В современной школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе в задачу преподавателя входит формирование у младшего школьника основных компонентов этой ведущей деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Как отмечает О.С. Анисимов, деятельность школьников в основном является коллективной . На уроке учащиеся любят работать парами, советоваться. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении, работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределении обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности . Групповая форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого, а это является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
В педагогической литературе имеются понятия «групповая воспитывающая деятельность» и «групповая работа», которые многими педагогами не различаются. Однако, групповая работа непосредственно ориентирована на достижение предметного результата, который всегда представлен в виде знаний, умений и переживаний .
Групповая форма организации познавательной деятельности – это организация таких учебных занятий, при которых перед определенной группой школьников ставится единая познавательная задача .
В. К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение: «…если в обучении один учит сразу одновременно нескольких человек (не менее двух), то форма организации учебных занятий является групповой» (13, с. 19).
По мнению Загвязинского В. И. «…в связи с ростом потребности в расширении образования индивидуальная форам обучения все более заменяется индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся…»
Групповая работа обладает преимуществом по сравнению с индивидуальной и парной работой. Индивидуальная форма исключает какое-либо взаимодействие между учащимися, парная же форма учебной работы сводится к взаимодействию только двух учащихся. Одним из главных положительных моментов применения групповой формы обучения является интенсификация учебного процесса, что приводит к повышению успеваемости .
Г.А. Цукерман называет групповую работу областью «детской полусамостоятельности», где помощь взрослого уже не нужна и даже вредна, так как мешает становлению рефлексии, а полностью самостоятельно ребенок действовать еще не может . Здесь необходима помощь сверстника. Достоинствами этой формы является то, что, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения .
Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:
- наличии непосредственного взаимодействия между обучающимися;
- опосредованном руководстве деятельностью обучающегося со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель – группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым обучающимся в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой детей: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами обучающиеся. Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников.
При групповой форме деятельности отдельные учащиеся ставятся в положение учителя, у ребят появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. В результате формируется чувство взаимной ответственности, интерес к работе товарищей, создаются условия для развития и саморазвития школьников под влиянием сверстников . При этом в группе возникает необходимое разнообразие мнений, действий, ее участники испытывают удовлетворение от активного участия в совместной работе.
Работа в группах является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
В частности, как отмечает О.И. Гатаулина, групповые формы работы способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, таких как: вести диалог, уметь слушать своего собеседника, выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, выслушивать противоположное мнение, выражать своё согласие или несогласие с одноклассниками в корректной форме, уметь договариваться и приходить к единому мнению способом обсуждения .
Систематическая работа в группе приводит к развитию личностных духовно-нравственных качеств учащихся: толерантности, взаимопомощи, уважению каждого члена коллектива, целеустремлённости, заботе об общих интересах. В зависимости от направления урочной и внеучебной деятельности (экологического, патриотического, здоровьесберегающего и др.), выбранного учителем расширяются и возможности развития личностных качеств учащихся по средствам коллективных видов работы .
Реализация технологии использования групповой формы учебной деятельности позволяет:
1) сформировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего;
2) тренировать способности к нормореализаторской деятельности;
3) тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности;
4) тренировать способность к исследованию ситуации;
5) формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности;
6) тренировать способность к проектировочной деятельности на основе интуиции;
7) формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы
Еще одним положительным моментом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию предмета. Учителя при использовании работы в группе учитывают возможности учеников с разным потенциалом и применяют разноуровневые задания. При этом «слабые» ученики почувствуют себя способным выполнить данное задание, что значительно повысит его мотивацию к изучению данного предмета. В процессе выполнения задания члены группы совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются друг к другу за советом, следовательно, лучше узнают друг друга.
Групповая учебно-познавательная деятельность постепенно расширяет сферу взаимодействия каждого ученика, обеспечивает совместный поиск способов выполнения задания, выявление затруднений, коллективное принятие решений, что приводит к преодолению закомплексованности и неудач. Совместная работа учащихся под руководством учителя подводит обучающихся к выводам по теме и извлечению собственных уроков из проделанной работы. Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, поскольку способствует преодолению недоверия и отчужденности некоторых учащихся. А это уже важный аспект социализации личности.
Для большей эффективности также используют такую разновидность групповой работы, как дифференцированно-групповая работа считается особой разновидностью групповой формы обучения . Особенности ее заключаются в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. Поэтому группы формируются иначе, чем в предыдущих случаях. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями. При этом численность групп не рекомендуется увеличивать.
Роль учителя в групповой форме обучения – направлять работу группы в правильное русло, стать не только источником информации и контроля, но и советником и консультантом. При использовании элементов группового обучения учитель должен обращать внимание на активную работу каждого участника группы, на регламент отведенного для этого задания времени, на взаимоуважение и взаимопомощь между членами группы .
Таким образом, групповые виды работы делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, что показывает большой потенциал данного вида деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.