Доклад «Место классного руководителя в воспитательной системе»
Доклад на ШМО классных руководителей
подготовила амурзаева Лариса Геляниевна
Классный руководитель в воспитательной системе учебного заведения занимает особое место и, несомненно, играет очень важную роль. Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Его воспитательная работа многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности. Читайте также эту статью на казахском языке Из этой статьи вы узнаете: Классный руководитель как педагогический работник Классный руководитель нового формата Инновационные технологии воспитания .
*Планирование деятельности классного руководителя
*Назначение и функции плана
*Требования к планированию
*Виды и структура планов воспитательной работы
*Перспективный план воспитательной работы
*План-сетка на месяц
*План работы на каждый день
Этапы планирования работы в классном коллективе
Классный руководитель в воспитательной системе учебного заведения занимает особое место и, несомненно, играет очень важную роль. Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Его воспитательная работа многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее. Классный руководитель как педагогический работник .
Прежде всего, классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности школьника, внесение необходимых корректив в систему воспитания учащихся класса; оказание помощи и поддержки каждому ребенку в решении проблем, возникающих в процессе его социализации: в общении со сверстниками, учителями, родителями, в профессиональном самоопределении, в успешном поступлении в вуз. В связи с этим классный руководитель должен быть честным и справедливым, порядочным во всех своих мыслях и действиях. Именно такой наставник может знать и понимать духовный мир своих воспитанников, жить их радостями и печалями, дорожить их доверием, всегда оставаться деликатным и тактичным в обращении с ними. Таким образом, мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, заинтересовать, убедить их, поддержать и поверить в их силы и возможности. Кроме того, эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом будет зависеть от установления правильного контакта с классом.
Дело это нелегкое. Как правило, сразу найти общий язык с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. Иногда в процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя.
В процессе взаимодействия с учеником школьный учитель бережно относится к ученику, не допуская его подавления и насмешек, так как душа ребенка особенно остро и болезненно реагирует на грубость и психологический зажим, а физическая закрепощенность становится крепким барьером для развития ученика. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Опытные воспитатели обычно не злоупотребляют упреками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины недостатков в учении и поведении ученика и дают разумные советы, направленные на их устранение. Незнание причин обычно приводит к торопливым необдуманным оценкам и решениям. Особенно не стоит принимать решения под действием первого впечатления или в минуту раздражения. Раздражение нередко приводит к ухудшению взаимоотношений с учащимися, к потере авторитета. Обычно конфликты между педагогами и детьми возникают там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт. Тактичный воспитатель все взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он стремится понять, уяснить внутренние мотивы поступков и действий учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического воздействия.
Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, уметь разрешать конфликтные ситуации, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство.
Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Поэтому эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависят от систематической работы по повышению его квалификации. Она и обеспечит его постоянное движение к вершинам педагогического мастерства.
Инновационные технологии воспитания важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение использовать в работе инновационные технологии воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы на практике использовались такие технологии, как: технология коллективных творческих дел; технология моделирования воспитательной системы класса; технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности класса; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; игровые и коммуникативные технологии; технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики; тренинги общения; шоу-технологии; диалог «педагог – воспитанник»; создание ситуации успеха.
итуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха. Вот один из примеров создания ситуации успеха. Сопоставляя его достижения «вчера» и «сегодня», ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми: вместо «Лучше всех получилось у … Самый хороший у нас….. У тебя как всегда плохо….», выстраивать относительную оценку «Сегодня лучше, чем вчера…У тебя получится, я в тебя верю…Ты сегодня сделал шаг вперед….» В повседневной практике отношение классного руководителя к ученику должно быть основано на глубоком уважении и доверии к его личности.
Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность его работы влияют не только условия самой школы, но и внешняя среда. В «чистом виде» определить результат в данном случае невозможно.
Для оценки эффективности работы классного руководителя необходимо определить соответствующие критерии и показатели. Из опыта работы классного руководителя можно выделить основные критерии оценки их работы: – повышение воспитанности учащихся; – их интеллектуальное, нравственное развитие, мировоззренческое развитие; – отсутствие правонарушений; – развитие ученического самоуправления. При изучении эффективности работы классного руководителя надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе.
Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих педагогический процесс. Проследить динамику развития и становления каждого учащегося и составить мониторинг учебно-воспитательного процесса поможет ведение классным руководителем рабочего дневника, в котором отражены: – посещение уроков; – посещение учащихся на дому; – ведение психолого-педагогических карт; – индивидуальная работа учащихся; – организация коллективных дел. Форму рабочего дневника вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе – выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка;
на третьем – сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика),
на четвертом – разместить информацию о проведении им досуга, на пятом – описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом – дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.
На каждом из этих листов следует записать: – каким образом изучался ребенок; – какие проблемы наиболее актуальны для него; – способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.
В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:
1. Способы изучения коллектива класса.
2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.
3. Планы разрешения этих проблем.
Контроль за ведением рабочих дневников осуществляется заместителем директора школы по воспитательной работе. Основными факторами, положительно влияющими на результативность деятельности классного руководителя являются: коллективный характер педагогической деятельности воспитателей; позитивное отношение педагогов школы к необходимости решения школой проблем воспитания; специфическая организация классного руководства, заключающаяся, прежде всего, в доминировании определенных воспитательных технологий в его деятельности; атмосфера психологического комфорта в школе; его осознанное участие в совершенствовании воспитательной системы; наличие собственной для каждой школы системы методического обучения классных руководителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.