«Самообразование
учителя»
Организация процесса самообразования
Введение
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются :
директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели
методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты
районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и
конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты
контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования
учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные
работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации,
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический
коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты
самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На
основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения
категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.
Тема, над которой работает учитель.
Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно,
систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя
школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в
планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество,
поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы,
взятые из планов методических объединений одной, случайно выбранной школы. В
школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый
год работают по выбранным направлениям. Итак темы:
• Дифференцированное обучение чувашскому языку
• Система блочного тестирования на уроках математики
• Работа с одаренными детьми
• Интегрированные уроки литературы
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории
• Игровые моменты на уроках математики
• Развитие культуры речи на уроках литературы
• Интерактивные методики в начальной школе
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме
«Объемные тела»
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах
• Опережающее обучение
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах
• ….
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской
фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на
повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке
новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Личный план самообразования учителя.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над
поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом,
выводами и рекомендациями для других учителей .
Самообразование информационно-компьютерные технологии.
Введение
В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда школьные учителя
имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный
вариант – если у учителя есть возможность не только использовать
информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически
проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к
Интернет.
1. Учитель может иметь компьютер у себя дома. Подключение к Интернет сейчас в
Узбекистане происходит по достаточно гибким тарифным планам и становится
доступным для большинства пользователей.
2. Учитель может посещать небольшой компьютерный центр в школе (2-3
компьютера). В Узбекистане есть провайдеры которые подключают образовательные
учреждения бесплатно.
3. Учитель может периодически посещать компьютерные центры общественного
доступа, организованные общественными фондами, работающими в Узбекистане.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных
технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической
и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться,
советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях
Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над
аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно
вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых
учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для
работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных
технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то
компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим
ее, повышающим эффективность и качество.
Каковы новые возможности?
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности
учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и
способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней –
«Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации
открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой
или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе
тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные
работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и
вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или
внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы,
представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное,
дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности
(различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы,
согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества
является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок,
методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах
и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить
свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой
виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога,
воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом
случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и
пространства.
Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует
учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и
самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание
учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться,
экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в
процессе самообразования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.