Доклад: проблема интернализма и экстернализма в науке в контексте дисциплины "История и Философия Науки"

  • docx
  • 05.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Проблема интернализма и экстернализма в науке в контексте дисциплины ИиФН.docx

“НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КОСТАНАЙСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АХМЕТ БАЙТҰРСЫНҰЛЫ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему «Проблема интернализма и экстернализма в науке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Клем Яна, магистрант 1 курса ПиП

 

 

 

 

 

Костанай, 2024 г.
 

 

 


Содержание

1.Введение

1.1 Цель доклада
1.2 Определение интернализма и экстернализма

2. Интернализм в науке

2.1 Определение интернализма
2.2 Основные идеи интерналистского подхода
2.3 Примеры интерналистского анализа
2.3.1 Развитие теории относительности
2.3.2 Вклад внутренней логики науки

3. Экстернализм в науке

3.1 Определение экстернализма
3.2 Влияние внешних факторов на науку
3.3 Примеры экстерналистского анализа
3.3.1 Развитие атомной физики и проект «Манхэттен»
3.3.2 Влияние политических и экономических условий

4. Сравнение интернализма и экстернализма

4.1 Противоречия между подходами
4.2 Сильные стороны интернализма
4.3 Сильные стороны экстернализма

5. Современный синтез интернализма и экстернализма

5.1 Интеграция внутренних и внешних факторов в науке
5.2 Примеры синтетического анализа
5.2.1 Развитие компьютерных технологий
5.2.2 Другие примеры интеграции подходов

6. Заключение

6.1 Выводы по теме
7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Цель доклада

Цель доклада — рассмотреть два подхода к изучению научного развития: интернализм и экстернализм, провести их сравнительный анализ и показать, как современные исследования пытаются объединить эти подходы для более комплексного понимания науки.

1.2 Определение интернализма и экстернализма

· Интернализм — подход, при котором научное знание и его развитие рассматриваются в контексте внутренней логики науки. Основное внимание уделяется научным идеям, методам, теориям и их эволюции без учета внешних влияний.

· Экстернализм — подход, который акцентирует внимание на внешних факторах, таких как социальные, политические, экономические и культурные условия, которые влияют на научные открытия и развитие науки.

Первоначально название противостоящих друг другу течений в историографии и философии науки, сложившихся в 1930-е гг. Экстернализм возник как реакция на позитивистски ориентированную историю науки, представляющую её лишь как накопление и классификацию опытных данных. Экстерналисты считают, что осн. задачей обращения к истории науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров науч. деятельности («социальных заказов», «социоэкономич. условий», «культурно-историч. контекстов» и т. п.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего ход науч. познания и структуру получаемого знания. В свою очередь, уже как реакция на экстернализм, складывается интерналистская историография науки, рассматривающая в качестве осн. движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой самого познания факторы (объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ и т. д.) и отводящая личностным, социально-экономич. и др. факторам роль воздействий, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять ход познания. Вместе с тем в отличие от позитивистской историографии интернализм не игнорирует в своих историч. исследованиях реальные связи между динамикой познания и его историко-культурным контекстом – господствующими в ту или иную эпоху идеями, интеллектуальными традициями и т. д. Интернализм представлен в трудах историков науки А. Койре, А. Р. Холла, Г. Герлака и др., в философии науки – прежде всего в работах И. Лакатоса. Экстернализм представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Дж. Нидема и др. Значит. влияние на формирование экстернализма оказал марксизм, в частности доклад Б. М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на 2-м Междунар. конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Во 2-й пол. 20 в. экстернализм получил новый импульс со стороны историч. школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения, историч. социологии науки, социологии знания и др. [1]

К нач. 21 в. терминологич. оппозиция экстернализма и интернализма была перенесена из истории науки в область исследований сознания средствами комплекса когнитивных наук (нейробиологии, психофизиологии, психологии, лингвистики, компьютерной науки). Возникающие здесь филос.-методологич. дискуссии развиваются в рамках аналитич. философии сознания (the philosophy of mind). [1]

2. Интернализм в науке

2.1 Определение интернализма

Интернализм в науке рассматривает развитие научных знаний через внутреннюю динамику самой науки. Согласно этому подходу, научные теории и открытия развиваются в результате накопления данных, эволюции теорий, решения научных задач и разрешения внутренних противоречий в рамках науки.

Интернализм сформировался в 30-е годы 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Видные интерналисты - это Кейре, Холл, Рассел, а также позитивисты - Лакатос, Поппер. [2]

Необходимо отметить такие положительные черты интернализма, как

·         подчеркивание качественной специфики научного знания по сравнению с вненаучными видами познавательной деятельности,

·         (подчеркивание) преемственности в динамике научного знания,
и (подчеркивание) направленности научного познания на объективную истину.

К отрицательным чертам интернализма относятся:

·         имманентизм (И - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).)

·         явная недооценка его представителями социальной, исторической и субъективной природы научного познания,

·         игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного познания,

·         непонимание его представителями предпосылочного – идеализующего и идеологического – характера собственных представлений.

2.2 Основные идеи интерналистского подхода

Основная идея интернализма заключается в том, что наука обладает автономией и развивается независимо от внешних социальных, политических и культурных факторов. Основной движущей силой прогресса науки являются её внутренние логические процессы, такие как:

· Теоретическое развитие,

· Анализ ошибок в прежних теориях,

· Выведение новых гипотез и их проверка.

Согласно онтологической доктрине Поппера существуют три не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знания, который создан человеком, но стал независимой реальностью. Существуют две версии интернализма: а) эмпирическая - источником роста содержания научного знания является нахождение (открытие) новых фактов, теория - это вторичное образование, обобщение и систематизация фактов; б) рационалистическая (Декарт, Гегель, Поппер) - считает, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже существующих идей.  [3]. К отрицательным чертам интернализма относятся: имманентизм, явная недооценка его представителями социальной, исторической и реально-субъективной природы научного познания, игнорирование социальной и экзистенциальной мотивации научного познания, непонимание его представителями идеализирующего и идеологического характера собственных построений. Интернализм (Кайре, Пьер Гюэм) утверждает, что развитие науки обусловлено, прежде всего, логикой внутреннего целеполагания, прагматикой интеллектуальной жизни. [3]

2.3 Примеры интерналистского анализа

2.3.1 Развитие теории относительности

Ярким примером интернализма может служить развитие теории относительности Альберта Эйнштейна. Эйнштейн, основываясь на решении внутренних проблем классической физики, предложил новую концепцию пространства и времени. Эта теория стала результатом логического анализа проблем, с которыми столкнулась физика конца XIX — начала XX века. [3]

2.3.2 Вклад внутренней логики науки

Развитие математики и формальной логики также является примером интерналистского подхода. Научное сообщество решало внутренние задачи, такие как создание математических основ для решения новых задач, что привело к появлению таких дисциплин, как теория множеств и математическая логика.

3. Экстернализм в науке

3.1 Определение экстернализма

Экстернализм утверждает, что наука не может рассматриваться вне контекста окружающей среды. Внешние социальные, политические, экономические и культурные факторы играют ключевую роль в развитии научных знаний. Согласно этому подходу, наука развивается под влиянием потребностей общества, ресурсов и даже политической воли.

С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Экстерналисты (социологические и культурологические подходы) - утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами - обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью. Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). [4]

Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт), когда научное познание стало ставиться в непосредственную связь с ростом материального могущества. Знание сила - (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов. К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) - направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию. [4]

С точки зрения экстерналистов, в научном познании определяющую роль играют потребности материального производства, определенный практический интерес и необходимость решения множества проблем. Хотя экстерналисты едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, имеют место расхождения по следующим вопросам:

·         вопрос о том, какие социальные факторы оказывают наибольшее влияние.

·         вопрос о том, влияют социальные факторы только на направление и темпы развития науки или также и на метод науки и ее когнитивные результаты.

Главный недостаток экстернализма – это недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости функционирования науки по отношению к социальной инфраструктуре.

3.2 Влияние внешних факторов на науку

Экстерналисты обращают внимание на то, что:

· Политические и экономические факторы могут направлять или замедлять развитие научных исследований,

· Общество формирует спрос на определённые исследования (например, необходимость военных технологий в период войн),

· Культурные и идеологические условия могут влиять на принятие или отказ от научных идей.

3.3 Примеры экстерналистского анализа

3.3.1 Развитие атомной физики и проект «Манхэттен»

Экстерналистский анализ можно применить к развитию атомной физики в период Второй мировой войны. Создание атомной бомбы в рамках проекта «Манхэттен» было вызвано политической и военной необходимостью. В данном случае политические обстоятельства и давление государств сыграли ключевую роль в развитии науки.

3.3.2 Влияние политических и экономических условий

Примером экстерналистского влияния также можно считать разработку космических технологий в период холодной войны. Страны, такие как США и СССР, инвестировали значительные средства в науку и технологию из-за политического соперничества. Внешние факторы, такие как престиж и идеологическое противостояние, ускорили развитие науки и технологий. [4, 5]

4. Сравнение интернализма и экстернализма

4.1 Противоречия между подходами

Интернализм и экстернализм представляют собой противоположные подходы к анализу науки. Интерналисты утверждают, что развитие науки определяется исключительно внутренними факторами, тогда как экстерналисты считают, что наука не может развиваться без влияния внешней среды.

4.2 Сильные стороны интернализма

Интернализм позволяет глубоко анализировать научные открытия и теории с точки зрения их внутренней логики и структуры. Он помогает понять, как научные идеи эволюционируют независимо от социальных условий, что важно для анализа фундаментальных наук, таких как математика и физика.

4.3 Сильные стороны экстернализма

Экстернализм делает науку более «реальной», связывая её с социальными потребностями и политическими реалиями. Этот подход особенно полезен для анализа прикладных наук, таких как медицина, технологии, и научных проектов, которые напрямую зависят от внешнего финансирования и государственной политики.

Сравнение интернализма и экстернализма

Критерий

Интернализм

Экстернализм

Фокус

Внутреннее развитие науки, эволюция научных идей

Влияние внешних факторов (политика, экономика, культура) на науку

Природа научного знания

Зависимость от внутренней логики науки и её методов

Зависимость от социального и культурного контекста

Автономия науки

Наука рассматривается как автономная дисциплина

Наука тесно связана с внешней средой и потребностями общества

Примеры

Развитие теории относительности Альберта Эйнштейна

Проект «Манхэттен» (атомная бомба), связанный с политическими и военными факторами

Сильные стороны

Фокус на внутренней логике науки, детализация научных процессов

Учёт влияния социальных и культурных условий на научное развитие

Слабые стороны

Недооценка влияния внешних факторов

Недостаточное внимание к внутренней логике и эволюции научных идей

 

5. Современный синтез интернализма и экстернализма

5.1 Интеграция внутренних и внешних факторов в науке

Современные исследования пытаются объединить оба подхода, признавая, что наука развивается как под влиянием внутренних процессов, так и внешних факторов. Такой подход позволяет учитывать, как логику научных теорий, так и контекст, в котором они создаются. [6]

5.2 Примеры синтетического анализа

5.2.1 Развитие компьютерных технологий

Компьютерные технологии — яркий пример синтеза интерналистского и экстерналистского подходов. Развитие вычислительных машин началось как внутреннее решение научных задач, но социальный и экономический контексты (например, спрос на вычислительные мощности в бизнесе и военных нуждах) ускорили это развитие. [6]

5.2.2 Другие примеры интеграции подходов

Развитие генетики и биоинженерии также показывает синтез этих подходов. Внутренние научные проблемы (например, необходимость расшифровки генома) сочетались с внешними запросами общества (разработка новых методов лечения, решение продовольственных проблем).

Современный синтез интернализма и экстернализма

Аспект

Интеграция подходов

Примеры синтетического анализа

Цель

Учет как внутренних, так и внешних факторов в научном развитии

Рассмотрение науки как продукта взаимодействия внутренних и внешних сил

Метод

Использование как научной логики, так и социального контекста

Примеры современных технологий и их развитие под влиянием общества

Сильные стороны

Более полное понимание науки, учёт множества факторов

Возможность объяснить быстрое развитие областей, где наука тесно взаимодействует с внешними факторами

Примеры

Развитие компьютерных технологий, где внутренние (научные) и внешние (социальные) факторы взаимодействуют

Финансирование научных проектов правительством и бизнесом, стимулирующее научный прогресс

 

6. Заключение

6.1 Выводы по теме

Интернализм и экстернализм представляют собой два важнейших подхода к пониманию науки. Каждый из них имеет свои сильные стороны, но оба могут быть ограничены при рассмотрении научных процессов в изоляции. Современные исследования показывают, что наука развивается на пересечении внутренних и внешних факторов. Полное понимание науки возможно только через интеграцию этих двух подходов. Дальнейшие исследования должны быть направлены на более глубокую интеграцию интерналистского и экстерналистского подходов, что позволит получать более целостные модели научного прогресса и его влияния на общество.

7. Список литературы

1.      https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2014527

2.      https://gufo.me/dict/epistemology_encyclopedia/интернализм_—_экстернализм

3.      Никоненко С.В. ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИП ИНТЕРНАЛИЗМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «РАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИЕМЛЕМОСТЬ» // Epistemology & Philosophy of Science. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-i-printsip-internalizma-issledovanie-ponyatiya-ratsionalnaya-priemlemost (дата обращения: 04.10.2024).

4.      Философия науки : учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев. -, 2013. - 288 с. - Серия : Магистр.

5.      Мозговая Т.И. Интерналистские и экстерналистские подходы к развитию современной научной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internalistskie-i-eksternalistskie-podhody-k-razvitiyu-sovremennoy-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.10.2024).

6.      Фролов К.Г. Интернализм и экстернализм как альтернативные стратегии в эпистемологии и семантике // Вопросы философии. 2017.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru