже действовала программа «Дети и массовая культура». В результате анкетирования, проведенного в ее рамках, показано, что в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные [9]. В работе представлены результаты эксперимента, выявившего, как дети в детском саду воспринимают появление новой игрушки - персонального компьютера, и что хорошего или плохого может он дать. Главный вывод, который делают авторы: компьютеры могут принести пользу, если будут со знанием дела внедрены в практику детских садов[8].
2.1 использования компьютеров «за» и «против»
Различным
психолого-педагогическим аспектам использования компьютера
в деятельности детей дошкольного возраста посвящены также
исследования зарубежных специалистов. Приведем лишь некоторые выдержки из них.
Благодаря применению компьютеров дети
овладевают умением оперировать в умственном
плане пространственными представлениями, решать задачи своей
конструктивной деятельности[8].
Компьютер обеспечивает возможности
для развития наглядно-образного мышления, моторных
и вербально-коммуникативных навыков, целеустремленности
и социализации.
Использование компьютера для формирования
у детей понятий в области элементарной арифметики
позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов.
Применение ЛОГО способствует развитию
когнитивных способностей ребенка: сериации, оценки значимых
элементов задачи, выбора мысленного представления задачи
и нахождения решения.
У детей, получивших навыки в работе
с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в
себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования
у детей понятий количества, подобия, выделения различий.
Компьютер помогает
детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и
одновременно способствует активному включению речи. Это особенно важно при
обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и
некоторых умственно отсталых детей.
Впервые в истории мы являемся
свидетелями подлинной революции в обучении замены учения (запоминания,
приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и
т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и
гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятельности)[7].
Следует отметить, что существуют разные
точки зрения на возможности использования НИТ детьми
дошкольного возраста. Упоминаемые в зарубежной
и отечественной литературе негативные
влияния компьютеров на социальное и когнитивное развитие
детей-дошкольников следует рассматривать в двух аспектах: «психолого-педагогическом»
и «физиолого-гигиеническом». Первый аспект относится скорее к программным
средствам и педагогическим методам их применения в дидактике дошкольного
учреждения. Второй — к используемым техническим средствам компьютера: системный
блок, дисплей, клавиатура и другие устройства.
Как отмечается в работе, одна из
принципиальных проблем, касающихся первого аспекта,
формулируется так: «являются ли компьютеры средством, пригодным для
детей дошкольного возраста и оказывающим существенное влияние на их развитие»
[7].
Некоторые специалисты утверждаю
что использование компьютеров
дошкольниками и учащимися младших
классов ведет к дезориентации
ребенка в окружающем мире, срыву процессов ассимиляции в развитии его
мышления и приводит к путанице в интеллектуальном развитии; компьютер требует
формального логического мышления, тогда как маленькие дети полагаются на
чувственное мышление; при работе с компьютером у детей происходит разрыв между
реальностью и фантазией, между желаемым и действительным; что дети по своему
развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с
символами и абстрактной информацией, предусматриваемой использованием
компьютера; необходимые для программирования навыки не соответствуют
дооперационным способностям ребенка.
Так же, компьютеры могут служить
препятствием для получения необходимого опыта оперирования
детьми реальными объектами и событиями и, кроме
того, ограничивают физическую активность и физическое развитие детей [7].
Отечественный и зарубежный опыт применения
игровых развивающих (направленных на развитие мотивации, умственных
способностей, операциональных компонентов деятельности и др.)
и обучающих (по различным предметным разделам занятий) компьютерных
программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом
использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве
комплексного средства воспитания и обучения[8].
2.2 Рекомендации по использованию ИТ для дошкольников.
Характеристика возрастной группы Рекомендации Программное обеспечение
Младенцы и малыши. В течение самых ранних лет младенцы и малыши нуждаются прежде всего в общении с людьми. Они должны свободно исследовать окружающий мир, ориентироваться в окружающей среде. Все чаще в современном мире исследование включает использование цифровой техники и интерактивных СМИ. Детей этого возраста привлекают кнопки и причинно-следст-венные игрушки. Технологические инструменты, которые могли бы использовать младенцы и малыши, должны быть безопасными, крепкими и трудно повреждаемыми. Так как малыши склонны «пробовать на вкус» свои книги, дети до 2-х лет, вероятнее всего, «пережуют» технологические инструменты - Позвольте детям исследовать цифровые материалы в контексте человеческих взаимоотношений со взрослыми как слушатель и как участник. Например, использование технологии совместного прочтения книги позволит изучать новые слова, термины и даст возможность общаться с ребенком. - Избегайте пассивного использования ребенком электронных устройств. Хотя многие родители утверждают, что беспокойный ребенок успокаивается при просмотре видео. На самом деле существует мало исследований, что младенцы и маленькие дети обучаются чему-либо при просмотре видео. Если они чем-то обеспокоены, то их должен успокаивать родитель, а не электронная игрушка. - Позвольте детям играть с игрушечными моделями сотовых телефонов, компьютеров, плееров чтобы стимулировать интерес к технике[4]
В дошкольном возрасте у детей развивается чувство инициативы и творческого потенциала. Они интересуются окружающим миром и обучением. Они пробуют создавать и общаться, передавать свои мысли и отражать события, используя различные средства (карандаши, фломастеры, краски и другие художественные материалы, драматическую игру, миниатюрные фигурки и др.), и через творческое движение, пение, танцы и др. Цифровые технологии предоставляют возможность продемонстрировать свои способности к творчеству и обучению - Используйте устройства с сенсорными экранами. В настоящее время для них разработано большое разнообразие программного обеспечения, которое отлично продумано для повышения продуктивности. - Для поиска информации в поисковых системах лучше использовать «традиционные» клавиатуру с мышкой. - Используйте фотографии рисунков, созданных детьми; видеозаписи драматических постановок детей. - Показывайте детям слайд-шоу с творческими рисунками детей - Поощряйте детские достижения с помощью презентаций на проекторе или на экране в аудитории. Записывайте детские рассказы о том, как они рисовали или играли, делайте аудио-файлы для документации их прогресса. - Соберите все рассказанные истории с детьми. Помогите создать электронную книгу с фото, где дети занимаются творческой работой или играют. Добавьте аудио-файлы с детьми в роли рассказчиков - Откройте общий доступ к созданной электронной книге небольшой группе детей. - Используйте цифровой микроскоп или другие научные инструменты, сохраняйте полученные с их помощью изображения на компьютер. - Займитесь поиском цифровых материалов различных мест, людей, животных или объектов. Обсуждайте с детьми то, что они находят. - Используйте технологии видеоконференций для работы с детьми в других местах. - Расспрашивайте детей о том, как по их мнению работают различные технологии Большая энциклопедия развивающих игр. Компания-разработчик: ID COMPANY. Развивающие игры для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск». Мегапазлы. Компания-разработчик: ID COMPANY. НЕсерьезные уроки 3. Логика и внимание. Компания-разработчик: «Новый Диск». Скоро в школу. Развиваем внимание. Компания-разработчик: ID COMPANY. Тимон и Пумба: Вечеринка в джунглях. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск-трейд» Шиворот-навыворот: что здесь не так? Компания-разработчик: MultiSoft. Веселые медвежата. Ловкость и сноровка. Компания-разработчик: ID COMPANY Цифровые технологии все чаще становятся инструментами, которые взрослые используют в своей работе и дома, дети младшего возраста стремятся подражать этому использованию сначала через подражание и игру, а потом через овладение инструментами для своего самовыражения и обучения. Технологии Web 2.0 позволяют ребенку быть создателем, добавляя целесообразности, мотивации и удобства использованию технологических средств личные технологии, повышающие креативные способности.
- Используйте технологии Web 2.0 для письма, сотрудничества и различных игровых экспериментов между детьми.
- Используйте программное обеспечение и раскладки клавиатур для обучения различным языкам.
- Используйте программное обеспечение по геометрии для лучшего усвоения понятий формы, растяжений, изгибов, уменьшений или комбинирования изображений.
- Используйте способы игрового изучения математики, чтения и различных научных понятий.
- Используйте цифровые микроскопы или другие цифровые научные инструменты для исследований.
Помогайте детям профессионально овладеть цифровыми инструментами, такими как фотоаппараты, сканеры, видеокамеры и т.д.
Таким образом, использование компьютерных игр и программ для дошкольников и младших школьников открывает принципиально новые дидактические возможности для сферы обучения и позволяет воздействовать на их познавательные процессы, что, безусловно, необходимо использовать родителям и педагогам в процессе развития детей[9].
Вывод
Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:
-Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.
-У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.
-Благодаря применению компьютеров дети овладевают умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности.
-Компьютер обеспечивает возможности для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально-коммуникативных навыков, целеустремленности и социализации.
-Использование компьютера для формирования у детей понятий в области элементарной арифметики позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов.
-У детей, получивших навыки в работе с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования у детей понятий количества, подобия, выделения различий.
-Компьютер помогает детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и одновременно способствует активному включению речи. Это особенно важно при обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и некоторых умственно отсталых детей.
Впервые в истории мы являемся свидетелями подлинной революции в обучении замены учения (запоминания, приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятельности).
Таким образом, отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих (направленных на развитие мотивации, умственных способностей, операциональных компонентов деятельности и др.) и обучающих (по различным предметным разделам занятий) компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения.
Список используемой литературы
1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
2. Сорокина А.Б., Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс. «Современная зарубежная психология», 2015 Том 4, № 1
3. ИКТ в образовании // http://www.ict.edu.ru/
4. ИКТ в образовании // http://www.ict.edu.ru/
5. Журнал Зарубежный опыт http://didaktor.ru/takie-raznye-mneniya-ob-ispolzovanii-informacionnyx-texnologij-v-obrazovanii-zarubezhnyj-opyt/
6. Под редакцией Л.Г.Титарева. Введение в сетевые технологии обучения., 2002. www.mesi.ru/pedagogika/Ibk/IBI/Monigrafuja/P1.htm
7. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-zarubezhnogo-opyta-dlya-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-razvitii-detey-3-7-let
8.https://studexpo.ru/501592/pedagogika/otechestvennyy_zarubezhnyy_opyt_ispolzovaniya_kompyuternoy_tehniki_tselyah_razvitiya_obrazovaniya_detey_doshkolnogo
9. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-172770
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.