Доклад по теме: "Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности уроков литературы ."
Оценка 4.7

Доклад по теме: "Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности уроков литературы ."

Оценка 4.7
docx
25.03.2024
Доклад по теме: "Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности уроков литературы ."
Развитие форм и приемов.docx

Доклад «Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности урока литературы»

Всю жизнь учитель учится сам. Мы давно привыкли к этой фразе, ставшей аксиомой. Я уверена, что  учителя, почти без исключения, могут и хотят делать это. Они искренне рады всякому новшеству, толковому  предложению, рациональному решению какой-то проблемы

Когда-то А.М. Горький сказал рабочим корреспондентам и писателям, что учиться прекрасному следует не на суждениях об искусстве, а на самом искусстве. Этот вывод великого писателя очень современен , особенно важен для учителей-словесников. Текст художественного произведения всегда должен быть первоосновой наших уроков. С него мы обязаны начинать разговор о книге ,им и заканчивать. Остальное (материалы критики, полемика любого рода, воспоминание современников) вторично. По-настоящему воздействовать на читателя силой своего художественного слова способен только автор. Однако приобщить ребят к настоящему чтению совсем не просто. Научить самостоятельно постигать произведение, воспринимая умом и сердцем мысли и чувства писателя,- это значит научится быть истинным читателем.

Как же добиться этого средствами урока? Остановлюсь только на нескольких моментах. Издавна существуют различные формы и приемы работы: проблемный анализ, комментированное чтение, диспут и многое-многое другое. Мы выбираем самые оптимальные из них ,те, что наиболее способствуют воспитанию убежденности, нравственных идеалов, эстетических вкусов ребят.

Их стремление к самостоятельности,  неординарности мысли нужно вовремя заметить и, естественно, серьезно и целенаправленно развивать. Приступаем ,например , к изучению новой темы. Вся система уроков еще впереди. Пока перед нами одно- художественный текст. И большая работа. Направить мысли ученика по верному пути, обратить  его внимание на главное, научить его видеть детали – все это наше, чисто учительское дело. И очень часто в процессе занятий взгляд ребят на героев, на определенные обстоятельства, на суть произведения резко меняется. Они будто прозревают. И , конечно, бывают благодарны за это. А пока, до изучения произведения, у них масса неясностей. И хорошо, когда об этом знает учитель: во многом именно это определит успех последующих уроков. Ребята задают учителю вопросы. Спрашивают о чем-то , не разглагольствуя, ведут разговор предметно. Не каждый из нас скажет , что  у него на уроках такое часто бывает. Ведь случается, из ученика одного слова не вытянешь. На мой взгляд, ребятам нужно учить задавать вопросы. Если чтение правильное, очень внимательное , творческое, то и вопросы у ребят появятся. Как работать в этом направлении?

Обычно до беседы в классе ребята знакомятся с произведением самостоятельно. Именно к этому мы стремимся . Непосредственно перед началом работы над текстом школьникам дается пяти-шестиминутное задание под названием «Мои вопросы».Ребята получают возможность письменно спросить у учителя , что их  интересует в связи с прочитанной книгой и ее героями. Конечно , это можно сделать и в устной форме, но тогда о чем-то спросит не  каждый, да и в памяти учителя не все удержится .

Как видим, вопросы ребят уже проблемны , сами по себе предполагают чтение совсем иного плана. Задать вопрос , правильно сформулировать его – этому надо учить.

Данный вид работы, использованный сразу после прочтения учащимися художественного текста, очень способствует развитию познавательной активности ребят. Помогает он и учителю, потому что после вопросов ребят порой приходится пересматривать отдельные части, а то и весь план , учитывать все «за» и «против» , имевшие место на занятии, чтобы учесть это при подготовке к уроку по этой же теме в будущем.

Особо хочется остановится на уроках внеклассного чтения, которые создают исключительные возможности воздействия на ребят, выявляют дополнительные стимулы для формирования их жизненных позиций. Такие авторы, как Ю. Бондарев, Н. Думбадзе , Ч. Айтматов, В. Белов, В. Быков,  помогают своими книгами  учащимся правильно ответить на целый ряд серьезных вопросов, найти свое место среди людей. Именно эти часы позволяют еще более разнообразить работу с художественным текстом. Остановлюсь только на некоторых формах и приемов работы в среднем звене. Так, на уроках внеклассного чтения   , мы используем такой прием, как защита рисунков, аппликаций, поделок. Это отнюдь не развлечение. Ведь найти в произведении то, что созвучно твоим  мыслям и чувствам, суметь определить верную композицию рисунка, отобрать детали, найти верный цвет и фон – все это не просто. Самый главный помощник в такой работе – художественный текст, который подросток, озадаченный таким делом , читает внимательнее, с большим уважением к слову, с желанием впихнуть в замысел автора. Однако все это выполняется дома. В лицее студент готов к самому интересному- защите рисунка. Как это делается? Нужно представить свою работу классу , коротко остановившись на эпизоде художественного произведения, положенном в основу рисунка, затем объяснить свой выбор изобразительных средств , общий замысел самой работы. Данный прием помогает учителю в эстетическом воспитании учащихся и в установлении межпредметных связей.

Когда учащиеся  значительно непосредственнее, эффектным оказывается и такой прием , как инсценирование произведения. Причем речь идет не о специальной литературной постановке. Просто к уроку внеклассного чтения ребята по группам готовят отдельные сценки-инсценировки. Выбор при этом самостоятелен , ничья инициатива не подавляется. Но ведь для того чтобы поставить  хотя бы какую-то коротенькую часть произведения, нужно знать его целиком. Вот как мы подходим к самому главному- приобщению учащихся к серьезной работе с текстом. Кроме того, развивается организационный талант отдельных ребят, которые в данном случае выступают в роле сценаристов и режиссеров, костюмеров и декораторов. Учатся ребята и не легкому общению с аудиторией. Одним словом,  такой прием, также как и  литературные викторины, проведенные по тексту художественного произведения, как и выразительное чтение отдельных отрывков книги, помогает  нам сделать работу на уроке лишенной шаблона, повысить интерес к предмету, больше привлечь внимание ребят к слову писателя.

Полезной формой работы является для нас и письмо, написанное ребятами от лица литературного героя. В данном случае нужно хорошо знать не только само произведение , но и  уяснить манеру авторской речи, вникнуть в самое главное, даже специфическое- стиль писателя. Сделать это без глубокого знания текста невозможно.

Вместе с тем многие приемы и формы требуют того, чтобы характер последующих самостоятельных занятий сообщался заранее. В таком случае сама работа над текстом художественного произведения ведется глубже и эффективнее.

Интенсификацию учебно- воспитательного процесса без развития интереса к предмету представить сегодня практически не возможно. Вот почему я ратую за активное развитие такого интереса как на уроке, так и во внеклассной работе. Это настойчивое требование нашего времени.

В некоторых методических пособиях делается упорный акцент только на проблемном анализе художественных произведений. Безусловно, это нужно нашим урокам. Однако это не полное решение проблем. Ведь книга включает авторские отступления, целую гамму писательских раздумий и чувств, размышлений и суждений. И учителям следует сделать все, чтобы ребята  это заметили. Я решительно против каких- либо натяжек на уроке, когда исключительно в угоду проблемному обучению отбрасывается многое другое, и прежде всего эстетическое воспитание. Ведь литература относится к искусству. И ребята должны уметь удивляться тому, что таит в себе художественный текст, вникнуть в тайны мастерства писателя, понять чистоту и силу художественного слова. Нужно , не снижая роли проблемности, учить обязательно в комплексе.

Мы, учителя, очень хорошо понимаем, что многое в нашей нелегкой работе зависит от нас самих, от  того, как часто мы сами  обращаемся к творчеству, задумываемся над волнующими проблемами. Знания, которые помогут ребятам делать верные выводы, суждения о людях и о себе, хочется каждому из нас, словесников, давать на уроке литературы. Такова наша цель , и пути к ней разнообразны.

В заключении хочу высказать несколько пожеланий. Казалось бы, все сегодня «для нас» и «за нас». Телевидение ,интернет  пришло на уроки, стали чаще транслироваться целевые передачи, издается превосходная библиотечка «В помощь учителю» , повышенными тиражами выходит художественная литература, необходимая ребятам для уроков. Даже зарплату нам повысили. И все необходимо и дальше улучшать качество методической литературы. Побольше вариантности, опоры на творчество учителя, побольше число практической направленности книг, которые издаются для нас. Иногда возникает такое ощущение, будто авторы пособий  несколько оторваны от лицея, не совсем представляют нашего сегодняшнего учащегося с его проблемами, интересами. На мой взгляд, исключением в этом отношении является журнал «Литература в школе».

 Следует усилить наглядность наших занятий с помощью новых альбомов и иллюстративных  сборников. Можно увеличить тиражи книг учителей – новаторов., чтобы их опыт дошел до каждой школы в любой местности. До каждого учителя. Было бы очень хорошо, если бы ведущим ученым чаще предоставляли такую кафедру , как интернет, телевидение, чтобы доступно, грамотно говорить с учительской массой. И , наконец, усилить пропаганду накопленного предыдущими поколениями учителей опыта, отобрать из него самое рациональное и апробированное.


 

Доклад «Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности урока литературы»

Доклад «Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности урока литературы»

И хорошо, когда об этом знает учитель: во многом именно это определит успех последующих уроков

И хорошо, когда об этом знает учитель: во многом именно это определит успех последующих уроков

Самый главный помощник в такой работе – художественный текст, который подросток, озадаченный таким делом , читает внимательнее, с большим уважением к слову, с желанием впихнуть…

Самый главный помощник в такой работе – художественный текст, который подросток, озадаченный таким делом , читает внимательнее, с большим уважением к слову, с желанием впихнуть…

Интенсификацию учебно- воспитательного процесса без развития интереса к предмету представить сегодня практически не возможно

Интенсификацию учебно- воспитательного процесса без развития интереса к предмету представить сегодня практически не возможно

На мой взгляд, исключением в этом отношении является журнал «Литература в школе»

На мой взгляд, исключением в этом отношении является журнал «Литература в школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024