Учитель и родители: правила общения.
Общение учителей и родителей – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Это особенно важно для нас, учителей начальных классов, так как мы не получаем готовый класс, а только набираем его. Поэтому крайне важно не просто понравиться родителям, а завоевать устойчивый авторитет, потому что, общаясь между собой, родители делятся впечатлениями, мнениями, а это значительно обеспечивает или затрудняет следующий набор. Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни – в школе, планомерно и обдуманно; другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно. В наше время, время дефицита дошкольных учреждений, родители, «намаявшись» с ребёнком дома (в смысле – куда его пристроить, пока мама на работе), смотрят на школу, как на спасение от своих проблем: пол дня ребёнок в школе, мама спокойна. Но такие родители вовсе не хотят замечать трудности и проблемы самого ребёнка и учителя, работающего с ним. Поэтому наиболее важно налаживать контакт и взаимоуважение. А это процесс сложный и многогранный. Здесь нет и не может быть неучтённых мелочей. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание и установление истины. К сожалению, большинство современных родителей требуют к своему ребёнку повышенного внимания и знать ничего не хотят о других учениках класса. Им кажется, что их ребёнка не замечают, мало спрашивают, обижают и т.п., при этом совершенно не стараются вникнуть в работу учителя, не задумываясь о том, почему учитель не может спрашивать только их ребёнка и постоянно уделять внимание только ему одному. Поэтому учителю зачастую приходится искать индивидуальный подход не только к ученику, но и к его родителям. Проработав в школе больше 25 лет, я для себя «вывела» своеобразные правила общения с родителями.
ü Правило первое. Умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнёра. Это даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Когда его нет – возникает опасное расхождение между целями, которые ставит педагог в общении с родителями и средствами (поведение, словами, интонацией), с помощью которых он пытается этих целей достичь.
Основным средством педагогического воздействия является слово. Педагог должен уметь использовать слово независимо от того, с кем работает, будь то ребёнок или его родители.
Великий педагог Сухомлинский В.А. писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду».
Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка – богатые экспрессивные средства, помогающие войти в контакт.
ü Правило второе. Взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам. Когда отец или мать настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем – они не настроены его слушать, принимать советы, рекомендации. Учителю в таком случае следует успокоить родителей, ведь он так же, как и они, заинтересован в положительном исходе общения.
ü Правило третье. Понимание должно завершать «развивающим» советом и готовностью партнёра (родителя) действовать самостоятельно. Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что он может, а что пока нет, самому найти путь, по которому идти. Пусть не всё сразу получится, но разве можно научиться кататься на коньках, не набив шишек.
«Развивающий» совет потому так и называется, что он оставляет место для самостоятельной творческой деятельности.
ü Правило четвёртое. Обе стороны благодарны за общение. Часто получается, что учитель должен создавать условия для взаимопонимания, быть всегда внимательным и тактичным. И, даже не просто должен, обязан. Да никто и не спорит: учитель, опираясь на свои профессиональные навыки, должен создать платформу воспитательного единства с родителями. Но и другая сторона – родители – не имеет права быть недоброжелательными, несдержанными и безответственными (о чём они порой забывают – и получается: учитель обязан, а родители – имеют или не имеют право). Обеим сторонам важно определить рубеж, который гарантирует равенство, взаимное уважение обоих партнёров. Вот формула, которой неплохо было бы руководствоваться при обращении: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы раскрылись все его (ребёнка – ученика) способности». В этом случае учитель и родители исходят из установки на радушие, искренность и доброту отношений.
ü Правило пятое. Придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием. «Открытое» общение между родителями и учителем даёт огромные возможности в выявлении личностных способностей ученика, а это в свою очередь даёт возможность корректировать развитие ребёнка.
ü Правило шестое. Умение говорить и слушать партнёра. Это правило – краеугольный камень в искусстве общения. Умение слушать – одно из самых важных в работе учителя. Человек, умеющий слушать, всегда терпелив. Это великий человеческий талант. От того, как терпелив учитель, как он позволит высказаться родителям, насколько способен вести диалог, во многом зависит настроение родителей. Общение без учёта ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте.
ü Правило седьмое. Умение отражать мысли и чувства партнёра по общению. Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом. Оно отражает чувства, эмоции, выражение в словах, жестах, походке, манере держать себя. Если учитель встречает родителей улыбкой, они отвечают ему тем же. Если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон. Аналогичной будет и реакция учителя. Когда родители ведут себя агрессивно, нетактично по отношению к учителю, ему, будь он трижды благородным и доброжелательным, трудно удержаться, чтобы не сорваться и не ответить грубостью на грубость.
ü Правило восьмое. Ребёнок является главной целью общения. Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребёнка. Нужно помнить фразу Януша Коргана о том, что конфликты между учителем и родителями всей тяжесть ложатся на ребёнка.
Как показывает практика, для многих учителей работа души становится стилем, внутренней потребностью в общении с родителями. Бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит, когда родители считают, что учитель несправедлив к их детям, излишне строг. Есть родители, которые относятся к школе потребительски и не склонны к сотрудничеству. Такие отношения надо корректировать, а для этого надо вникнуть в суть неприятия. Это очень просто. И опираться в таких случаях надо на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица этого неравнодушия должна быть замечена и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было легко и хорошо. Родители обязаны в это поверить. Тогда они будут готовы помочь, поддержать учителя.
На самом первом собрании в первом классе, на которое, как правило, приходят все родители, я рассказываю родителям о себе, знакомлю их с основными методами работы, а также со своими требованиями и требованиями ГОСО. Уточняю их совпадение и разъясняю, как и почему важно приучить ребёнка-ученика выполнять все задания и требования учителя.
В дальнейшем на родительских собраниях мы решаем «общие» вопросы, а более эффективно, на мой взгляд, проходят индивидуальные беседы как в школе, так и при посещении квартир. Здесь родители и дети раскрываются с другой (бытовой) стороны и это помогает лучше понять их, определить линию работы с каждым из них отдельно. Здесь же проявляются и «общие» вопросы, которые становятся темами родительских собраний.
К этим правилам кто-то может добавить свои правила. Учитель может скорректировать их по-своему, но сама суть останется та же: главное – изучение личности ребёнка и всемерное содействие его разностороннему развитию как личности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.