“НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КОСТАНАЙСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АХМЕТ БАЙТҰРСЫНҰЛЫ”
Доклад
на тему «Проблема интернализма и экстернализма в науке»
Выполнила: Клем Яна, магистрант 1 курса ПиП
![]() |
Содержание
1.Введение
1.1 Цель доклада
1.2 Определение интернализма и экстернализма
2. Интернализм в науке
2.1 Определение интернализма
2.2 Основные идеи интерналистского подхода
2.3 Примеры интерналистского анализа
2.3.1 Развитие теории относительности
2.3.2 Вклад внутренней логики науки
3. Экстернализм в науке
3.1 Определение экстернализма
3.2 Влияние внешних факторов на науку
3.3 Примеры экстерналистского анализа
3.3.1 Развитие атомной физики и проект «Манхэттен»
3.3.2 Влияние политических и экономических условий
4. Сравнение интернализма и экстернализма
4.1 Противоречия между подходами
4.2 Сильные стороны интернализма
4.3 Сильные стороны экстернализма
5. Современный синтез интернализма и экстернализма
5.1 Интеграция внутренних и внешних
факторов в науке
5.2 Примеры синтетического анализа
5.2.1 Развитие компьютерных технологий
5.2.2 Другие примеры интеграции подходов
6. Заключение
6.1 Выводы по теме
7. Список литературы
1.1 Цель доклада
Цель доклада — рассмотреть два подхода к изучению научного развития: интернализм и экстернализм, провести их сравнительный анализ и показать, как современные исследования пытаются объединить эти подходы для более комплексного понимания науки.
1.2 Определение интернализма и экстернализма
· Интернализм — подход, при котором научное знание и его развитие рассматриваются в контексте внутренней логики науки. Основное внимание уделяется научным идеям, методам, теориям и их эволюции без учета внешних влияний.
· Экстернализм — подход, который акцентирует внимание на внешних факторах, таких как социальные, политические, экономические и культурные условия, которые влияют на научные открытия и развитие науки.
Первоначально название противостоящих друг другу течений в историографии и философии науки, сложившихся в 1930-е гг. Экстернализм возник как реакция на позитивистски ориентированную историю науки, представляющую её лишь как накопление и классификацию опытных данных. Экстерналисты считают, что осн. задачей обращения к истории науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров науч. деятельности («социальных заказов», «социоэкономич. условий», «культурно-историч. контекстов» и т. п.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего ход науч. познания и структуру получаемого знания. В свою очередь, уже как реакция на экстернализм, складывается интерналистская историография науки, рассматривающая в качестве осн. движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой самого познания факторы (объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ и т. д.) и отводящая личностным, социально-экономич. и др. факторам роль воздействий, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять ход познания. Вместе с тем в отличие от позитивистской историографии интернализм не игнорирует в своих историч. исследованиях реальные связи между динамикой познания и его историко-культурным контекстом – господствующими в ту или иную эпоху идеями, интеллектуальными традициями и т. д. Интернализм представлен в трудах историков науки А. Койре, А. Р. Холла, Г. Герлака и др., в философии науки – прежде всего в работах И. Лакатоса. Экстернализм представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Дж. Нидема и др. Значит. влияние на формирование экстернализма оказал марксизм, в частности доклад Б. М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на 2-м Междунар. конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Во 2-й пол. 20 в. экстернализм получил новый импульс со стороны историч. школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения, историч. социологии науки, социологии знания и др. [1]
К нач. 21 в. терминологич. оппозиция экстернализма и интернализма была перенесена из истории науки в область исследований сознания средствами комплекса когнитивных наук (нейробиологии, психофизиологии, психологии, лингвистики, компьютерной науки). Возникающие здесь филос.-методологич. дискуссии развиваются в рамках аналитич. философии сознания (the philosophy of mind). [1]
Интернализм в науке рассматривает развитие научных знаний через внутреннюю динамику самой науки. Согласно этому подходу, научные теории и открытия развиваются в результате накопления данных, эволюции теорий, решения научных задач и разрешения внутренних противоречий в рамках науки.
Интернализм сформировался в 30-е годы 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Видные интерналисты - это Кейре, Холл, Рассел, а также позитивисты - Лакатос, Поппер. [2]
Необходимо отметить такие положительные черты интернализма, как
· подчеркивание качественной специфики научного знания по сравнению с вненаучными видами познавательной деятельности,
·
(подчеркивание) преемственности в динамике научного знания,
и (подчеркивание) направленности научного познания на объективную истину.
К отрицательным чертам интернализма относятся:
· имманентизм (И - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).)
· явная недооценка его представителями социальной, исторической и субъективной природы научного познания,
· игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного познания,
· непонимание его представителями предпосылочного – идеализующего и идеологического – характера собственных представлений.
Основная идея интернализма заключается в том, что наука обладает автономией и развивается независимо от внешних социальных, политических и культурных факторов. Основной движущей силой прогресса науки являются её внутренние логические процессы, такие как:
· Теоретическое развитие,
· Анализ ошибок в прежних теориях,
· Выведение новых гипотез и их проверка.
Согласно онтологической доктрине Поппера существуют три не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знания, который создан человеком, но стал независимой реальностью. Существуют две версии интернализма: а) эмпирическая - источником роста содержания научного знания является нахождение (открытие) новых фактов, теория - это вторичное образование, обобщение и систематизация фактов; б) рационалистическая (Декарт, Гегель, Поппер) - считает, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже существующих идей. [3]. К отрицательным чертам интернализма относятся: имманентизм, явная недооценка его представителями социальной, исторической и реально-субъективной природы научного познания, игнорирование социальной и экзистенциальной мотивации научного познания, непонимание его представителями идеализирующего и идеологического характера собственных построений. Интернализм (Кайре, Пьер Гюэм) утверждает, что развитие науки обусловлено, прежде всего, логикой внутреннего целеполагания, прагматикой интеллектуальной жизни. [3]
Ярким примером интернализма может служить развитие теории относительности Альберта Эйнштейна. Эйнштейн, основываясь на решении внутренних проблем классической физики, предложил новую концепцию пространства и времени. Эта теория стала результатом логического анализа проблем, с которыми столкнулась физика конца XIX — начала XX века. [3]
Развитие математики и формальной логики также является примером интерналистского подхода. Научное сообщество решало внутренние задачи, такие как создание математических основ для решения новых задач, что привело к появлению таких дисциплин, как теория множеств и математическая логика.
Экстернализм утверждает, что наука не может рассматриваться вне контекста окружающей среды. Внешние социальные, политические, экономические и культурные факторы играют ключевую роль в развитии научных знаний. Согласно этому подходу, наука развивается под влиянием потребностей общества, ресурсов и даже политической воли.
С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Экстерналисты (социологические и культурологические подходы) - утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами - обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью. Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). [4]
Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт), когда научное познание стало ставиться в непосредственную связь с ростом материального могущества. Знание сила - (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов. К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) - направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию. [4]
С точки зрения экстерналистов, в научном познании определяющую роль играют потребности материального производства, определенный практический интерес и необходимость решения множества проблем. Хотя экстерналисты едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, имеют место расхождения по следующим вопросам:
· вопрос о том, какие социальные факторы оказывают наибольшее влияние.
· вопрос о том, влияют социальные факторы только на направление и темпы развития науки или также и на метод науки и ее когнитивные результаты.
Главный недостаток экстернализма – это недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости функционирования науки по отношению к социальной инфраструктуре.
Экстерналисты обращают внимание на то, что:
· Политические и экономические факторы могут направлять или замедлять развитие научных исследований,
· Общество формирует спрос на определённые исследования (например, необходимость военных технологий в период войн),
· Культурные и идеологические условия могут влиять на принятие или отказ от научных идей.
Экстерналистский анализ можно применить к развитию атомной физики в период Второй мировой войны. Создание атомной бомбы в рамках проекта «Манхэттен» было вызвано политической и военной необходимостью. В данном случае политические обстоятельства и давление государств сыграли ключевую роль в развитии науки.
Примером экстерналистского влияния также можно считать разработку космических технологий в период холодной войны. Страны, такие как США и СССР, инвестировали значительные средства в науку и технологию из-за политического соперничества. Внешние факторы, такие как престиж и идеологическое противостояние, ускорили развитие науки и технологий. [4, 5]
Интернализм и экстернализм представляют собой противоположные подходы к анализу науки. Интерналисты утверждают, что развитие науки определяется исключительно внутренними факторами, тогда как экстерналисты считают, что наука не может развиваться без влияния внешней среды.
Интернализм позволяет глубоко анализировать научные открытия и теории с точки зрения их внутренней логики и структуры. Он помогает понять, как научные идеи эволюционируют независимо от социальных условий, что важно для анализа фундаментальных наук, таких как математика и физика.
Экстернализм делает науку более «реальной», связывая её с социальными потребностями и политическими реалиями. Этот подход особенно полезен для анализа прикладных наук, таких как медицина, технологии, и научных проектов, которые напрямую зависят от внешнего финансирования и государственной политики.
Критерий |
Интернализм |
Экстернализм |
Фокус |
Внутреннее развитие науки, эволюция научных идей |
Влияние внешних факторов (политика, экономика, культура) на науку |
Природа научного знания |
Зависимость от внутренней логики науки и её методов |
Зависимость от социального и культурного контекста |
Автономия науки |
Наука рассматривается как автономная дисциплина |
Наука тесно связана с внешней средой и потребностями общества |
Примеры |
Развитие теории относительности Альберта Эйнштейна |
Проект «Манхэттен» (атомная бомба), связанный с политическими и военными факторами |
Сильные стороны |
Фокус на внутренней логике науки, детализация научных процессов |
Учёт влияния социальных и культурных условий на научное развитие |
Слабые стороны |
Недооценка влияния внешних факторов |
Недостаточное внимание к внутренней логике и эволюции научных идей |
Современные исследования пытаются объединить оба подхода, признавая, что наука развивается как под влиянием внутренних процессов, так и внешних факторов. Такой подход позволяет учитывать, как логику научных теорий, так и контекст, в котором они создаются. [6]
Компьютерные технологии — яркий пример синтеза интерналистского и экстерналистского подходов. Развитие вычислительных машин началось как внутреннее решение научных задач, но социальный и экономический контексты (например, спрос на вычислительные мощности в бизнесе и военных нуждах) ускорили это развитие. [6]
Развитие генетики и биоинженерии также показывает синтез этих подходов. Внутренние научные проблемы (например, необходимость расшифровки генома) сочетались с внешними запросами общества (разработка новых методов лечения, решение продовольственных проблем).
Аспект |
Интеграция подходов |
Примеры синтетического анализа |
Цель |
Учет как внутренних, так и внешних факторов в научном развитии |
Рассмотрение науки как продукта взаимодействия внутренних и внешних сил |
Метод |
Использование как научной логики, так и социального контекста |
Примеры современных технологий и их развитие под влиянием общества |
Сильные стороны |
Более полное понимание науки, учёт множества факторов |
Возможность объяснить быстрое развитие областей, где наука тесно взаимодействует с внешними факторами |
Примеры |
Развитие компьютерных технологий, где внутренние (научные) и внешние (социальные) факторы взаимодействуют |
Финансирование научных проектов правительством и бизнесом, стимулирующее научный прогресс |
Интернализм и экстернализм представляют собой два важнейших подхода к пониманию науки. Каждый из них имеет свои сильные стороны, но оба могут быть ограничены при рассмотрении научных процессов в изоляции. Современные исследования показывают, что наука развивается на пересечении внутренних и внешних факторов. Полное понимание науки возможно только через интеграцию этих двух подходов. Дальнейшие исследования должны быть направлены на более глубокую интеграцию интерналистского и экстерналистского подходов, что позволит получать более целостные модели научного прогресса и его влияния на общество.
7. Список литературы
1. https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2014527
2. https://gufo.me/dict/epistemology_encyclopedia/интернализм_—_экстернализм
3. Никоненко С.В. ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИП ИНТЕРНАЛИЗМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «РАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИЕМЛЕМОСТЬ» // Epistemology & Philosophy of Science. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-i-printsip-internalizma-issledovanie-ponyatiya-ratsionalnaya-priemlemost (дата обращения: 04.10.2024).
4. Философия науки : учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев. -, 2013. - 288 с. - Серия : Магистр.
5. Мозговая Т.И. Интерналистские и экстерналистские подходы к развитию современной научной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internalistskie-i-eksternalistskie-podhody-k-razvitiyu-sovremennoy-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.10.2024).
6. Фролов К.Г. Интернализм и экстернализм как альтернативные стратегии в эпистемологии и семантике // Вопросы философии. 2017.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.