«Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Актуальностью данной проблемы является: на протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ. Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
Условия, влияющие на формирование
мотивов к занятиям физической культуры.
Внутренняя и внешняя мотивация.
Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.
Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, я объясняю, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и
подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и
оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа
школьника над собой. Например, при обучении технике выполнение кувырка назад
задача максимум – овладеть техникой. И на это отводиться несколько уроков. Но
на каждом уроке у детей стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более
быстро освоившего движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого
ученика. Сильному ученику я, например, предлагаю после того, как он овладел
техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных
положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения.
А выполнив своё задание, все учащиеся должны с помощью учителя оценить данное
выполнение. И обязательно при любом результате их должно ждать одобрение,
подбадривание со стороны учителя.
На всех уроках я использую анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю
детям после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему
что-то не получилось, что выполняющий сделал неправильно. Сначала это делается
с помощью учителя с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но
обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных
элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между
достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки часто всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физическими упражнениями. Уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определённо профессиональной деятельности.
И все эти аспекты необходимо учитывать. Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.
Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и
отношение к физической культуре, как к учебному предмету, которое
характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с
другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить
свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает
состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного
отношения к физической культуре.
Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие
учёные называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых
упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока.
Удовлетворённые качеством и результатами уроков проявляют на них большую
активность, чем не удовлетворённые. Формирование интереса к занятиям физической
культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной
степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их
привлекательности.
Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре
играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным.
Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к
области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Познавательный интерес - это интерес к глубокому, осмысленному познанию. Так
как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения
учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как
внешний стимул процесса освоения, как средство активации своего процесса;
во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение
учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.
Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию
познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция
познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляция
познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности.
Для этого нужно эффективно использовать домашние задания. Начиная с первых
уроков в школе, уже в начальных классах надо учить их делать правильные выводы:
например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в
покое, то пульс восстанавливается, что это значит? Полезно также предлагать
детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или
применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке – лазание по
деревьям; ходьба по бревну – ходьба по бортику тротуара, когда мы обходим лужу;
прыжок в высоту – преодоление простого препятствия и т.д. Если дети не
справились с этим заданием, учитель вместе с ними ищет примеры в окружающем
мире. Для этого подчас в начальных классах проводят уроки – экскурсии, цель
которых – применить изученное движение на практике. Если нет такой возможности,
то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и после её
прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими
использованы в ходе преодоления препятствий. Таким же образом предлагают детям
понаблюдать за собой и окружающими, чтобы выяснить, когда они используют то или
иное движение, а можно даже и подсчитать, сколько раз они его сделали за день.
В средних и старших классах в качестве творческих домашних заданий я советую
ученикам при обучении новым движениям рассматривать их с точки зрения физики, а
также использовать свои знания по биологии и анатомии.
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре можно
формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную
сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё взаимно связано: при
формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие.
Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре
педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное
воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование
учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития
физических качеств. Обязательным условием успешного формирования у школьников
активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование
результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность
школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к
физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки
школьников. Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической
подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной,
подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда;
определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах;
возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д. Результативные
мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для
этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую
для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь,
одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на
первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть
определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки
должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа
школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация
занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической
культуре.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.