Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"
Оценка 5

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Оценка 5
docx
20.01.2020
Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"
Урок по свет.этике - Добро и зло.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ на тему

«Добро и зло»

 

модуль: Основы светской этики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Андриянова

Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Оборудование:   интерактивная доска, проектор, рабочие тетради в линию, учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс, М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018., презентация, видеоролик.

 

Планируемые результаты:

личностные -

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

метапредметные -

- умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;

- готовность слушать собеседника, излагать свои мысли и аргументировать их;

предметные -

- понимание смысла понятий «добро» и «зло»;

 

Цель:  - организовать деятельность учащихся для понимания и различения таких моральных понятий как «добро» и «зло».

 

Ход урока:  1. Мотивационный момент.

(Учитель приветствует детей с улыбкой и нежностью):

- Доброе утро, ребята!

- Доброе утро солнышку и птицам! Доброе утро приветливым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым.  Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Актуализация знаний.

- А какое слово будет противоположным к слову «доброе»? (злое)

- Как вы думаете, изменилось бы ваше настроение, если бы я, нахмурившись и недовольно, поприветствовала вас фразой: «Злое утро!»? (Изменилось бы. Нам бы стало грустно, неприятно.)

- Значит, даже маленькая фраза или слово могут изменить настроение человека на весь день.

- А важна ли при этом интонация и мимика? (Да.)

- Какие слова в приветствиях кардинально меняют настроение? (доброе – злое)

- Давайте сформулируем тему нашего урока? («Добро и зло»). (Слайд 1.)

- Верно.

(Учитель рассказывает притчу. Слайд 2):

Добро и Зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- Ребята, как вы думаете, почему так долго Добро и Зло спорят друг с другом? Разрешится ли у них когда-нибудь этот спор? Кто из них выиграет? От кого это зависит?

 (Выслушиваются мнения детей: «Это зависит от людей. Они все разные: кто-то добрый, кто-то злой. Этот спор вечен. Каждый человек сам за себя решает, каким ему  быть. Это свободный выбор».)

3.Самоопределение к деятельности.

- Скажите, а как человек понимает, где добро, а где зло? Кто его учит отличать хорошее от плохого? Или он рождается с этим чувством? (Родные, воспитатели, учителя, общество). Правильно. Помните произведение В.В.Маяковского «Чо такое хорошо и что такое плохо», в котором отец объясняет малышу  смысл этих понятий. Слайд 3.

 Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

-Что такое хорошо» и что такое «плохо»?

- У меня секретов нет,

Слушайте, детишки,

Папы этого ответ

Помещаю в книжке…

Если бьет дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:

-Не трожь тех, кто меньше ростом!-

Этот мальчик так хорош,

Загляденье просто!

- Зачем мы сегодня на уроке изучаем эту тему? С какой целью? Давайте поставим задачи урока. (Научиться различать добро и зло; приводить примеры добрых и злых поступков, поведения, узнать, как можно проявлять доброту.)

4.Организация познавательной деятельности.

- Итак, задачи мы поставили, давайте начнем их решать.

– Запишите в тетради фразы, которые могут поднять настроение человека так же, как фраза «Доброе утро!» (Варианты: «Здравствуйте! Молодец! Урааа! Привет! Я тебя люблю! Хорошего дня! Будьте здоровы! Спасибо! Благодарю! Ты умница! Будьте добры! Пожалуйста!» и тому подобное)

- Часто ли вы их употребляете? Не забываете ли про них? Ведь эти фразы произносят не просто вежливые и культурные люди, их говорят те, кто хочет поделиться лаской, нежностью и добротой своей души.

- Давайте вместе порассуждаем, какого еще человека можно назвать добрым.

(Уважает старших, не обижает младших, любит животных, бережет окружающую среду, щедрого, внимательного, ласкового, заботливого, сопереживающего, нежного, спокойного, готового прийти на помощь и тому подобное.)

- Откройте учебник на с.39.  Давайте прочитаем определение понятия «добро» в рамочке.

Добро – высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется добром.

 

- Хочу отметить, что ваши описания доброго человека полностью совпадают с определением добра в учебнике. Слайд 4. Молодцы!

- Найдите на этой же странице учебника, информацию о том, какую букву из старославянской азбуки называли «добром». (д) Правильно, букву «д».

- А что же такое «зло»? Эта информация тоже есть в учебнике, найдите  ее  на с.40-41.

Зло – все плохое, вредное, дурное, обман, все, что относится к беде и несчастью.

- Наверняка вы знаете, в каком литературном жанре явно прослеживается борьба добра со злом? ( В сказке.) На с.39 перечислены персонажи сказок. Давайте определим, кто поддерживает сторону добра, а кто – зла. Слайд 5.

Иван-царевич – добро                                      Кощей Бессмертный – зло

Золотая Рыбка – добро                                   Карабас-Барабас – зло

Дюймовочка – добро                                       Водяной – зло

Красная Шапочка – добро                             Баба-яга – зло

Золушка – добро

- Приведите свои примеры. (Айболит, Емеля, Конек-Горбунок, Падчерица – добро; Змей Горыныч, Волк, Мачеха, Снежная Королева – зло и т.д.). Умницы!

5. Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

6.Закрепление и включение в систему знаний.

- Давайте вместе выполним задание № 1 на с.44 учебника. Соотнесем пожелание и его определение. Слайд 6.

Добро пожаловать                           формула вежливой просьбы

Будьте добры                                    приветствие гостю

До добра не доведет                         пожелание благополучия при отправлении в путь или  

                                                             в каком-нибудь начинании  

В добрый час                                     кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату

- Замечательно!

- А теперь поработаем в парах и выполним задание № 3 на с.45 в тетради. Распределите слова по двум колонкам: 1 вариант – добро, 2 вариант – зло.

Проверка. Слайд 7.

- Какие же вы молодцы! Справились с заданиями великолепно!

7. Рефлексия.

- Ребята, давайте посмотрим небольшой ролик. Подумайте при просмотре, в чем его смысл.

Обсуждение после просмотра.

(Человечек с воздушным шариком представляет добро, которым он готов поделиться с окружающими. Человечек с иглой – это зло. Он всем недоволен, его всё раздражает. Но когда с ним делятся добром, он сам становится добрее. И добра в мире становится больше. Добрым людям нужно быть терпеливыми, потому что зло всегда рядом и ему нужно суметь противостоять.)

- Вы сегодня хорошо поработали, высказывали правильные мысли, рассуждали. Скажите, мы решили поставленные задачи? Кто из вас сможет отличить добрые поступки от злых, помашите руками. Кто себя ассоциирует с человечком, у которого в руках шарик, похлопайте в ладоши. А кто – человечек с  иглой в руке? Потопайте ногами.

- И напоследок хочу вам прочитать концовку притчи, с которой я начала урок:

Добро и Зло с далеких пор ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне сильней и крепче на земле.

«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

8. Домашнее задание.

- Повторите тему на с.39-49; подготовьте устное объяснение пословиц на с.44-45 учебника.

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ (основы светской этики - 4 кл.) по теме "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020