Из опыта работы
классного руководителя 6 класса
МАОУ «СОШ№ 17»
Абдрахмановой Э.Г.
Семья и школа : от диалога к партнёрству
Добрый день, уважаемые коллеги! Позволю начать своё выступление со старого школьного афоризма: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Увы, мой опыт работы в роли классного руководителя не опровергает этой истины, а наоборот, подтверждает.
Семья играет основную роль в развитии ребенка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить ее, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Ребенку свойственны чуткая реакция на поведение взрослых и быстрое усвоение уроков, полученных в процессе семейного воспитания. Именно в семье осуществляется подготовка ребенка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Мы с вами на практике наблюдаем, что ребенок, который вырос в проблемной семье, практически не поддается перевоспитанию. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - родители и педагоги. Учитель остается одной из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума.
Проводя сравнительный анализ разных выпусков, наблюдаю изменение отношения родителей к школе. Увы, не в положительную сторону. Этому находятся объяснения. Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие семьи, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы и классного руководителя.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с учителем? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти вопросы ставит перед собой любой классный руководитель, и я не являюсь исключением.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Моя главная задача - создание и развитие доверительных взаимоотношений между школой и семьей. Помочь семье в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работе. В работе с семьями обучающихся определяю для себя несколько направлений:
1.Постоянно и всесторонне изучать и знать семьи обучающихся. Это очень важно. Причины изменения в поведении подростка таятся не только в его переходном возрасте, но и в семейных проблемах. Иногда классный руководитель не может справиться в одиночку, нужно подключать социальные службы. Для того, чтобы действительно понять, что нелегко сейчас всем сторонам воспитательного процесса, предлагаю социальный паспорт своего класса:
Всего обучающихся- 26
Полные семьи- 8
Неполные семьи – 6
Семьи в повторном браке-12
Многодетные- 6
ММО- 2
Опекуны -1
Распадающиеся- 2
Средний возраст матерей-35
Средний возраст отцов-37
Высшее образование-2
Среднее техническое-10
2.Уважение родителей стараюсь завоевывать прежде всего своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество. Нужно помнить, что у каждого ребёнка есть свой мир, свои представления о жизни, и они не обязательно должны быть похожими на мои.
3.В общении с родителями избегаю назидательного тона, нравоучений. Это раздражает родителей, восстанавливает их против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся выполнить их, но не всегда умеют сделать это правильно. Тот факт, что классный руководитель владеет информацией об ученике и предлагает пути решения проблемы вызывает у родителей большое уважение. Стремлюсь быть советчиком.
4.Всегда помню о ранимости родительских чувств. Родительские собрания никогда не превращаются в комментарии к детским оценкам. Каждый родитель должен чувствовать себя на собрании спокойно и свободно. У каждого подростка есть куча причин, чтобы его похвалить. Он слабо учится, но он прекрасно дежурит, у него хорошие организаторские способности, он участвовал в соревнованиях в сборной команде школы, ему вручили грамоту…. Успех класса создается из успеха каждого ученика. Если классный руководитель видит не только негативные стороны, а прежде всего положительные, то родители это обязательно оценят. Для обсуждения проблемных моментов , самый приемлемый способ- только личная беседа.
Взаимоотношения с родителями необходимо строить как равно заинтересованные союзники. «Давайте посоветуемся», Давайте встретимся, «А как Вы думаете ?» - основной тон в общении с родителями.
Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры отцов и матерей. В конце года проходит родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие. Как приятно родителям , что любой успех их ребёнка замечен. Родительский комитет класса выделяет средства на поощрение , что тоже немаловажно.
А своё выступление я хотела бы закончить словами : Классный руководитель должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным и плодотворным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.