МКОУ « Кулларская СОШ»
по теме:
«Проблемы изучения родного (лезг. яз.) в школе».
Из опыта
работы учителя родного языка :
Доклад: «Проблемы изучения родного (лезг. яз.) в школе».
В Дагестане в качестве средства общения используется два различных языка: национальный родной язык и язык межнационального общения – русский. С изучением русского нет никаких проблем, а вот с изучением родного – возникают много проблем.
Самой острой и актуальной проблемой в нашей республике остаются вопросы развития, формирования родных языков. Практически наши дагестанские языки на грани вымирания. Боюсь, что лет через 20-30 мы будем только называться лезгинами, так как говорить на родном языке будет некому и от нации останется только название.
В языке одухотворен весь народ и вся его родина. Там, где теряется родной язык, закладывается основа для вымирания этого народа. Причиной более широкого распространения двуязычия является тот факт, что в рамках дагестанской республики вместе с дальнейшим развитием дагестанских наций создались предпосылки для формирования такой общности людей, которая многонациональна по своему составу.
В связи с демократизацией нашего общества проблемы родного и русского языков остро стоят и сегодня. Народы нашей республики, развивая и совершенствуя свои языки, пользуются, и будут пользоваться русским языком, ибо только владение родным языком и языком межнационального общения, каким является русский язык, может удовлетворить нашу социальную потребность в повышении общего уровня культурной жизни всех народов, способствовать их сближению.
Вопрос о роли и месте родного языка, в частности, в школе, должно решаться на основе принципов равноправного и свободного изучения всех языков. Живое, действенное двуязычие - одно из национальных проявлений гармоничности межнациональных отношений.
Несмотря на ущемление родных языков (а именно: родной язык идет как факультативное занятие, ему уделено всего 2 часа в неделе, преподавание предмета затруднены отсутствием учебных пособий как для учителя, так и для ученика и т. д.), языки народов Дагестана заметно расширили общественные функции и в настоящее время обслуживают новые для них сферы общественной жизни (и это очень радует).Они выполняют следующие функции :
1. Язык художественной литературы
2. Язык радио, науки, театра
3. Язык устного народного творчества
4. Язык периодической печати
5. Язык преподавания, семьи.
При этом ни в коем случаи не ущемляется русский язык. Дагестанцы свободно пользуются им в общественной жизни, на производстве и нередко в быту наравне с родным языком.
Родные языки являются формой бытования наших культур, сохранения и развития национальных традиций. К великому сожалению, встречаются еще некоторые ученые, педагоги, родители учащихся, которые считают незнание городским населением своего родного языка нормальным явлением, исходя из того, будто наши родные языки не находят практического применения в жизни. Такие люди просто не понимают угрозу исчезновения своей нации. Достаточно стремления каждого человека, каждого народа сохранить свою самобытность, свою культуру, язык и обычаи.
Каждый учитель родного языка ставит перед собой именно эти цели. При подготовке к урокам опытные учителя привлекают дополнительный материал, устанавливают межпредметные связи между уроками русского и родных языков, родной и русской литературы, истории, географии и уделяют внимание на развитие устной и письменной речи учащихся.
Приведу несколько примеров из своей работы:
1. На своих уроках я очень часто использую фольклорные произведения: пословицы ( ведь в них столько мудрости предков ) о труде ( зегьмет ч1угурдаз- гьуьрметни жеда ), о дружбе ( дуст жагъуриз регьят я, ам хуьз- четин ), об уважении к родителям ( дидени ватан- сад я ), о совести горца (намус гвачиз яшамиш жедалди, намуслувилелди кьейит1а хъсан я ); поговорки и загадки, чтобы учащиеся видели, насколько богат наш народ, наш язык, какие у нас прекрасные и необычайно уникальные традиции
2. На каждом уроке проводятся словарные работы: картинный диктант (дети видят предмет на картине, затем пишут слово и рисуют этот предмет. Таким образом они запоминают лучше), словообразовательный диктант ( дается слово и словообразующие части , с помощью которых дети образуют слова, н\р: намус, нехир, инсан и суффиксы – вал, - лу, -суз, -бан).
3. Использую на уроках литературы разные методы работы: эмоциональная активизация (чтение по ролям), творческое самовыражение учащихся (организуя внеклассные мероприятия), дискуссии на уроках, провожу нестандартные уроки и уроки- лекции.
Особый интерес вызывает у детей уроки, где они занимаются не воспроизводящей, а творческой деятельностью. Детям нравится, что на родном языке тоже можно составить кроссворд, написать мини- сочинение, описать картину, играть, читать по ролям, учить стихи и много другого.
Когда язык выступает как предмет изучения, то основной задачей является изучение языка с целью осмысления и систематического использования уже имеющихся у учащихся практических навыков пользования языком. И эти задачи выполняют учителя родных языков в школе.
Убеждена, что любая концепция может быть воплощена при условии: уважать личность каждого ученика, любить детей и принимать их такими, какие они есть, вдохновляя на добрые поступки, способствовать развитию духовно- нравственных качеств, любить свою культуру и прививать эту любовь другим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.