Доклад на тему "Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников"
Оценка 5

Доклад на тему "Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников"

Оценка 5
Лекции +1
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
10.12.2020
Доклад на тему "Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников"
Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников.docx

Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников

В современной школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе в задачу преподавателя входит формирование у младшего школьника основных компонентов этой ведущей деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Как отмечает О.С. Анисимов, деятельность школьников в основном является коллективной . На уроке учащиеся любят работать парами, советоваться. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении, работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределении обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности . Групповая форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого, а это является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

В педагогической литературе имеются понятия «групповая воспитывающая деятельность» и «групповая работа», которые многими педагогами не различаются. Однако, групповая работа непосредственно ориентирована на достижение предметного результата, который всегда представлен в виде знаний, умений и переживаний .

Групповая форма организации познавательной деятельности – это организация таких учебных занятий, при которых перед определенной группой школьников ставится единая познавательная задача .

В. К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение: «…если в обучении один учит сразу одновременно нескольких человек (не менее двух), то форма организации учебных занятий является групповой» (13, с. 19).

По мнению Загвязинского В. И. «…в связи с ростом потребности в расширении образования индивидуальная форам обучения все более заменяется индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся…»

Групповая работа обладает преимуществом по сравнению с индивидуальной и парной работой. Индивидуальная форма исключает какое-либо взаимодействие между учащимися, парная же форма учебной работы сводится к взаимодействию только двух учащихся. Одним из главных положительных моментов применения групповой формы обучения является интенсификация учебного процесса, что приводит к повышению успеваемости .

Г.А. Цукерман называет групповую работу областью «детской полусамостоятельности», где помощь взрослого уже не нужна и даже вредна, так как мешает становлению рефлексии, а полностью самостоятельно ребенок действовать еще не может . Здесь необходима помощь сверстника. Достоинствами этой формы является то, что, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения .

Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:

- наличии непосредственного взаимодействия между обучающимися;

- опосредованном руководстве деятельностью обучающегося со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель – группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым обучающимся в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой детей: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами обучающиеся. Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников.

При групповой форме деятельности отдельные учащиеся ставятся в положение учителя, у ребят появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. В результате формируется чувство взаимной ответственности, интерес к работе товарищей, создаются условия для развития и саморазвития школьников под влиянием сверстников . При этом в группе возникает необходимое разнообразие мнений, действий, ее участники испытывают удовлетворение от активного участия в совместной работе.

Работа в группах является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

В частности, как отмечает О.И. Гатаулина, групповые формы работы способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, таких как: вести диалог, уметь слушать своего собеседника, выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, выслушивать противоположное мнение, выражать своё согласие или несогласие с одноклассниками в корректной форме, уметь договариваться и приходить к единому мнению способом обсуждения .

Систематическая работа в группе приводит к развитию личностных духовно-нравственных качеств учащихся: толерантности, взаимопомощи, уважению каждого члена коллектива, целеустремлённости, заботе об общих интересах. В зависимости от направления урочной и внеучебной деятельности (экологического, патриотического, здоровьесберегающего и др.), выбранного учителем расширяются и возможности развития личностных качеств учащихся по средствам коллективных видов работы .

Реализация технологии использования групповой формы учебной деятельности  позволяет:

1) сформировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего;

2) тренировать способности к нормореализаторской деятельности;

3) тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности;

4) тренировать способность к исследованию ситуации;

5) формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности;

6) тренировать способность к проектировочной деятельности на основе интуиции;

7) формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы

Еще одним положительным моментом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию предмета. Учителя при использовании работы в группе учитывают возможности учеников с разным потенциалом и применяют разноуровневые задания. При этом «слабые» ученики почувствуют себя способным выполнить данное задание, что значительно повысит его мотивацию к изучению данного предмета. В процессе выполнения задания члены группы совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются друг к другу за советом, следовательно, лучше узнают друг друга.

Групповая учебно-познавательная деятельность постепенно расширяет сферу взаимодействия каждого ученика, обеспечивает совместный поиск способов выполнения задания, выявление затруднений, коллективное принятие решений, что приводит к преодолению закомплексованности и неудач. Совместная работа учащихся под руководством учителя подводит обучающихся к выводам по теме и извлечению собственных уроков из проделанной работы. Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, поскольку способствует преодолению недоверия и отчужденности некоторых учащихся. А это уже важный аспект социализации личности.

Для большей эффективности также используют такую разновидность групповой работы, как дифференцированно-групповая работа считается особой разновидностью групповой формы обучения . Особенности ее заключаются в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. Поэтому группы формируются иначе, чем в предыдущих случаях. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями. При этом численность групп не рекомендуется увеличивать.

Роль учителя в групповой форме обучения – направлять работу группы в правильное русло, стать не только источником информации и контроля, но и советником и консультантом. При использовании элементов группового обучения учитель должен обращать внимание на активную работу каждого участника группы, на регламент отведенного для этого задания времени, на взаимоуважение и взаимопомощь между членами группы .

Таким образом, групповые виды работы делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, что показывает большой потенциал данного вида деятельности.


 

Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников

Групповая работа как эффективная форма организации деятельности младших школьников

По мнению Загвязинского В. И. «…в связи с ростом потребности в расширении образования индивидуальная форам обучения все более заменяется индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня…

По мнению Загвязинского В. И. «…в связи с ростом потребности в расширении образования индивидуальная форам обучения все более заменяется индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня…

Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами обучающиеся

Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами обучающиеся

Реализация технологии использования групповой формы учебной деятельности позволяет: 1) сформировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего; 2) тренировать способности к нормореализаторской деятельности;…

Реализация технологии использования групповой формы учебной деятельности позволяет: 1) сформировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего; 2) тренировать способности к нормореализаторской деятельности;…

Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, поскольку способствует преодолению недоверия и отчужденности некоторых учащихся

Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, поскольку способствует преодолению недоверия и отчужденности некоторых учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020