Доклад
Тема: «Возможности информационных технологий обучения
в оценке знаний учащихся по предметам «Химия», «Биология»
(из опыта работы)
Выполнила
учитель химии и биологии
1 квалификационной категории
МОУ «Каменская ОСШГ №2»
Меделян Елена Владимировна
Социально-экономические условия нашего времени выдвигают новые требования к выпускнику школы. Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире и уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования, которое поможет подготовить ученика к жизни в информационном обществе и сделать более эффективной учебно-педагогическую деятельность.
Перед современной школой поставлены задачи, в рамках которых большое значение приобретает использование в системе обучения информационных технологий. Эта система способствует повышению качества знаний учащихся за счет применения компьютерных технологий в учебном процессе, усилению эффективности системы контроля и управления учебным процессом. Обеспечивает информационную поддержку процесса обучения, а также внедрение в учебный процесс информационных технологий, система контроля знаний учащихся.
При итоговой аттестации все чаще нашим ученикам предлагают такие формы проверочных заданий как тестирование. Поэтому оценку качества знаний учащихся я стараюсь проводить в тестовом формате с использованием ПК.
Контроль знаний во многом определяется его временными рамками и представляет собой следующие формы:
ü текущий контроль небольшого количества учеников;
ü тематический контроль некоторого процента учащихся или всего класса;
ü предварительный контроль части учащихся или всего класса;
ü контроль остаточных знаний;
ü итоговый контроль.
В настоящее время достаточно актуальными становятся проблемы повышения объективности контроля, снижения психологического напряжения учащихся при его проведении, уменьшении нагрузки на учителя во время проведения контроля. При разработке методов контроля я использую принцип преемственности, углубления и детализации контроля при переходе от одного этапа к другому.
Построение единой системы проверки знаний я провожу на базе текстовых и графических редакторов. В своей работе я использую программы: Tester, Microsoft Office, Power Point.
Tester. Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок. По окончании теста получаем оценку за тест и видим информацию, о том сколько вопросов было, на сколько ответили верно и сколько ошибок.
Тесты, созданные в программе Power Point, я делаю более красочными. У ученика есть возможность исправить неверные ответы. Например, задан вопрос с несколькими вариантами ответов. Если ответ правильный – переходим к следующему вопросу. При неверном ответе получаем сообщение «Неверно, попробуйте еще раз!» и пытаемся получить верный ответ.
При разработке тестов я использую ряд основополагающих принципов:
ü в начале теста даю краткую инструкцию по выполнению задания;
ü текст компьютерных тестов делаю кратким и лаконичным;
ü каждый тест сопровождается правилами выставления баллов.
Мною созданы электронные тесты по темам: «Кислород», «Водород», «Типы химических реакций», «Классы неорганических соединений», «Химическая связь» и другие.
На этапах текущего и тематического контроля я использую закрытые тестовые задания. В таких тестовых заданиях учащимся предлагается выбрать правильный ответ из числа нескольких возможных вариантов. Сложность выбора правильных вариантов ответа регулируется общим числом предлагаемых вариантов. Преимуществом заданий такого типа является возможность простой алгоритмизации контроля, что важно при проведении массовой проверки знаний.
На этапах контроля более высокого уровня (например, итогового) в основном использую тестовые задания открытого типа, в которых задания сформулированы так, что готового ответа нет, нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте. При этом при выборе заданий использую принцип их углубления по мере перехода от одного этапа контроля к другому, что способствует углублению знаний учащихся.
Для оценки знаний учащихся по химии и биологии использую Интернет-ресурсы -онлайн-тесты по следующим ссылкам: https://testometrika.com/chemistry/, https://testedu.ru/test/ximiya/11-klass/organicheskaya-ximiya.html, https://testedu.ru/test/biologiya/ , https://iq2u.ru/tests/32 и другие.
Тест выборки представляет собой задания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать из нескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии.
Приведем примеры заданий такого теста по химии.
1. Самый распространенный химический элемент в земной коре:
а) кремний; б) водород; в) кислород; г) алюминий.
(Ответ. в.)
2. Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме азота равно:
а) 7; б) 14; в) 3; г) 5.
(Ответ. г.)
Тест по биологии
1) У белой планарии выделение происходит через:
а) рот;
б) сократительные вакуоли;
в) разветвленные трубочки;
г) почки.
2) Печёночный сосальщик, как и другие плоские черви, относится к … животным.
а) однослойным;
б) двухслойным;
в) трёхслойным;
г) многослойным.
3) Пищеварительная система с ротовым и анальным отверстиями впервые появилась у:
а) плоских червей;
б) кольчатых малощетинковых червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых многощетинковых червей.
4) К многощетинковым червям относятся:
а) дождевой червь; б) трубочник; в) пескожил; г) ни один из перечисленных.
5) Человек может заразиться аскаридами, если он:
а) съест сырую рыбу;
б) погладит больную собаку и не вымоет руки;
в) съест плохо проваренное мясо;
г) употребит в пищу немытые овощи.
6) Кишечник отсутствует у:
а) молочно-белой планарии;
б) дождевого червя;
в) бычьего цепня;
г) печёночной двуустки.
7) В процессе эволюции выделительная система впервые появляется у:
а) кишечнополостных;
б) круглых червей;
в) плоских червей;
г) кольчатых червей.
8) Нервная система планарии в отличие от гидры представлена
а) продольными нервными стволами;
б) нервной сетью;
в) брюшной нервной цепочкой;
г) глазным ганглием и спинным мозгом.
Во вторую (часть В) и третью (часть С) части ЕГЭ по химии включены тестовые задания дополнения, группирования, ранжирования, сличения и напоминания, которые я использую с помощью интерактивной доски.
Тест дополнения представляет собой задание с пропуском знака, слова, цифры или формулы, отмеченным чертой или точками. Ответ на него должен быть однозначным и кратким. Рассмотрим примеры нескольких заданий теста дополнения.
1. Молекула озона состоит из … атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.)
(Ответ. 3.)
2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н8О, называется .................................... . (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.)
(Ответ. Этанолом.)
3. Закончите схему превращения:
... + KОН = KСl + Н2О.
(Ответ. НСl.)
В практике тестового контроля применяю задания на заполнение пропусков, например, заполните пропуски в предложениях, используя цифры и слова, выделенные курсивом:
Мейозом называется (1…) клеток, при котором происходит (2…) числа хромосом. При этом из (3…) клетки образуются (4 …).
Мейоз состоит из (5…) последовательных делений, причем (6…) ДНК предшествует только (7…) делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из (8…) сестринских (9…).
Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется (10…) и происходит в (11…) деления мейоза, которое является (12…). Второе деление мейоза называется (13…).
(Кроссинговером, профазе первого, редукционным, редукция, удвоение, двух, первому, одной диплоидной, деление половых, хроматид, четыре гаплоидные, двух, эквационным.)
Ответ: 1 – деление половых, 2 – редукция, 3 – одной диплоидной, 4 – четыре гаплоидные, 5 – двух,6 – удвоение, 7 – первому, 8 – двух, 9 – хроматид, 10 - кроссинговером, 11 – профазе первого, 12 – редукционным, 13 - эквационным)
Тест группирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. Например, такие задания.
1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот:
СаО, Н2СО3, Сu(ОН)2, Н3РО4, NaHSO3,
H2O, HI, KNO3, Cl2O7, HNO3.
(Ответ. Н2СО3, Н3РО4, HI, HNO3.)
2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород.
Ответ.
Чистые вещества Смеси
Kрахмал, сахар, серебро, уксусная кислота, кислород Морская вода, молоко,
туман
3. В приведенном списке формул веществ подчеркните одной чертой формулы алкенов:
С2Н6, С3Н6, С3Н8, С2Н2, С2Н4О, С2Н4, С5Н10, С2Н4О2.
(Ответ. С2Н6, С3Н6, С3Н8, С2Н2, С2Н4О, С2Н4,С5Н10, С2Н4О2.)
Тест ранжирования представляет собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примеры заданий теста ранжирования.
1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов:
K, Fr, Cs, Li, Na, Rb. (Ответ. Fr, Cs, Rb, K, Na, Li.)
2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол. (Ответ. Этанол, фенол, 2,4,6-тринитрофенол.)
Тест сличения превалирует в части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится к нахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными (словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на одной странице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно быть на 2–3 пункта больше. Приведем примеры различных заданий теста сличения.
1. По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит.
Название вещества Kласс (группа) неорганических веществ
1. Веселящий газ.
2. Поташ.
3. Kальцинированная сода.
4. Негашеная известь.
5. Едкое кали
А. Kислоты.
Б. Соли.
В. Водородные соединения.
Г. Основания.
Д. Оксиды.
Е. Простые вещества.
Ж. Нитриды
(Ответ. 1 – Д, 2 – Б, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г.)
2. Установите соответствие между названием химической реакции и ее сутью.
Название реакции
1. Реакция Kучерова.
2. Реакция Вюрца.
3. Реакция Лебедева
Суть реакции
А. Получение гомологов бензола алкилированием ароматических углеводородов галогенопроизводными алканов в присутствии безводного хлорида алюминия.
Б. Одновременное каталитическое дегидрирование, конденсация и дегидратация этанола, в результате которых образуется бутадиен-1,3.
В. Реакция спиртов с кислотами в присутствии концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию сложных эфиров.
Г. Гидратация ацетилена в присутствии соли ртути(II) и концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию этаналя.
Д. Окисление алкенов раствором перманганата калия с образованием гликолей.
Е. Синтез предельных углеводородов из соединений с меньшим числом углеродных атомов в результате воздействия натрия на галогенопроизводные алканов
(Ответ. 1 – Г, 2 – Е, 3 – Б.)
3. Установите соответствие между формулой соединения и видом химической связи в нем.
Формула соединения Вид химической связи
1. Н2.
2. NН3.
3. CaF2
А. Водородная.
Б. Ионная.
В. Kовалентная неполярная.
Г. Металлическая.
Д. Kовалентная полярная
(Ответ. 1 – В, 2 – Д, 3 – Б.)
Тест напоминания требует от выполняющего ответа на поставленный вопрос. В части В единого государственного экзамена по химии ответы на задания теста напоминания должны быть краткими в форме цифры, формулы или слова (словосочетания), а в части С – развернутыми, т. е. содержать весь ход рассуждений, необходимых расчетов.
Рассмотрим несколько примеров тестовых заданий этого типа.
1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода.
(Ответ. 4.)
2. Напишите формулу соли, образующейся при взаимодействии известковой воды с избытком углекислого газа.
(Ответ. Ca(HCO3)2.)
3. Kакова реакция среды раствора сульфата железа(III)?
(Ответ. Kислая.)
4. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), позволяющих осуществить следующие превращения:
5. Kакие химические превращения произойдут при помещении небольшого кусочка лития в раствор сульфата меди(II)? Составьте химические уравнения происходящих процессов, опишите внешние признаки реакций.
(Ответ. 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2,
2LiOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Li2SO4,
Cu(OH)2 CuO + H2O.
Наблюдения:
1) выделяется бесцветный газ без запаха (водород);
2) выпадает голубой осадок (гидроксид меди(II));
3) появляется черный осадок (оксид меди(II)).)
6. Установите молекулярную формулу алкена и продукта его взаимодействия с 1 моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название одного изомера исходного алкена.
(Ответ.
Дано: | Найти:
n(НВr) = 1 моль, | СnН2n,
Dвозд(СnН2n+1Вr) = 4,24. | СnН2n+1Вr.
Решение
Мr(СnН2n+1Вr) = Аr(С)•n + Аr(Н)•(2n + 1) + Аr(Вr);
Мr(СnН2n+1Вr) = 12n + 2n + 1 + 80 = 14n + 81.
Мr(СnН2n+1Вr) = Dвозд(СnН2n+1Вr)•Мr(возд.);
Мr(СnН2n+1Вr) = 4,24•29 = 123.
Мr(СnН2n+1Вr) = 123; М(СnН2n+1Вr) = 123 г/моль.
14n + 81 = 123; n = 3.
Формула монобромалкана – С3Н7Вr. Формула исходного алкена — С3Н6. Возможный изомер алкена состава С3Н6 – циклопропан.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Применение программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания; повысить объективность оценки знаний; увеличить познавательную активность учащихся. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой. Изменяется и роль учителя: он освобождается от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, перестаёт быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.
Следующим методом оценивания в моей деятельности является катанотест. Обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А- нужно выбрать только один
номер правильного ответа) и открытого типа (часть В– расчетные задачи, цепочки
превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их
и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5
уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен
таким образом, что следующий вопрос открывается только тогда, когда ученик
ответил на предыдущий.
Один из современных методов оценивания знаний, используемые мною, является контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное). Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При
составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или
предположить ситуацию, которая может произойти. Задачи могут быть расчётные, творческие, экспериментальные.
Задача для 9 и 11 классов. Почему при ожоге белым фосфором рекомендуют наложить мокрую повязку, пропитанную раствором медного купороса?
Ответ: происходит химическая реакция, благодаря которой белый фосфор обезвреживается: 2P + 5CuSO4 + 8H2O = 2H3PO4 + 5Cu + 5H2SO4.
Задача для 8 классов по теме: «Количество вещества. Молярный объем газа». В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(II) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л.)
Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.
Задача по биологии для 8 класса. «Держи голову в холоде, живот – в голоде, а ноги – в тепле!» – этот мудрый совет великого полководца Александра Суворова поможет победить не только военного противника, но и болезнь. Особенно актуален этот принцип для жителей России сейчас, когда суровые морозы резко сменились потеплением и количество воды на улицах увеличивается таянием снега и обильными дождями. Почему нельзя допускать промокания ног? Что поможет предупредить недуг?» (Грибковые заболевания , респираторные инфекции, болезни почек и мочевыводящих путей, болезни нижних конечностей. Меры: переобуться, сделать массаж, принять ванну, подкрепиться.)
В своей педагогической деятельности стараюсь по мере возможностей использовать на уроках химии и биологии интерактивную доску, в том числе в целях оценочной деятельности учащихся.
Фотографии, рисунки, видеофрагменты содержатся на сайтах Интернет-ресурсов, откуда их легко скопировать. Можно сканировать отдельные материалы из печатных источников, преобразовать их в необходимые файлы. Хорошие схемы процессов, явлений, рисунки и фотографии содержатся на обучающих CD-R, CD-RV и CD-DVD дисках. Но использование этих дисков не всегда удобно, так как рисунки на них мелкие, текст не всегда содержит полную информацию, необходимую для конкретного этапа урока. Если производители дисков позволяют использовать эту информацию, то ее можно также скопировать и вставить в нужный фрагмент урока.
Например, в разделе «Введение в общую биологию» (9 класс) при изучении уровней структурной организации молекул белка, на доску последовательно выводятся схемы структур (см. рис. 1), затем каждой дается характеристика. Хорошо просматривается пространственное строение структур. При закреплении знаний учащиеся могут прямо по рисунку нанести дополнения (прописать последовательность аминокислотных звеньев, тип связи, нарисовать ось симметрии и т. д).
|
|
Первичная структура молекулы белка |
Вторичная структура молекулы белка |
|
|
Третичная структура молекулы белка |
Четвертичная структура молекулы белка |
В разделе «Общая биология» и «Органическая химия» (10 класс) эти рисунки можно использовать для самостоятельной характеристики учащимися уровней организации белковой молекулы.
На уроках «Строение и функции нуклеиновых кислот» актуальна работа со схемами – строение нуклеотидов и строение фрагментов нуклеиновых кислот (см. рис. 2, 3).
Данные схемы заранее или на разных страницах выводятся на доску, учащиеся получают задание и тренируются в заполнении пропусков, достраивают цепи нуклеиновых кислот по принципу комплементарности.
|
|
|
|
Рис. 2. Схемы строения нуклеотидов
|
|
|
|
Рис. 3. Схемы строения фрагментов молекулы ДНК
Сравнивая бактериальную, растительную и животную клетки, учащиеся соединяют линиями одинаковые части клетки, органоиды, делают надписи к рисункам, устанавливают причинно-следственные связи для объяснения единства органического мира. Подобные задания использую при сравнении строения органоидов, например, митохондрий и пластид (см. рис. 6):
|
|
|
Строение митохондрии. |
Строение митохондрии (без обозначений.) |
Строение хлоропласта. |
Рис. 6. Схемы строения клеточных органоидов
Рисунки с цифровыми обозначениями – для актуализации и проверки знаний, развития умений работать с рисунками (см. рис. 4). Можно расположить данные рисунки на одной странице и скрыть с помощью «шторки», а можно распределить на разные страницы и чередовать их.
|
|
|
Строение клетки с обозначениями |
Строение клетки с условными обозначениями |
Строение клетки без условных обозначений |
Рис. 4. Схемы строения животной клетки
При изучении особенностей клеток эукариотических и прокариотических организмов, использую рисунки разных видов клеток (см. рис. 5):
|
|
Схема строения растительной и животной клетки. |
Схема строения бактериальной клетки. |
|
|
Схема строения фотосинтезирующей клетки. |
Схема строения животной клетки. |
Рис. 5. Схемы строения различных клеток
В ходе использования интерактивной доски проверяю знания учащихся с помощью интерактивных таблиц, составленных как учителем, так и учащимися.
С их помощью я демонстрирую часть материала на занятии, провожу контроль знаний и умений по химии и биологии. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.
Использование информационных технологий на учебных занятиях и при подготовке к ним предполагает развитие у обучаемых творческих способностей.
Важно направить это творчество в нужное русло. Решению данной задачи способствуют задания на составление презентаций по темам. В данном случае информационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода и обладающие огромным творческим потенциалом, стали эффективным инструментом в руках учащихся. Чтобы составление и представление презентации не носило формальный характер, у нас действуют определенные правила. Работа может получить высокую оценку (и, соответственно, отметку в журнал), если она вызвала интерес у слушателей. Учащийся, который задал самый интересный и осознанный вопрос по презентации (определяем всем классом), получает отметку. Еще лучше, если ребята устраивают дискуссию по изложенному материалу. В таких ситуациях применяю приемы «Удивляй», «Отсроченная отгадка», «Пресс-конференция». Равенство понятий «интерес» и «знание» способствует глубокому усвоению программного материала учащимися и применению полученных знаний. Интерес вызывают видеофрагменты с лабораторными опытами.
Я собрала видеотеку с учебными опытами по неорганической и органической химии ( с помощью Интернет-ресурсов). Очевидно, что химический эксперимент - эффективный и действенный прием, который доступен учителям-химикам и биологам. Конечно же, предусмотренные программой опыты, мы с учащимися проводим сами. Те же, которые по разным причинам, мы не имеем возможности реализовать в школьной лаборатории, я демонстрирую в виртуальной лаборатории без риска для здоровья учащихся.
Просмотр видеороликов ни в коем случае не должен быть пассивным созерцанием. Перед демонстрацией химического опыта мы обсуждаем свойства веществ, участвующих в реакции, прогнозируем результат, пробуем составить химическое уравнение предстоящей реакции. Обязательно обсуждаем, какие условия необходимы для проведения данного эксперимента, почему мы не можем осуществить это сами в нашем кабинете химии.
После просмотра лабораторного опыта анализируем результат, сравниваем с нашими прогнозами, делаем выводы по свойствам реагирующих веществ и условиям протекания реакции. Использую прием «Тонкие и толстые вопросы», «Щадящий опрос». Например, гидролиз фосфида кальция. Записываем уравнение химической реакции: 8 Са3Р2+6Н2О=2РН3+3Са(ОН)2. Почему не можем провести эту реакцию в нашей лаборатории? – Фосфин – ядовитый газ. Как же он действует на организм человека? После просмотра видеоролика ребята убеждаются в правильности своих предположений. Более того, они узнают, что фосфин самовоспламеняется на воздухе. На экране видно, как над водой вспыхивают огоньки сгорающего фосфина. В качестве дополнительной информации знакомлю учащихся с явлением «блуждающих огней» на кладбищах и болотах. Можно задать проблемный вопрос по связи «блуждающих огней» с просмотренным видео. Ответ послушаем на следующем учебном занятии.
Использую информационные технологии при организации исследовательской деятельности в форме практических и лабораторных работ по химии и биологии. Выполнение виртуальных лабораторных работ по химии и биологии позволили, кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы. Особенно в настоящее время при дистанционном обучении на платформе Мoodle с помощью видеоопытов по химии (8-11 класс) и биологии (7 класс) лаборторные и практические работы были проведены виртуально. Учащиеся справились с выполнением работ, оформили отчёты, сделали выводы.
Иногда стараюсь привлечь учащихся на уроках химии и биологии к проектной деятельности. Из опыта работы хочется отметить, что проектной деятельностью заинтересованы заниматься учащиеся 10-11 классов. Так, в рамках Единого методического дня в школе в рамках работы кафедры педагогического мастерства провела Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Спирты. Роль спиртов в жизни человека"- научная конференция, на которой присутствуют: учащиеся- историки, представители профессий различных сфер, физиологи, химики, перед которыми был поставлен проблемный вопрос:«Можно ли прожить без спиртов?». Учащиеся подготовили проекты - проекты специалистов различных сфер: технолога по производству синтетического каучука, заведующей лабораторией органического синтеза, менеджера по рекламе парфюмерной фабрики, фармацевта, специалиста пищевой промышленности, проекты учащихся по теме: «Влияние этилового спирта на мозг», «Влияние этилового спирта на сердце», «Влияние этилового спирта на желудок», «Влияние этилового спирта на почки», «Влияние этилового спирта на печень», «Влияние спирта на половую систему, потомство».
Самый используемый мною на уроках, при работе в группах – метод учебных проектов (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. В 7 классе предлагаю учащимся поработать над проектами по темам касающихся различных классо, отрядов животных. При изучении кровеносной системы в 8 классе ученикам предлагается довольно обширный список тем для сообщений на конференции класса, и указываются сроки подготовки сообщений. После получения писем с текстами докладов, формируются "секции конференции" (например, секции « Строение органов кровообращения», «Внутренняя среда организма», «Переливание крови», «Первая помощь», «Иммунитет». Далее работа ведется по секциям, и оценка выставляется с учетом трех параметров: текста доклада, выступления с докладом на конференции и участия в обсуждении докладов. Участие в конференции обязательно для всех учеников класса. По мере накопления опыта участия в таких конференциях ученики начинают готовить свои доклады в виде мультимедийных презентаций. При поиске материалов для доклада учениками все более активно используется сеть Интернет.
Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования, а также чаще всего приводит к положительному результату- получению отличной оценки за выполненную работу.
Для проведения уроков с использованием ИКТ задаю ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, опыты для её представления на уроке. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии, биологии материалу. Учениками подготовлены презентации к урокам по следующим темам: «Алканы»,«Синтетические моющие средства», «Строение и работа сердца», «Глаз — оптический прибор», «Классификация неорганических веществ», «Металлы», «Неметаллы», «Азотная кислота», «Генетика человека» и мн. Др.
Использую прием «Письмо в будущее». Этот прием позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. В 9 - 11 классах после изучения темы «Основы генетики», «Генетика человека» можно предложить учащимся написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков.
Подобный прием актуален после изучения темы «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек», где может содержаться наказ человечеству, будущим выпускникам школы.Для учащихся 5 классов можно предложить составить памятку «Как ухаживать за
растением (животным)», детей постарше написать сказку, придумать сценарий
на экологическую тему.
Мною разработано большое количество дидактического материала по химии и биологии: это и мультимедийные презентации к урокам; тесты в электронном виде, кроссворды по конструктору, тесты – тренажеры; тесты для обобщения знаний по различным темам, карточки по типам задач.
Созданы презентации к темам : «Основания», «Соли», «Металлы», «Алюминий», «Типы химических реакций»,«Получение металлов в промышленности»; «Щелочные металлы»; «Степень окисления», «Химия вокруг нас», «Состав, строение, свойства костей», «Моллюски», «Эволюционное учение», «Пища, которую мы едим»; «Основные классы неорганических соединений»; «Кислоты»; «Основания»; «Азот»; «Природные источники углеводородов»; «Химия и повседневная жизнь человека» и другие.
Подводя итог, хочу отметить, что информационные технологии работают на конкретного ребенка. Они дают возможность ребенку осознать свою социальную значимость, и школьный урок превращается в процесс коллективного поиска, творчества и становления личности ребенка. Несомненно, что информационно-коммуникационные технологии относятся к инновационным технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
А лучшей наградой служат успехи учеников!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.