Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок
Оценка 4.6

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок
13) Андриянова С.В. Разработка урока Сердце матери 2..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркуты

169934, Республика Коми, город Воркута, поселок Воргашор  тел. 4-54-72

 

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ на тему

«Сердце матери»

2 урок

модуль: Основы светской этики

 

 

Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (последнее – для образовательных организаций с религиозным /православным/ компонентом)

 

 

 

Автор: Андриянова

Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

 

2019 г.


4 класс

ОРКСЭ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Технологическая карта

 

Тема

Сердце матери. (Урок 2)

Цель урока

Организовать деятельность учащихся для формирования чувства уважения к  матери, необходимости проявления заботы о ней и понимания ценности материнской любви.

Основное содержание темы, термины и понятия

Забота о матери. Сердце матери.

Тип урока

Урок рефлексии.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Понимание ценности матери в жизни человека;

формирование моральных обязанностей по отношению к матери.

 

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Регулятивные: формулирование целей урока, выполнение заданий в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные: умение аргументировать, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация пространства.

Межпредметные связи.

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Этикет. Окружающий мир. НРК. Технология.

Фронтальная. Индивидуальная. Групповая.

Проектор, экран. Презентация «Сердце матери» - Урок 2. Учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс. Набор посуды, приборов, салфетки, приправы

Последовательность изучения

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Проверка домашнего задания.

Цель – развивать умение выстраивать монологическую речь; формировать умение аргументировать свой выбор того или иного поступка.

- Добрый день! На прошлом уроке мы познакомились с темой «Сердце матери». Давайте посмотрим на портреты ваших мам, которые вы нарисовали. Кто хочет рассказать о своей маме: как зовут, где работает, любимое занятие, характер?

- А кем мамы были в детстве?

- И наши девочки, повзрослев, обязательно станут мамами. Давайте послушаем, какую роль они выбрали для себя в общении с дочерью, если бы были уже сейчас мамами.

- Откройте с.117 учебника, зачитайте свой ответ и объясните его. [1].

Сообщение-описание мамы.

 

 

 

- Девочками.

Девочки объясняют свой выбор одной из ролей или представляют свое собственное объяснение поведения с дочерью.

II этап. Актуализация знаний.

Цель – повторение и закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кладезью народной мудрости, формулами жизни, пронесенными через века, являются пословицы и поговорки.

- На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми из них. Давайте попросим мальчиков восстановить пословицы о маме и еще раз их послушаем.

Мальчики восстанавливают рассыпавшиеся пословицы:

Лучше матери … (друга не сыщешь).

Ради ребенка мать … (и в огонь бросится).

У дитя заболит пальчик, … (а у матери – сердце).

Материнский гнев, что весенний снег. … (И много выпадает, да скоро растает).

Сердце матери … (лучше солнца греет).

При солнышке светло, … (при матушке тепло).

И беда не страшна, … (коли рядом матушка).

III этап. Организация познавательной деятельности.

Цель – формирование умения организовать праздничное застолье для мамы.

- Кроме праздников «8 марта» и «День матери», общих для всех женщин, есть еще индивидуальный праздник для каждой женщины. Какой?  Все ли из вас знают, когда день рождения вашей мамы? Расскажите.

- Давайте сегодня попробуем приготовиться к этому празднику. Для этого мы разделимся на 2 группы: 1 группа – те, у кого мама родилась в 1-ой половине года (январь-июнь), 2 группа – во второй половине года (июль-декабрь). Вам необходимо внимательно прочитать информацию на с.119-120 «Подготовка застолья». [2]. После этого выполнить сервировку стола и рассадить гостей. Не забывайте про ПТБ при использовании ножей и вилок. Выберите из участников своей группы «хозяина» и «хозяйку-именинницу». Когда все будет готово, рассаживайтесь за столом.

- Те ребята, которые не знают дня рождения своих мам, будут оценивать это задание, поэтому тоже знакомятся с информацией из учебника.

- День рождения.

Дети рассказывают о дне рождения своих мам, как его отмечают.

 

Участники каждой группы собираются за круглым столом, знакомятся с информацией  «Этикет» из учебника. Расставляют приборы, тарелки, приправы, раскладывают салфетки и усаживаются за столом соответственно этикету.

 

 

 

Оценивание сервировки.

IVэтап. Физминутка.

Цель – физическая разминка.

Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отрясаю.

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме нужно отдыхать, маме хочется поспать.

Имитация действий.

 

V этап. Закрепление и включение в систему знаний.

Цель – формирование понимания, что маму надо беречь, помогать ей.

 - А теперь давайте посмотрим мультфильм «Северная сказка» по мотивам фольклора народов севера. [3]

- Что вы можете сказать об этой женщине?  Как она относилась к своим детям? Почему она превратилась в птицу и покинула своих детей? Какое событие подразумевается под этим? Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учить эта сказка?

Просмотр мультфильма.

 

Обсуждение мультфильма.

 

VI этап. Рефлексия.

Цель – обобщение целей изучения данной темы.

- Найдите самые важные строки на с.116-117, которые будут напутствием для вас в жизни.

Дети находят строки:

Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите ее здоровье, ее силы и нервы -  и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.

VII этап. Итог урока.

Цель – эмоционально-нравственное заключение.

-Что может быть нежнее сердца мамы,
Оно за нас волнуется всегда.
А мы порой так равнодушны и упрямы.
Про возраст забываем и года.
Года идут, и радоваться нужно,
Что рядом мама, вот она, с тобой!
Любить всем сердцем, жить с ней дружно,
Она придет на зов твой на любой.
Что может быть теплее сердца мамы,
Она с молитвами уснет о нас.
А мы, бывает, оставляем шрамы,
И хочется понять, прийти сейчас.
Прийти и головою пасть в колени,
Не поднимая мокрых, виноватых глаз.
Прости нас, мама, мы ведь не хотели,
Пойми, поверь и помолись за нас! [4]
  

Домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания на с.121-122                                                                  

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] – Учениц попросили ответить на вопрос: «Представим, что вы поменялись с мамой местами. Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы поступали?» Проанализируй их ответы.

1) Я бы не тревожилась постоянно за свою дочь, что она простудится, заблудится, попадет под автомобиль или в нехорошую компанию. Предоставила бы ей хоть немного самостоятельности: пусть поступает, как знает.

2) Не была бы такой доброй. Она ведь не требует, чтобы я что-нибудь делала в доме, и поэтому перегружена работой, не успевает заботиться о себе. Я бы хотела подольше выглядеть молодой.

3) Не терпела бы лжи (моя мама легковерная во всем, я перестала говорить ей правду даже в мелочах). Не позволила бы дочери привередничать и капризничать. Мне не нравится, когда девочки дома прикидываются беспомощными.

Что ты можешь добавить к этим ответам?

[2] –                                 Подготовка застолья. (Этикет).

      Рассаживать гостей полагается хозяйке. Рядом с хозяевами сидят наиболее почетные гости: мужчина справа от хозяйки, а женщина – слева. За круглым столом хозяин и хозяйка сидят друг напротив друга…

      Сервировка стола зависит от числа блюд, например: холодные закуски, первое, второе и сладкое. В этом случае перед каждым местом ставят мелкую тарелку, на нее – глубокую, между ними кладут салфетку, чтобы верхняя тарелка не дребезжала и не скользила. Слева от тарелки или на тарелке – тканевая салфетка, затем кладут вилки зубцами вверх и ножи для холодной закуски и для второго.

      Вилки размещают слева от тарелки, ножи – справа. Если предполагается несколько блюд, то будет несколько ножей и вилок. Вначале берут приборы, наиболее отдаленные от тарелки.

      Обычно справа от тарелки размещают нож для второго блюда, ложечку для сладкого, ложку для супа. Перед тарелкой кладут нож и вилку для фруктов. Бокалы для напитков ставят справа перед ножами. Хлеб приносят на подносе или блюде и раздают гостям.

      В середине стола ставят салатницу, супницу, большие блюда со вторым. Там же находятся приправы – соль, горчица, перец, хрен.

      Если вы хотите дать понять, что закончили есть блюдо, то вилку и нож надо положить на тарелке параллельно друг другу ручками вправо.

      Выходят из-за стола после того, как встала хозяйка дома и присутствующие дамы.   

[3] - https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=i-HuBToGJNY – мультфильм «Северная сказка» по мотивам фольклора народов севера

 [4] – стихотворение О.Пшеничной «Мамино сердце»

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 2 урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020