Психологические и возрастные особенности подростков
Оценка 4.7

Психологические и возрастные особенности подростков

Оценка 4.7
Документация
doc
доп. образование взрослых
26.01.2020
Психологические и возрастные особенности подростков
ОБЪЯСНЕНИЕ
Психологические и возрастные особенности подростков.doc

Тема: Психологические и возрастные особенности подростков

Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период – колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный.

Психологические особенности младшего подростка (по А.П. Краковскому)

1.         потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

2.         повышенная утомляемость;

3.         стремление обзавестись верным другом;

4.         стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

5.         повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

6.         стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

7.         отсутствие авторитета возраста;

8.         отвращение к необоснованным запретам;

9.         восприимчивость к промахам учителей;

10.     переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

11.     отсутствие адаптации к неудачам;

12.     отсутствие адаптации к положению “худшего”;

13.     тенденция предаваться мечтаниям;

14.     боязнь осквернения мечты;

15.     ярко выраженная эмоциональность;

16.     требовательность к соответствию слова делу;

17.     повышенный интерес к спорту;

18.     увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Особенности  в поведении:

Ø  перемены настроения,

Ø  неустойчивость,

Ø  драчливость,

Ø  жестокость,

Ø  агрессивность,

Ø  внушаемость, ведомость (подверженность чужому влиянию, например, группировки),

Ø  элементы деструктивного поведения: тяга к курению, воровству, лжи,

Ø  нарушение дисциплины,

Ø  энергичность,

Ø  гиперреактивность,

Ø  тревожность,

Ø  стремление к выполнению поручении (что свидетельствует о высокой физиологической активности),

Ø  утомляемость,

Ø  желание знать секреты и распространять их, ябедничать, давать прозвища,

Ø  эгоистическое самоутверждение (радость при неудачах других),

Ø  завышенная самооценка,

Ø  ранимость и обидчивость,

Ø  хвастливость,

Ø  ориентация на богатство – стремление к разделению в классах (обеспеченные- необеспеченные), деление на группы,

Ø  появляются требования к учителю: в понимании ученика он должен быть строгим, настойчивым, вежливым, умеющим занимательно преподать материал,

Ø  информационная потребность (подросток в роли интеллектуального потребителя),

Ø  снижение познавательной мотивации (умею, могу, но не хочу учиться),

Ø  негативное отношение к критике, неуспеху,

Ø  боязнь прослыть слабым, несамостоятельным,

Ø  трудности в излагании материала слабоуспевающими учениками (волнения, тревожность, несформированность коммуникативных умений, стремятся заучивать, не улавливая сути информации,

Ø  первая любовь,

Ø  изменяется внешний облик, манера одеваться.

 

 

Существует 3 типа развития подросткового возраста (по Э. Шпранглеру):

1.        «Подростковый кризис» - ребенок переживает свой возраст как второе рождение,

2.        Отличает стабильный постепенный рост, когда ребенок приобщается к «взрослой деятельности»,

3.        Представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков (тревоги, кризисных проявлений), ясное осознание своей индивидуальности.

Физиологические особенности:

Ø  Повышенная утомляемость 

Ø  Рост сердца задерживается.  

 

Эмоциональное развитие подростка

     Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживании эмоциональных трудностей.  Неуверенность, боязнь к критике, мысли о самоубийстве приходят в голову многим подросткам.

  Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению (поиск автономии, охрана личного пространства) и социализацией (внедрение в группу и принятие ей, жить нормами, правилами, подчинение). Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.

Существенным моментом самоопределения подростка становится его отношение к своей телесности, к своему полу. Особенно интенсивно развивается телесное Я подростка в возрасте 14–15 лет. В этот период оформляется переживание им своего пола, происходят серьезные изменения в его половом сознании. У старших подростков отношения между мальчиками и девочками приобретают новые оттенки: они хотят нравиться друг другу не как партнеры по играм, а как представители другого пола. Секс и сексуальные отношения входят в их жизнь не как запрет, а как реальность, к которой они готовятся приобщиться.

 

Проблемы подросткового возраста

§   Отвержение подростка группой→ нарушение коммуникативных навыков, одиночество;

§   Отвержение подростка матерью →приводит к поиску поддержки со стороны уличных компаний,

§   Воспитание матерью-одиночкой, гиперопека→ приводит к инфантилизму, несамостоятельности,

§   Авторитарный стиль воспитания в семье, морализирование → уход из дома, демонстративное поведение (ребенок проявляет в поведении независимость, но нуждается в понимании и поддержке),

§   Проблемы в семье (развод родителей, конфликты, алкоголизм, ревность к младшим братьям/сестрам, к сводным братьям/сестрам) → конфликты, демонстративное поведение, суицидальные наклонности,

§   Наличие мнимых или реальных физических дефектов, комплексы по поводу внешности (прыщи, возрастные изменения, угловатость) →изменение имиджа, использование косметики, демонстративный облик, аутоагрессия (самоповреждающие реакции),

§   Снижение школьной мотивации.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.        Создавать ситуации поддержки и успеха;

2.        Не ругать и не наказывать за оплошность, а пытаться понять, помочь, поговорить в спокойной обстановке, выслушать, с уважением, поддержать в следующих ситуациях: - когда подросток болен, испытывает недомогания, не оправился после болезни, т.к. психика очень уязвима (а также в периоды: во время еды, после сна, перед сном, во время игры, во время работы);

- сразу после физической и душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, неудача, недоразумение, конфликт), даже если он виноват сам, переждите, пока утихнет острая боль;

- когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – во всех случаях, когда что-либо не получается,

- когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны,

- когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.
         

                  В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Психологические и возрастные особенности подростков

Тема: Психологические и возрастные особенности подростков

Существует 3 типа развития подросткового возраста (по

Существует 3 типа развития подросткового возраста (по

И в этом состоянии гнев всегда несправедлив

И в этом состоянии гнев всегда несправедлив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020