МКОУ Таловская СОШ
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе».
Учитель начальных
классов Груздева Г. И.
2019 – 2020 уч/год
Слайд 2
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 3
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
П 5. В целях реализации права каждого человека на образование
федеральными государственными органами, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления:
1)создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья …
Слайд 4
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
• П 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Слайд 5
Статистические данные:
• Людей с инвалидностью около 11 млн.
• Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
• Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
Слайд 6
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Слайд 7
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Слайд 8
Категории детей с нарушениями развития:
• Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
• Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с ЗПР(с задержкой психического развития) ;
• Дети с нарушениями интеллектуального развития;
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Слайд 9
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка
3) отслеживание динамики развития ребенка
4) взаимодействие со специалистами и родителями
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
Слайд 10
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Слайд 11
Образовательная цель должна определять
задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Слайд 12
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсо-моторного развития
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
3. Развитие основных мыслительных операций
4 Развитие различных видов мышления
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
6. Развитие речи, овладение техникой речи
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Слайд 13
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения.
Слайд 14
С ребёнком c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю три года. По заключению ПМПК 3.05.2017 года моему ученику установлен статус ребёнка с ОВЗ. Рекомендованы специальные образовательные условия, т.е. обучение в образовательном учреждении по АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Я решила немного расширить свои знания и прошла ряд дистанционных курсов по данной проблеме.
Слайды 15-18
Модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности» (6 часов) в ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября»:
• «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма»(21 октября 2018г.)
• «Специальные образовательные условия инклюзивной школы» (14 ноября 2018г.)
• «Детский аутизм, или Как помочь «особому» ребенку» (17 февраля 2020г.)
• «Сопровождение школьника с особенностями в развитии: практические рекомендации для тьюторов и педагогов» (17 февраля 2020г.)
• Курсы повышения квалификации в ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» (36 часов) – «Инклюзивное образование: взаимодействие педагогов с обучающимися с ОВЗ (вводные навыки)» (11 ноября 2018г.)
Слайд 19
Мной, как педагогом, используются следующие методические приемы:
• Поэтапное разъяснение заданий;
• Последовательное выполнение заданий;
• Повторение учащемуся инструкции к выполнению задания;
• Близость к учащемуся во время объяснения задания.
• Перемена видов деятельности:
• Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
• Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
Слайд 20
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Слайд 21
Индивидуальное оценивание ответов учащегося с ОВЗ:
• Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
• Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
• Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
• Оценка переделанных работ;
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
Слайд 22
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Слайд 23
Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
• Прочные знания - это знания осознанные. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Слайд 24
• Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Слайд 25
• Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный
подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога
является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для
развития.
Слайд 26
В работе с ребёнком ОВЗ применяю следующие подходы:
• индивидуальный подход;
• предотвращение наступления утомляемости;
• активизация познавательной деятельности;
• обогащение знаниями об окружающем мире;
• проявление педагогического такта.
Слайд 27
Вера в возможности ребенка способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.