Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркуты
169934, Республика Коми, город Воркута, поселок Воргашор тел. 4-54-72
Разработка урока по ОРКСЭ на тему
«Сердце матери»
2 урок
модуль: Основы светской этики
Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (последнее – для образовательных организаций с религиозным /православным/ компонентом)
Автор: Андриянова
Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
2019 г.
4 класс
ОРКСЭ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Технологическая карта
Тема |
Сердце матери. (Урок 2) |
||||
Цель урока |
Организовать деятельность учащихся для формирования чувства уважения к матери, необходимости проявления заботы о ней и понимания ценности материнской любви. |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Забота о матери. Сердце матери. |
||||
Тип урока |
Урок рефлексии. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||
Понимание ценности матери в жизни человека; формирование моральных обязанностей по отношению к матери.
|
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; Регулятивные: формулирование целей урока, выполнение заданий в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные: умение аргументировать, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||
Организация пространства. |
|||||
Межпредметные связи. |
Формы работы |
Ресурсы |
|||
Литературное чтение. Этикет. Окружающий мир. НРК. Технология. |
Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. |
Проектор, экран. Презентация «Сердце матери» - Урок 2. Учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс. Набор посуды, приборов, салфетки, приправы |
|||
Последовательность изучения |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
I этап. Проверка домашнего задания. |
|||||
Цель – развивать умение выстраивать монологическую речь; формировать умение аргументировать свой выбор того или иного поступка. |
- Добрый день! На прошлом уроке мы познакомились с темой «Сердце матери». Давайте посмотрим на портреты ваших мам, которые вы нарисовали. Кто хочет рассказать о своей маме: как зовут, где работает, любимое занятие, характер? - А кем мамы были в детстве? - И наши девочки, повзрослев, обязательно станут мамами. Давайте послушаем, какую роль они выбрали для себя в общении с дочерью, если бы были уже сейчас мамами. - Откройте с.117 учебника, зачитайте свой ответ и объясните его. [1]. |
Сообщение-описание мамы.
- Девочками. Девочки объясняют свой выбор одной из ролей или представляют свое собственное объяснение поведения с дочерью. |
|||
II этап. Актуализация знаний. |
|||||
Цель – повторение и закрепление изученного.
|
- Кладезью народной мудрости, формулами жизни, пронесенными через века, являются пословицы и поговорки. - На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми из них. Давайте попросим мальчиков восстановить пословицы о маме и еще раз их послушаем. |
Мальчики восстанавливают рассыпавшиеся пословицы: Лучше матери … (друга не сыщешь). Ради ребенка мать … (и в огонь бросится). У дитя заболит пальчик, … (а у матери – сердце). Материнский гнев, что весенний снег. … (И много выпадает, да скоро растает). Сердце матери … (лучше солнца греет). При солнышке светло, … (при матушке тепло). И беда не страшна, … (коли рядом матушка). |
|||
III этап. Организация познавательной деятельности. |
|||||
Цель – формирование умения организовать праздничное застолье для мамы. |
- Кроме праздников «8 марта» и «День матери», общих для всех женщин, есть еще индивидуальный праздник для каждой женщины. Какой? Все ли из вас знают, когда день рождения вашей мамы? Расскажите. - Давайте сегодня попробуем приготовиться к этому празднику. Для этого мы разделимся на 2 группы: 1 группа – те, у кого мама родилась в 1-ой половине года (январь-июнь), 2 группа – во второй половине года (июль-декабрь). Вам необходимо внимательно прочитать информацию на с.119-120 «Подготовка застолья». [2]. После этого выполнить сервировку стола и рассадить гостей. Не забывайте про ПТБ при использовании ножей и вилок. Выберите из участников своей группы «хозяина» и «хозяйку-именинницу». Когда все будет готово, рассаживайтесь за столом. - Те ребята, которые не знают дня рождения своих мам, будут оценивать это задание, поэтому тоже знакомятся с информацией из учебника. |
- День рождения. Дети рассказывают о дне рождения своих мам, как его отмечают.
Участники каждой группы собираются за круглым столом, знакомятся с информацией «Этикет» из учебника. Расставляют приборы, тарелки, приправы, раскладывают салфетки и усаживаются за столом соответственно этикету.
Оценивание сервировки. |
|||
IVэтап. Физминутка. |
|||||
Цель – физическая разминка. |
Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу. Я стираю, полоскаю, воду с ручек отрясаю. Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме нужно отдыхать, маме хочется поспать. |
Имитация действий.
|
|||
V этап. Закрепление и включение в систему знаний. |
|||||
Цель – формирование понимания, что маму надо беречь, помогать ей. |
- А теперь давайте посмотрим мультфильм «Северная сказка» по мотивам фольклора народов севера. [3] - Что вы можете сказать об этой женщине? Как она относилась к своим детям? Почему она превратилась в птицу и покинула своих детей? Какое событие подразумевается под этим? Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учить эта сказка? |
Просмотр мультфильма.
Обсуждение мультфильма.
|
|||
VI этап. Рефлексия. |
|||||
Цель – обобщение целей изучения данной темы. |
- Найдите самые важные строки на с.116-117, которые будут напутствием для вас в жизни. |
Дети находят строки: Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите ее здоровье, ее силы и нервы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе. |
|||
VII этап. Итог урока. |
|||||
Цель – эмоционально-нравственное заключение. |
-Что может быть
нежнее сердца мамы, Домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания на с.121-122 |
|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] – Учениц попросили ответить на вопрос: «Представим, что вы поменялись с мамой местами. Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы поступали?» Проанализируй их ответы.
1) Я бы не тревожилась постоянно за свою дочь, что она простудится, заблудится, попадет под автомобиль или в нехорошую компанию. Предоставила бы ей хоть немного самостоятельности: пусть поступает, как знает.
2) Не была бы такой доброй. Она ведь не требует, чтобы я что-нибудь делала в доме, и поэтому перегружена работой, не успевает заботиться о себе. Я бы хотела подольше выглядеть молодой.
3) Не терпела бы лжи (моя мама легковерная во всем, я перестала говорить ей правду даже в мелочах). Не позволила бы дочери привередничать и капризничать. Мне не нравится, когда девочки дома прикидываются беспомощными.
Что ты можешь добавить к этим ответам?
[2] – Подготовка застолья. (Этикет).
Рассаживать гостей полагается хозяйке. Рядом с хозяевами сидят наиболее почетные гости: мужчина справа от хозяйки, а женщина – слева. За круглым столом хозяин и хозяйка сидят друг напротив друга…
Сервировка стола зависит от числа блюд, например: холодные закуски, первое, второе и сладкое. В этом случае перед каждым местом ставят мелкую тарелку, на нее – глубокую, между ними кладут салфетку, чтобы верхняя тарелка не дребезжала и не скользила. Слева от тарелки или на тарелке – тканевая салфетка, затем кладут вилки зубцами вверх и ножи для холодной закуски и для второго.
Вилки размещают слева от тарелки, ножи – справа. Если предполагается несколько блюд, то будет несколько ножей и вилок. Вначале берут приборы, наиболее отдаленные от тарелки.
Обычно справа от тарелки размещают нож для второго блюда, ложечку для сладкого, ложку для супа. Перед тарелкой кладут нож и вилку для фруктов. Бокалы для напитков ставят справа перед ножами. Хлеб приносят на подносе или блюде и раздают гостям.
В середине стола ставят салатницу, супницу, большие блюда со вторым. Там же находятся приправы – соль, горчица, перец, хрен.
Если вы хотите дать понять, что закончили есть блюдо, то вилку и нож надо положить на тарелке параллельно друг другу ручками вправо.
Выходят из-за стола после того, как встала хозяйка дома и присутствующие дамы.
[3] - https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=i-HuBToGJNY – мультфильм «Северная сказка» по мотивам фольклора народов севера
[4] – стихотворение О.Пшеничной «Мамино сердце»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.