Тема: Психологические и возрастные особенности подростков
Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период – колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный.
Психологические особенности младшего подростка (по А.П. Краковскому)
1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
2. повышенная утомляемость;
3. стремление обзавестись верным другом;
4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
5. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
7. отсутствие авторитета возраста;
8. отвращение к необоснованным запретам;
9. восприимчивость к промахам учителей;
10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
11. отсутствие адаптации к неудачам;
12. отсутствие адаптации к положению “худшего”;
13. тенденция предаваться мечтаниям;
14. боязнь осквернения мечты;
15. ярко выраженная эмоциональность;
16. требовательность к соответствию слова делу;
17. повышенный интерес к спорту;
18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Особенности в поведении:
Ø перемены настроения,
Ø неустойчивость,
Ø драчливость,
Ø жестокость,
Ø агрессивность,
Ø внушаемость, ведомость (подверженность чужому влиянию, например, группировки),
Ø элементы деструктивного поведения: тяга к курению, воровству, лжи,
Ø нарушение дисциплины,
Ø энергичность,
Ø гиперреактивность,
Ø тревожность,
Ø стремление к выполнению поручении (что свидетельствует о высокой физиологической активности),
Ø утомляемость,
Ø желание знать секреты и распространять их, ябедничать, давать прозвища,
Ø эгоистическое самоутверждение (радость при неудачах других),
Ø завышенная самооценка,
Ø ранимость и обидчивость,
Ø хвастливость,
Ø ориентация на богатство – стремление к разделению в классах (обеспеченные- необеспеченные), деление на группы,
Ø появляются требования к учителю: в понимании ученика он должен быть строгим, настойчивым, вежливым, умеющим занимательно преподать материал,
Ø информационная потребность (подросток в роли интеллектуального потребителя),
Ø снижение познавательной мотивации (умею, могу, но не хочу учиться),
Ø негативное отношение к критике, неуспеху,
Ø боязнь прослыть слабым, несамостоятельным,
Ø трудности в излагании материала слабоуспевающими учениками (волнения, тревожность, несформированность коммуникативных умений, стремятся заучивать, не улавливая сути информации,
Ø первая любовь,
Ø изменяется внешний облик, манера одеваться.
Существует 3 типа развития подросткового возраста (по Э. Шпранглеру):
1. «Подростковый кризис» - ребенок переживает свой возраст как второе рождение,
2. Отличает стабильный постепенный рост, когда ребенок приобщается к «взрослой деятельности»,
3. Представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков (тревоги, кризисных проявлений), ясное осознание своей индивидуальности.
Физиологические особенности:
Ø Повышенная утомляемость
Ø Рост сердца задерживается.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживании эмоциональных трудностей. Неуверенность, боязнь к критике, мысли о самоубийстве приходят в голову многим подросткам.
Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению (поиск автономии, охрана личного пространства) и социализацией (внедрение в группу и принятие ей, жить нормами, правилами, подчинение). Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.
Существенным моментом самоопределения подростка становится его отношение к своей телесности, к своему полу. Особенно интенсивно развивается телесное Я подростка в возрасте 14–15 лет. В этот период оформляется переживание им своего пола, происходят серьезные изменения в его половом сознании. У старших подростков отношения между мальчиками и девочками приобретают новые оттенки: они хотят нравиться друг другу не как партнеры по играм, а как представители другого пола. Секс и сексуальные отношения входят в их жизнь не как запрет, а как реальность, к которой они готовятся приобщиться.
Проблемы подросткового возраста
§ Отвержение подростка группой→ нарушение коммуникативных навыков, одиночество;
§ Отвержение подростка матерью →приводит к поиску поддержки со стороны уличных компаний,
§ Воспитание матерью-одиночкой, гиперопека→ приводит к инфантилизму, несамостоятельности,
§ Авторитарный стиль воспитания в семье, морализирование → уход из дома, демонстративное поведение (ребенок проявляет в поведении независимость, но нуждается в понимании и поддержке),
§ Проблемы в семье (развод родителей, конфликты, алкоголизм, ревность к младшим братьям/сестрам, к сводным братьям/сестрам) → конфликты, демонстративное поведение, суицидальные наклонности,
§ Наличие мнимых или реальных физических дефектов, комплексы по поводу внешности (прыщи, возрастные изменения, угловатость) →изменение имиджа, использование косметики, демонстративный облик, аутоагрессия (самоповреждающие реакции),
§ Снижение школьной мотивации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Создавать ситуации поддержки и успеха;
2. Не ругать и не наказывать за оплошность, а пытаться понять, помочь, поговорить в спокойной обстановке, выслушать, с уважением, поддержать в следующих ситуациях: - когда подросток болен, испытывает недомогания, не оправился после болезни, т.к. психика очень уязвима (а также в периоды: во время еды, после сна, перед сном, во время игры, во время работы);
- сразу после физической и душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, неудача, недоразумение, конфликт), даже если он виноват сам, переждите, пока утихнет острая боль;
- когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – во всех случаях, когда что-либо не получается,
- когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны,
-
когда
мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то
своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не
взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда
несправедлив.
В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.