Разработка урока по ОРКСЭ на тему
«Добро и зло»
модуль: Основы светской этики
Автор: Андриянова
Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, рабочие тетради в линию, учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс, М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018., презентация, видеоролик.
Планируемые результаты:
личностные -
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
метапредметные -
- умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
- готовность слушать собеседника, излагать свои мысли и аргументировать их;
предметные -
- понимание смысла понятий «добро» и «зло»;
Цель: - организовать деятельность учащихся для понимания и различения таких моральных понятий как «добро» и «зло».
Ход урока: 1. Мотивационный момент.
(Учитель приветствует детей с улыбкой и нежностью):
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро солнышку и птицам! Доброе утро приветливым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Актуализация знаний.
- А какое слово будет противоположным к слову «доброе»? (злое)
- Как вы думаете, изменилось бы ваше настроение, если бы я, нахмурившись и недовольно, поприветствовала вас фразой: «Злое утро!»? (Изменилось бы. Нам бы стало грустно, неприятно.)
- Значит, даже маленькая фраза или слово могут изменить настроение человека на весь день.
- А важна ли при этом интонация и мимика? (Да.)
- Какие слова в приветствиях кардинально меняют настроение? (доброе – злое)
- Давайте сформулируем тему нашего урока? («Добро и зло»). (Слайд 1.)
- Верно.
(Учитель рассказывает притчу. Слайд 2):
Добро и Зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- Ребята, как вы думаете, почему так долго Добро и Зло спорят друг с другом? Разрешится ли у них когда-нибудь этот спор? Кто из них выиграет? От кого это зависит?
(Выслушиваются мнения детей: «Это зависит от людей. Они все разные: кто-то добрый, кто-то злой. Этот спор вечен. Каждый человек сам за себя решает, каким ему быть. Это свободный выбор».)
3.Самоопределение к деятельности.
- Скажите, а как человек понимает, где добро, а где зло? Кто его учит отличать хорошее от плохого? Или он рождается с этим чувством? (Родные, воспитатели, учителя, общество). Правильно. Помните произведение В.В.Маяковского «Чо такое хорошо и что такое плохо», в котором отец объясняет малышу смысл этих понятий. Слайд 3.
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
-Что такое хорошо» и что такое «плохо»?
- У меня секретов нет,
Слушайте, детишки,
Папы этого ответ
Помещаю в книжке…
Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
-Не трожь тех, кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!
- Зачем мы сегодня на уроке изучаем эту тему? С какой целью? Давайте поставим задачи урока. (Научиться различать добро и зло; приводить примеры добрых и злых поступков, поведения, узнать, как можно проявлять доброту.)
4.Организация познавательной деятельности.
- Итак, задачи мы поставили, давайте начнем их решать.
– Запишите в тетради фразы, которые могут поднять настроение человека так же, как фраза «Доброе утро!» (Варианты: «Здравствуйте! Молодец! Урааа! Привет! Я тебя люблю! Хорошего дня! Будьте здоровы! Спасибо! Благодарю! Ты умница! Будьте добры! Пожалуйста!» и тому подобное)
- Часто ли вы их употребляете? Не забываете ли про них? Ведь эти фразы произносят не просто вежливые и культурные люди, их говорят те, кто хочет поделиться лаской, нежностью и добротой своей души.
- Давайте вместе порассуждаем, какого еще человека можно назвать добрым.
(Уважает старших, не обижает младших, любит животных, бережет окружающую среду, щедрого, внимательного, ласкового, заботливого, сопереживающего, нежного, спокойного, готового прийти на помощь и тому подобное.)
- Откройте учебник на с.39. Давайте прочитаем определение понятия «добро» в рамочке.
Добро – высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется добром.
- Хочу отметить, что ваши описания доброго человека полностью совпадают с определением добра в учебнике. Слайд 4. Молодцы!
- Найдите на этой же странице учебника, информацию о том, какую букву из старославянской азбуки называли «добром». (д) Правильно, букву «д».
- А что же такое «зло»? Эта информация тоже есть в учебнике, найдите ее на с.40-41.
Зло – все плохое, вредное, дурное, обман, все, что относится к беде и несчастью.
- Наверняка вы знаете, в каком литературном жанре явно прослеживается борьба добра со злом? ( В сказке.) На с.39 перечислены персонажи сказок. Давайте определим, кто поддерживает сторону добра, а кто – зла. Слайд 5.
Иван-царевич – добро Кощей Бессмертный – зло
Золотая Рыбка – добро Карабас-Барабас – зло
Дюймовочка – добро Водяной – зло
Красная Шапочка – добро Баба-яга – зло
Золушка – добро
- Приведите свои примеры. (Айболит, Емеля, Конек-Горбунок, Падчерица – добро; Змей Горыныч, Волк, Мачеха, Снежная Королева – зло и т.д.). Умницы!
5.
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
6.Закрепление и включение в систему знаний.
- Давайте вместе выполним задание № 1 на с.44 учебника. Соотнесем пожелание и его определение. Слайд 6.
Добро пожаловать формула вежливой просьбы
Будьте добры приветствие гостю
До добра не доведет пожелание благополучия при отправлении в путь или
в каком-нибудь начинании
В добрый час кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату
- Замечательно!
- А теперь поработаем в парах и выполним задание № 3 на с.45 в тетради. Распределите слова по двум колонкам: 1 вариант – добро, 2 вариант – зло.
Проверка. Слайд 7.
- Какие же вы молодцы! Справились с заданиями великолепно!
7. Рефлексия.
- Ребята, давайте посмотрим небольшой ролик. Подумайте при просмотре, в чем его смысл.
Обсуждение после просмотра.
(Человечек с воздушным шариком представляет добро, которым он готов поделиться с окружающими. Человечек с иглой – это зло. Он всем недоволен, его всё раздражает. Но когда с ним делятся добром, он сам становится добрее. И добра в мире становится больше. Добрым людям нужно быть терпеливыми, потому что зло всегда рядом и ему нужно суметь противостоять.)
- Вы сегодня хорошо поработали, высказывали правильные мысли, рассуждали. Скажите, мы решили поставленные задачи? Кто из вас сможет отличить добрые поступки от злых, помашите руками. Кто себя ассоциирует с человечком, у которого в руках шарик, похлопайте в ладоши. А кто – человечек с иглой в руке? Потопайте ногами.
- И напоследок хочу вам прочитать концовку притчи, с которой я начала урок:
Добро и Зло с далеких пор ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне сильней и крепче на земле.
«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,
Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».
Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.
8. Домашнее задание.
- Повторите тему на с.39-49; подготовьте устное объяснение пословиц на с.44-45 учебника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.