Доклад по теме Семья и школа : от диалога к партнёрству Доклад по теме " Семья и школа"

  • Педсоветы
  • docx
  • 17.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на тему "Семья и школа : от диалога к партнёрству " , где говорится о том, какую роль играют семья и школа в воспитании подрастающего поколения.
Иконка файла материала Выступление на педсовете.docx

     Из опыта работы

                                                                                 классного руководителя 6  класса

                                                                                 МАОУ «СОШ№ 17»

Абдрахмановой Э.Г. 

                         

Семья  и школа : от диалога к партнёрству                                                                                                                                     

      Добрый день, уважаемые коллеги! Позволю начать своё выступление со старого  школьного афоризма: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Увы, мой опыт работы в роли классного руководителя  не опровергает этой истины, а наоборот, подтверждает.

   Семья играет основную роль в развитии ребенка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить ее, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Ребенку свойственны чуткая реакция на поведение взрослых и быстрое усвоение уроков, полученных в процессе семейного воспитания. Именно в семье осуществляется подготовка ребенка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения.       Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

 Мы с вами на практике наблюдаем, что ребенок, который вырос в проблемной семье, практически не поддается перевоспитанию. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - родители и педагоги. Учитель остается  одной  из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума.

  Проводя сравнительный анализ разных выпусков, наблюдаю изменение отношения родителей к школе. Увы, не в положительную сторону. Этому находятся  объяснения. Сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего, экономическое благополучие семьи, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы и классного руководителя.

  Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с учителем? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти вопросы ставит перед собой любой классный руководитель, и я не являюсь исключением.

   В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Моя главная задача -  создание и развитие доверительных взаимоотношений между школой и семьей. Помочь семье в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работе. В работе с семьями обучающихся определяю для себя несколько направлений:

1.Образовательная ( контроль успеваемости , выполнение домашних заданий и др.)

2.Психологическая (отношения между родителями, родители и дети, эмоциональное поведение детей)

3.Коррекционная ( работа с психологом, логопедом, соц.педагогом)

4.Посредническая ( совместная работа с родителями )

Организуя работу с семьями учащихся,  стараюсь учитывать следующее:

1.Постоянно и всесторонне изучать и знать семьи обучающихся. Это очень важно. Причины изменения в поведении  подростка таятся не только в его переходном возрасте, но и в семейных проблемах. Иногда классный руководитель не может справиться в одиночку, нужно подключать социальные службы. Для того, чтобы действительно понять, что нелегко сейчас всем сторонам воспитательного процесса, предлагаю социальный паспорт своего  класса:

Всего обучающихся- 26

Полные семьи- 8

Неполные семьи – 6

Семьи в повторном браке-12

Многодетные- 6

ММО- 2

          Опекуны -1

Распадающиеся- 2

Средний возраст матерей-35

Средний возраст отцов-37

Высшее образование-2

Среднее техническое-10

2.Уважение родителей  стараюсь завоевывать прежде всего своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество. Нужно помнить, что у каждого ребёнка есть свой мир, свои представления о жизни,  и они не обязательно должны быть похожими на мои.

3.В общении с родителями избегаю назидательного тона, нравоучений. Это раздражает родителей, восстанавливает их против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся выполнить их, но не всегда умеют сделать это правильно. Тот факт, что классный руководитель владеет информацией об ученике и предлагает пути решения проблемы вызывает у родителей большое уважение. Стремлюсь быть советчиком.

4.Всегда помню о ранимости родительских чувств.  Родительские собрания никогда не превращаются в комментарии  к детским оценкам. Каждый родитель должен чувствовать себя на собрании спокойно и свободно. У каждого подростка есть куча причин, чтобы его похвалить. Он слабо учится, но он прекрасно дежурит, у него хорошие организаторские способности, он участвовал в соревнованиях в сборной команде школы, ему вручили грамоту….  Успех класса создается из успеха каждого ученика. Если классный руководитель видит не только негативные стороны, а прежде всего положительные, то родители это обязательно оценят.  Для обсуждения проблемных моментов , самый приемлемый способ- только личная беседа.   

   Взаимоотношения с родителями необходимо строить как равно заинтересованные союзники. «Давайте посоветуемся», Давайте встретимся, «А как Вы думаете ?» - основной тон в общении с родителями.

  Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры отцов и матерей.   В конце года проходит родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие.  Как приятно родителям , что любой успех их ребёнка замечен.  Родительский комитет класса выделяет средства на поощрение , что тоже немаловажно.

   А своё выступление я хотела бы закончить словами : Классный руководитель должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным и плодотворным.