Доклад по теме: «Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения ФГОС».
Оценка 4.8

Доклад по теме: «Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения ФГОС».

Оценка 4.8
docx
06.02.2021
Доклад по теме: «Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения ФГОС».
ЕфименкоЕ.Е., доклад к педсовету..docx

 «Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения ФГОС».     

                                                         

                                                                Ефименко Екатерина     Евгеньевна,

                                                 учитель начальных классов

                          БОУООШ№7

                                Динского района,

                                  ст. Пластуновской

 

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на десять лет вперед - сажай лес,

Если же на сто лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

Слово « воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки - это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки воспитанию. Но, на мой взгляд, наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом:  «Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности».

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей - дать невозможно; уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств  влияют на выбор того единственного правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека.

Воспитывать - значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. «Счастлив мира обитатель только личностью своей». (Гете). Достичь уровня личности возможно при максимальном развертывании целостности ее индивидуальной сущности.

Каждый человек - это личность, каждая личность это целый огромный мир. Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

Проблема воспитания, осознаваемое российским обществом как важное условие прогрессивного развития страны, ключевые идеи обновления содержательного аспекта воспитательного воздействия нашли свое адекватное воплощение в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В настоящее время перед школой стоит, великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения представлен новый раздел «Внеурочная деятельность», которому уделено большое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа, на мой взгляд, позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Выявлять и помогать реализовывать свои интересы также нам помогает психолог нашей школы Юдина Вера Павловна, которая проводит кружок «Психологическая азбука».

Как известно, дети проводят в образовательном учреждении большую часть своей жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки.

Сегодня наше образовательное учреждение соответствует всем современным требованиям проведения учебного процесса. И имеет определенные успехи в развитии способностей учащихся. Нужно отметить, что учителя школы понимают и принимают тот факт, что начальная школа стала первым шагом в апробации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения не случайно. Ведь эффективность внедрения изменений на других уровнях образования во многом зависит от того, каковы будут результаты начальной школы, так как она является базой фундамента всего последующего обучения детей в школе.

Переход нашей школы на новый стандарт потребовал серьезной подготовительной работы - одна из которых - разработка программы по внеурочной деятельности.

Свой духовный, физический и интеллектуальный потенциал учащиеся  моего класса раскрывают во время внеурочной деятельности, осуществляемой в школе :

  1. Занимательная математика
  2. Смотрю на мир глазами художника
  3. Основы православной культуры
  4. В мире книг
  5. Я-пешеход и пассажир

Наряду с классным  руководителем 4 класса к этому привлечены и педагоги дополнительного образования, и работники библиотеки, и психолог.

Коротко о каждом кружке.

1.      «Занимательная математика»

Занятия проводятся  в соответствии с планом работы кружка и календарно-тематическим планированием. На занятиях используются  игровая форма, творческие задания, практико – ориентированные задания, задания развивающие внимание, память, мышление, логику, организовывались тематические соревнования, конкурсы, выставки, театрализованные представления.

 За учебный год были проведены такие конкурсы: «Конкурс на лучшую математическую сказку», «Конкурс математических загадок», «Конкурс шарад», «Конкурс математических лабиринтов» и т.д. Организованы выставки поделок оригами. Проведены игры и соревнования: «Веселый счет», «Математическая рыбалка», «Математическое лото», «Математический поезд», «Вычисли и разукрась», «Математическая цепочка», «Математический аукцион», «Кодированные задания», математические турниры, КВН, эстафеты, дорожки, математическая карусель, праздник числа, посетили планетарий(смотрели фильм "Солнечная система".)

 В течении года были подготовлены сказки «Теремок», «Репка», «Колобок».

Сказка «Репка» была представлена учащимся начальных классов в рамках недели "Золотая осень", по отзывам зрителей и присутствующих учителей, очень понравилась.

 Приняли  участие в  дистанционном  конкурсе по математике «Ребус» одаренные дети нашего класса: Коломыцев  Д., Умнов М., Асылбаева А., Пахомова Д., Ильенко В., Березин В..Все получили сертификаты участников, а Пахомова Дарья и Коломыцев Данила стали лауреатами и получили дипломы победителей, что пополнило портфолио каждого ученика.

 Результаты работы позволяют сделать вывод, что занятия в кружке способствуют повышению качества обучения математики, так как учащиеся свободнее и увереннее чувствуют себя на основных уроках математики, о чем свидетельствуют их результаты по итогам года.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся два  раза  в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

2.      «Смотрю на мир глазами художника»

   Работа кружка «Смотрю на мир глазами художника» направлена на решение основных задач:

 формирование основ грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ образного языка;

 развитие наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на эстетические явления в природе и деятельности человека;

 развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

 осваивание выразительных возможностей художественных материалов: масляных красок, гуаши, акварели, пастели и мелков, угля и карандашей;

 приобретение знаний о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

        Программа строится как дополнение к  программе основной школы и способствует углубленному изучению техники рисования. Она включает  в себя теоретические и практические занятия.

    Формой подведения итогов реализации дополнительной  образовательной программы являются выставки, участие  в конкурсах разного уровня, оформление школьных и классных выставок  к праздникам. 

       Ведется систематическая работа с одаренными детьми класса. Такая работа способствует развитию творческих способностей детей. Работы ребят отправляются на конкурс в район, край.

 

3.      «Основы православной культуры»

Я веду кружок «Основы православной культуры».

Основная цель моих занятий: пробуждение и развитие добрых качеств.

Основные задачи:

- воспитание у учащихся уважительного отношения к православной культуре как  к традиционной культуре России;

-развивать у детей потребности быть нравственным и благочестивым;

-патриотическое воспитание через раскрытие духовных основ отечественной культуры. -  

-развивать  творческие способности учащихся, словарный запас, память. 

Методы и формы обучения разные:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный;

- самостоятельная работа;

-уроки- экскурсии, викторины;

Обсуждаем  различные ситуации, возникающие в классе, творческая работа, рассуждаем.

Основные темы 1- 4 классов:

  «Мы и мир божий вокруг нас» (1 класс)

  «Мы и православная культура» (2 класс)

  «Православная культура вокруг нас» (3 класс)

  «Народ – создатель православной культуры» (4 класс)

Базовыми  здесь являются такие   понятия:

Бог- творец, творение, красота.

Дети получают лишь самые главные , основополагающие сведения: добро, зло, советь, поступки, люди злые и праведные, ответственность за совершенство, красота окружающего мира.

Учащиеся узнают, чем жили, что создавали много веков добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к Творцу красивого мира.

На этих занятиях дети много занимаются творческой работой: рисуем, лепим, клеим,

В первом классе составляются рассказы, например, «Когда я был не прав», «Когда и кому я помог» , «Мой любимый православный праздник», «Традиции и обычаи праздника в семье», «Какого человека ты считаешь счастливым», «Хорошо или плохо когда семья большая».

Творческие работы: «Родословное древо моей семьи». Нарисовать какой-либо случай из собственной жизни, в котором проявилась любовь.

Изготовление аппликаций и поделок к праздникам Рождество Христово, Пасха.

Посещаем православный храм в нашей станице.

Я считаю, что дети должны знать свою культуру, историю родной земли. 

Одним из самых важных проявлений культуры человека является любовь к родному краю. Родина есть только у того, кто её любит. Нельзя человека насильно заставить любить.

Культура России созидались людьми, которые любили свое Отечество.

Так, например, на уроках литературного чтения, изучая русские народные сказки, поговорки, половицы, рассказы,  обращаю внимание на традиционные черты русского характера, отраженные в образе главного героя: мужество, смелость, стойкость, находчивость, готовность пожертвовать собой ради других. Знакомлю с понятием «самопожертвование». Изучаем темы, посвященные временам года, знакомлю детей с народными традициями и обычаями зимы, весны, лета, осени. Так, например, обычаи и традиции зимних православных праздников: Рождество Христово, Богоявление и др… .

По окружающему миру изучаем, например, тему «Дом,  в котором ты живешь». Мы сравниваем дом человека и дом божий. Говорим о правилах поведения в храме, доме.

В конце года дети пишут тест-анкету, где показывают, чему они научились за год.

Предмет очень интересный. Ребята всегда отвечают, интересуются многими вопросами.  

SAM_1830

 

4.      «В мире книг»

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно - этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

 Цели кружка:

Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

Расширение литературно - образовательного пространства учащихся начальных классов

Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

 Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации кружка

  • Литературные игры
  • Конкурсы - кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Проекты
  • Встречи с библиотекарем
  • Уроки - спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

5.      « Я-пешеход и пассажир».

Основные цели кружка:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов.

Задачи:

Развивать мотивацию к безопасному поведению.

Научить основным правилам дорожного движения, правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях, личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения.

Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения.

Помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины, настольные, ролевые, дидактические игры; проектная деятельность.

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Работа над проектом позволяет выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную креативную работу.

Проект – это возможность максимального раскрытия детьми своего творческого потенциала. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет прикладные значения и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

 

Создание ситуации успеха, в которой ребёнок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.Итак, четко организованная внеурочная деятельность учащихся - хороший фундамент для внедрения ФГОС. Хочется отметить, что никакая увлечённость процессом

деятельности не отменяет для педагога необходимости добиваться воспитательного результата.

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.


http://images.myshared.ru/5/474346/slide_1.jpg


 

Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения

Система внеурочной деятельности как условие формирования общей культуры личности в рамках введения

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и…

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и…

Коротко о каждом кружке. 1. «Занимательная математика»

Коротко о каждом кружке. 1. «Занимательная математика»

При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся

При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся

Ведется систематическая работа с одаренными детьми класса

Ведется систематическая работа с одаренными детьми класса

Мы и православная культура» (2 класс)  «Православная культура вокруг нас» (3 класс)  «Народ – создатель православной культуры» (4 класс)

Мы и православная культура» (2 класс)  «Православная культура вокруг нас» (3 класс)  «Народ – создатель православной культуры» (4 класс)

В мире книг» Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя

В мире книг» Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя

Формы организации кружка Литературные игры

Формы организации кружка Литературные игры

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2021