Ценность моей жизни. О проблеме суицида среди детей и подростков
Он является одной из причин подростковой смертности в возрасте 15-19 лет. Только несчастные случаи и убийства встречаются чаще в этой возрастной категории. Ежегодно все больше и больше подростков совершают самоубийство. Очень тяжело фиксировать попытки суицида, поскольку во многих случаях родители не обращаются в больницу или сами попытки не считаются таковыми. Согласно данным, в 2005 году 17% старшеклассников всерьез задумывались о попытке самоубийства; 13% планировали его; 8% совершали их. Суицидальное поведение среди женщин и мужчин отличается по характеру, при этом женщины втрое чаще совершают его. Тем не менее, юноши в четыре раза чаще умирают в результате этих попыток из-за особенностей методов. Девушки часто прибегают к передозировке наркотических средств или вскрытию вен, в результате чего возрастает вероятность спасения. Парни используют оружие, вешаются или прыгают с высоты, что приводит к мгновенной смерти.
Факторы риска
Большинство молодых людей, которые планируют самоубийство, имеют психологические проблемы, такие как депрессия или биполярное расстройство (то, что раньше называли маниакально-депрессивный психоз), зависимость от алкоголя или наркотиков, или все одновременно. Опыт и прошлое подростка так же увеличивают риск суицида. Например, семейная предрасположенность, предыдущие попытки причинить себе вред или уход из дому. Подросток может прибегнуть к этому в ответ на стрессовую ситуацию, потерю или конфликт с другим лицом.
Настораживающие признаки
Перед попыткой самоубийства можно заметить определенные признаки. Если Вы заметили признаки употребления наркотиков и алкоголя или депрессивное состояние, немедленно обратитесь за помощью.
Ребенок может сообщать о планированном суициде разными способами:
· Словами
· Разговоры, записи или что-то еще выражает одержимость смертью.
· Постоянные жалобы на то, что он плохой или “гнилой внутри”.
· Вербальные намеки: “Лучше бы я умер!” “Не хочу больше быть для тебя проблемой!” “Нет смысла” “Больше не увидимся”.
· Действиями
· Удаление от друзей или семьи
· Изменениями аппетита, сна или внешнего вида.
· Внезапное падение успеваемости.
· Все свои дела приводит в порядок, например, убирает любимые игрушки, приводит свою комнату в порядок, выбрасывает необходимые вещи.
· Действует в спешке, враждебен, раздражен или часто бывает в гневе.
· Чувствами
· Чувствует безнадежным, виновным или смущенным.
· Не проявляет интереса к любимым занятиям и будущему вообще.
· Внезапно меняет настроение, например, пребывает в состоянии радости после периода депрессии (возможно, что таким образом находит выход из ситуации).
· Попытка самоубийства одноклассника, друга или кумира может дать импульс к совершению суицида Вашим ребенком. Иногда попытки следуют одна за другой, когда один случай провоцирует другого человека, который уже находится на грани.
Что делать?
Если ребенок постоянно расстроен, злобен или отчужден, обратите на это внимание и попробуйте наладить контакт. Если Вы обеспокоены тем, что ребенок может навредить себе, прямо спросите об этом, хотя это может быть и не легко. Разговор поможет ему осознать, что он не один и о нем заботятся. Если Вы обеспокоены безопасностью ребенка, не оставляйте его одного. Наиболее важным является серьезное отношение к попытке совершить самоубийство. Если ребенок или кто-то из Вашего окружения имеет такие намерения обратитесь в службу доверия.
В целях профилактике аутодеструктивного поведения среди подростков в нашей школе вначале учебного года разработан план мероприятий. С сентября месяца проводился опросник Т.Н.Разуваевой. Цель методики: экспресс диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 классов.
По рекомендациям были проведены коррекционные занятия «Ценность моей жизни.» 9-11 класс. Цель методики:
1.Осознание ценности человеческой жизни и здоровья.
2.Постановка жизненных целей и приоритетов.
3.Самовыражение и повышение самооценки.
4.Развитие эмпатии.
5.Создание в коллективе атмосферы принятия и понимания.
6.Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
Этапы занятия:
1.Приветствие. Знакомство с группой.
2. Тренинг «Приветствие».
3. Тренинг «Сплочённость»
4. Тренинг «Я»
5. Методика «Колесо жизни».
6.Методика определения «Психологического возраста»
7.Методика «Мотиваторы»
8 Методика «Фотоальбом»
9. Методика «Утверждение»
Все занятие прошло в доброй эмоциональной обстановке. Ребята говорили о своей самооценке. Старались осознать ценность своей жизни. Выражали свои чувства и эмоции. В конце занятия получили пожелания, о том, что было на тренинге сегодня задуматься, и стараться возможно лучше понимать себя, и тогда ваши желания станут четкими.
Решение: 1. Продолжить работу по формированию положительного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и понятий «Ценность жизни» у учащихся.
2. В целях профилактики аутодеструктивного поведения выступить с данным вопросом на общешкольном родительском собрании.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.