Возможности поисковых систем в глобальной сети Интернет
Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому - Интернет.
Чтобы жить в городе, нужно уметь пользоваться транспортом. Для каждой поездки выбирают свой вид транспорта. За город ездят на электричках, в аэропорт можно поехать на маршрутном такси, на работу можно доехать на троллейбусе.
Интернет в этом плане очень похож на город. Чтобы успешно работать с ним, нужно знать правила поведения в сети и уметь ориентироваться в множестве доступных Вам информационных сервисов. Эффективность работы в сети определяется знанием существующих сервисов, умением обращаться с конкретными сервисами и способностью выбрать правильный способ решения конкретной задачи. Этим определяется не только то, как скоро можно найти нужную информацию, но и то, можно ли ее найти вообще.
Сегодня Интернет объединяет множество разных сетей, миллионы компьютеров, около 300 миллионов пользователей всех континентов и, по разным оценкам, число таких пользователей увеличивается на 15-20% ежегодно.
Как сориентироваться в столь масштабном информационном пространстве? Для этого существуют специализированные поисковые сервера. Их можно разделить на тематические каталоги, роботы индексов (поисковые машины), системы метапоиска. Также, для поиска необходимой информации в Интернет весьма полезны системы поиска в конференциях Usenet и службы поиска людей.
Общим подходом для всех поисковых служб является поиск по заданным пользователем ключевым словам. Наличие заданных ключевых слов проверяется в теле документа, его заголовке или ссылках. В ходе поиска формируется Web-страница результатов, содержащая адреса, названия и краткие описания найденных источников. Общая последовательность работы со всеми службами одинакова.
1. Откройте начальную страницу поисковой службы.
2. Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter. Программа возвращает Web-страницу с первой группой найденных источников, удовлетворяющих условиям поиска.
3. Обнаружив в списке нужный источник, щелкните на ссылке. Браузер откроет соответствующую Web-страницу.
По способу поиска и организации результатов все программы поиска можно разбить на две группы. Системы индексирования (search index) проводят поиск по заданным пользователем ключевым словам. Составители каталогов (search directory) организуют Web-страницы в систему иерархически связанных разделов. Способов поиска в такой системе много, включая перемещение по ссылкам от разделов высшего к разделам низших уровней. И те, и другие выводят результаты, используя базу данных, которую составляют, периодически совершая рейды по сети.
Поисковая система - мощный инструмент, позволяющий узнавать обо всем на свете: от результатов последних спортивных матчей до ежедневных происшествий. Благодаря правильно организованному средству поиска Web становится неотъемлемой частью повседневной жизни пользователя.
Правильный выбор инструмента поиска - ключевой момент поисковой стратегии. Если не помогает одна служба, можно попробовать другие. Рассмотрим самые популярные поисковые системы.
Наиболее развитый сервис поиска русскоязычной информации предоставляет сервер Яndex (http://www.yandex.ru/). В Яndex можно просто написать по-русски фразу, описывающую то, что вы хотите найти. Система самостоятельно проанализирует и обработает ваш запрос, а затем постарается найти все, что относится к заданной теме. Ну а в том случае, если нужных документов не обнаружится, можно продолжить поиск через AltaVista, куда автоматически передается уже обработанный системой запрос. Но до передачи запроса AltaVista вряд ли дойдет, так как база Яndex содержит порядка 2 000 000 документов и постоянно обновляется. Проблема больше состоит в том, что поисковая машина в результате вашего запроса генерирует гигантский список адресов URL с короткими описаниями. Яndex позволяет конкретизировать ваш запрос для сокращения этого списка до разумных пределов. Вы можете на запрос либо набрать фразу по аналогии с предыдущими системами, либо, используя, специальные операторы, составить строку, поясняющую Яndex, каким вашим требованиям должна отвечать, интересующая вас информация.
Стоит вспомнить о еще одной популярной российской поисковой машине Rambler (http://www.rambler.ru/). У этого сервера еще более полная база данных адресов URL, чем у Яndex. Отличительной чертой Rambler является то, что этот сервер ведет статистику посещаемости ссылок из собственной базы данных. Вы всегда можете зайти в раздел "Рейтинг" на главной странице Rambler и увидеть содержимое тематического каталога, отсортированного по убыванию числа посещений сайтов и следовательно их популярности. Тем самым отсекаются явные аутсайдеры и вы не тратите на них свое время. Rambler также как и Yandex, позволяет, кроме простого запроса, запрос с языком запросов.
Стоит также отметить прочие русскоязычные поисковые машины Апорт (http://www.aport.ru/) и АУ (http://www.au.ru/).
Поисковые машины и тематические каталоги сегодня имеют много общего. У каталогов присутствует возможность поиска информации по строке запроса с использованием логических операторов, а поисковые машины содержат свои собственные тематические каталоги. И тем не менее лучше всего эти поисковые сервисы проявляют себя в своей первоначальной категории.
Наиболее популярным во всем мире признан тематический каталог Yahoo! (http://www.yahoo.com/). Он представляет собой огромную базу данных URL-адресов сайтов самой различной тематики. Yahoo! предлагает вам воспользоваться иерархическим деревом при поиске информации. То есть вы выбираете сначала общую тематику, удовлетворяющую вашему запросу информации, и далее конкретизируете, следуя подсказкам каталога. В конечно результате вы получаете список сайтов, содержащих информацию, соответствующую вашему запросу. На Yahoo! вы также можете пойти и по другому пути. Проанализируйте предполагаемое содержание запрашиваемой информации и выберите ключевые слова, которые обязательно встретятся в интересующих вас материалах или их заголовках. Набираете эти слова через пробел в строке ввода на главной странице Yahoo! и нажимаете Enter. Система попытается сама подобрать интересующую вас информацию.
Если же вы ищите информацию заведомо русскоязычную, то имеет смысл использовать российские каталоги. Принцип работы с ними идентичен, тому который мы рассмотрели на примере с Yahoo!. Здесь стоит отметить первый российский каталог Russia on the Net (http://www.ru/), один из крупнейших русскоязычных каталогов List.RU (http://www.list.ru/), российский вариант Yahoo! (http://www.yahoo.ru/). Имеет место, также, каталог "Созвездие Интернет", содержащий только избранные (заявлено как самые интересные) ресурсы. Говоря о базах данных, нельзя не вспомнить замечательный российский проект "Желтые страницы Интернет" (http://www.piter-press.ru/yp), где как и в одноименной книге представлена детальная информация о самых разных ресурсах Интернет. В образовании также понадобятся каталоги книг и учебных ресурсов.
Федерация Интернет Образования совместно с Фондом поддержки российского учительства выпустили новую версию каталога ссылок на образовательные ресурсы Интернета "Все образование" (http://catalog.alledu.ru.)
В каталоге собраны свыше 4500 ссылок на образовательные ресурсы российской части Интернета, сгруппированные по 75 разделам. Среди них - "Учебные заведения", "Пресса", "Учебные материалы", "Образовательные сайты", "Организации". На сегодняшний день каталог "Все образование" является одним из самых полных собраний образовательных ссылок.
Исследовательский центр портала Superjob.ru провел опрос среди российских интернет-пользователей и составил свой рейтинг самых популярных поисковых систем в России. В исследовании, проведенном в сентябре 2009 года, приняли участие 10000 интернет-пользователей со всех округов РФ.
Yandex — безусловный лидер поисковых систем в России. Его отметили 78% респондентов, ответивших на вопрос «Какими поисковыми интренет-системами Вы пользуетесь?». Среди плюсов системы Yandex участники опроса чаще всего называли дизайн, удобство в использовании и умеренное количество рекламы.
На втором месте поисковая система Rambler, его отметили 47% опрошенных. На вопрос о достоинствах Rambler участники опроса отвечали следующее: «Быстро, просто и много полезного».
Согласно опросу, Google использую 37% респондентов. По их мнению, кроме Google серьезных поисковых систем в Интернете не наблюдается. Среди плюсов поисковой системы участники опроса чаще всего отмечали возможность перевода содержания иностранных сайтов на русский язык.
В числе других поисковых систем респонденты (11%) называли Mail.ru, а также Yahoo, Nigma, Aport и KM.ru.
Согласно опросу, Rambler предпочитают люди среднего и старшего возраста. Yandex — интернет-пользователи в возрасте 20—30 лет. Поисковая система Google популярна среди молодежи до 20 лет.
Интересно также, что Yandex чаще всего используют женщины, тогда как среди приверженцев Google заметно больше мужчин.
Среди студентов нашего колледжа наиболее популярны такие поисковые системы, как Google, Yandex, Mail и Rambler. А большинство преподавателей в основном пользуется такими поисковыми системами, как Yandex и Rambler.
И еще можно отметить следующее: никто из опрошенных не пользуется только одной поисковой системой.
И напоследок приемы эффективного поиска
Разные методики поиска, приводят к различным результатам. Последние, к примеру, зависят от того, насколько точно вы подобрали ключевые слова.
• Чем конкретнее понятие, обозначаемое ключевым словом, тем лучше. Это сужает область поиска и делает его более предметным. К примеру, не следует вводить слово «собака», если нельзя поискать сведения о карликовом пуделе.
• Избегайте общеупотребительных слов. В качестве ключевых бесполезно использовать такие слова, как "день", "программа", "internet". Они настолько распространены, что поиск по ним даст многие тысячи страниц.
• Пробуйте разные формы одного и того же ключевого слова.
• Не забывайте о синонимах.
• Пробуйте разные варианты. Если найденных страниц оказалось слишком много, попробуйте сузить условие поиска. Напротив, если результат слишком скуден, используемое ключевое слово следует заменить более общим понятием. Первый выбор далеко не всегда оптимален.
• Не забывайте добавлять кавычки. Они обязательны, если ключевое слово или выражение представляет собой название. Например, чтобы найти в Internet упоминание о какой-либо книге, в строке для ключевых слов нужно ввести название книги в кавычках и с большой буквы.
• Учитывайте регистр символов. Результат поиска нередко зависит от того, в каком регистре записано ключевое слово. Так, если оно записано строчными буквами, программа возвращает страницы, где это выражение записано как строчными, так и прописными. Однако если в строку для поиска ввести прописные символы, регистр будет строго соблюден: программа найдет только те страницы, где это выражение целиком записано прописными.
• Обращайте внимание на специфику используемого инструмента. Некоторые поисковые службы обладают свойствами, значительно облегчающими поиск нужных документов.
Удачного вам поиска!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.