Влияние информационного пространства
на современную семью
Андриянова С. В.
учитель начальных классов, ОРКСЭ
МОУ «СОШ № 14» г.Воркуты
Современный мир развивается с огромной скоростью благодаря информационным технологиям. Информационное пространство стало практически безграничным в связи с развитием технических каналов коммуникации. Этот поток информации несёт с собой много знаний, возможностей, взаимодействий, что облегчает жизнь людей и делает её более комфортной. Технологии передачи данных стали более скоростными, каналы связи шире. Можно обмениваться информацией с собеседником на другом конце света, совершать онлайн-покупки, используя электронные деньги или безналичный платёж и не простаивая в очередях. Есть возможность обучаться через интернет, не покидая дома и рабочего места, следить за успеваемостью детей через электронный дневник, участвовать в конференциях и вебинарах, работать удалённо, пользоваться электронными возможностями через портал Госуслуг и многое другое.
Семья является малой социальной группой этого современного мира. Именно она задаёт правильные ориентиры, формирует моральный облик личности. Благодаря ей, происходит приобщение ребёнка к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Она тот островок надёжности, умиротворения и уверенности, куда всегда можно вернуться и спрятаться от невзгод и опасностей большого социума. Как же влияет информационное пространство на современную семью, на подрастающее поколение? Велика ли доля положительного воздействия и есть ли отрицательные моменты?
Исследования социологов, демографов, экономистов, медиков и педагогов показали, что в последние десятилетия семья претерпела ряд серьёзных изменений, произошедших отнюдь не в лучшую сторону. Наблюдается падение рождаемости, усложняются межличностные отношения между членами семьи, увеличивается рост разводов, вследствие которых появляются неполные семьи или семьи с неродными родителями, распространяются внебрачные отношения. А ведь именно семья является самой благоприятной средой для воспитания подрастающего поколения.
В современном обществе государство все больше ответственности за воспитание и обучение берёт на себя, возлагая их на общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования и всё меньше требуя от семьи и родителей. Если у ребёнка возникают проблемы в общении со сверстниками, в обучении, в моральном облике, в поведении, то виноватыми остаются школа, учителя, воспитатели. Да, ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, школе, на секциях и кружках. Используя новейшие педагогические технологии, педагоги обучают и воспитывают учащихся, вкладывают в ребёнка свою душу, дабы выпустить в этот высокотехнологичный быстроразвивающийся мир современного выпускника. Но почему современные дети стали более агрессивными, грубыми, жестокими и неуправляемыми? Почему участились случаи детского насилия и убийства, суицида? Не потому ли, что семейное воспитание постепенно отходит на второй план? Не велика ли сила губительного воздействия информационного потока, льющегося на ребёнка с экранов гаджетов, телевидения, интернета, с которыми он знаком с малых лет?
Изучение количественного и качественного состава информационных потоков позволяет сделать вывод, что наблюдается увеличение объёма новой информации, источников и возможностей оперативного доступа к ней. Однако, качество получаемой информации не всегда способствует формированию нравственной культуры личности. Стремительный поток информации притупляет чувствительность, оказывает неблагоприятное влияние на нервную систему, вызывает переутомление и усталость. Это всё сказывается на современной семье. Постоянное пребывание в информационном пространстве ведёт к дискомфорту, неудовлетворённости жизнью, раздражительности, вспыльчивости, агрессии либо депрессии, что, несомненно, сказывается на нравственном и физическом здоровье всех членов семьи. В семье перестали читать книги, забыли
Но всё логично! Конечно, зачем заниматься тем, за что ты неответственен, ведь завтра ребёнок пойдёт в детский сад, в школу, на кружок и там его воспитают, научат, расскажут, объяснят. Дома он самый лучший, самый прекрасный, «золотой» ребёнок, у которого самые современные игрушки, последние смартфоны, капризам которого потакают все члены семьи. Родители обеспечивают материальное благополучие своего чада, но забывают о духовно-нравственном благополучии. Как только ребёнок попадает в первый социум, в детский сад, он сталкивается с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, с воспитателями. Он не знает норм поведения во время еды, во время игры, сна, гигиенических процедур и т.д. Придя в школу, продолжает отождествлять себя с «самым лучшим», по словам мамы, и опять сталкивается с трудностями и проблемами. Но, оказывается, здесь целый класс таких и все с разным характером, темпераментом, уровнем воспитанности. Современным воспитателям и педагогам очень сложно в сложившейся ситуации, когда ребёнок воспринимает себя равным взрослому, для которого даже родитель не авторитет, и мнение отца и матери не столь важно, как собственное мнение и потребности. Исследователи выявили целый ряд губительных причин, мешающих становлению полноценной личности в семье:
- отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребёнка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребёнка,
- однообразие и малосодержательность деятельности ребёнка в семье, недостаток общения взрослых с детьми,
- неумение дать ребёнку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
А.С.Макаренко говорил, что родители должны уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье чёткий режим, продумать все мелочи.
Да, только родившись, ребенок уже является личностью, индивидуумом. Это великая ценность для каждого родителя. Но это еще не состоявшаяся личность, это тот «сосуд», который ещё надо наполнить. А наполнять его надо с первых дней жизни не только естественными потребностями для роста и развития, а духовно-нравственным содержанием для становления этой личности, как было испокон веков. Как видим, мы живём в очень трудное в духовном смысле время. Государство должно больше внимания уделять семье, её воспитанию, поддержке, укреплению, используя при этом информационное пространство, средства массовой информации, а также возможности общеобразовательных учреждений. Необходимо повышать культуру семьи, её значимость. Необходимо вести строгий контроль за той информацией, которая находится в свободном доступе в сети интернет, если мы не хотим деградации подрастающего поколения, если хотим вырастить морально и физически здоровую личность, наполненную духовным и нравственным содержанием.
Список литературы:
1. Википедия
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений, –М.: Издательский центр «Академия», 1999
3. Яндекс картинки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.