Проблема воспитания в современных социокультурных условиях весьма актуальна и значима. Современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития личности, ее самоопределения, самоорганизации и самореализации.
Преобразование в современной России, подготовка нового поколения россиян.
Воспитание- это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс сущностного развития. Все лучшее в детстве дается воспитанием. Воспитания вообще нет. Педагог, родитель постоянно воспитывает ребенка своим общением, своим преподаванием, своей личностью и своим примером.
Л.Н.Толстой утверждал « Исправить самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…»
На сегодняшний день возникают новые проблемы воспитания:
-разрушение корпуса всеобщих культурных образцов;
- кризис традиционной модели детства;
- становление нового технологического уклада;
В этой связи важно обеспечить успешную социализацию детей, формировать (обогащать) социальный опыт детей.
Среди главных трудностей воспитания детей - нехватка времени у педагогов и родителей, увлечение детей гаджетами, негативное влияние ТВ и социальных сетей, отсутствие мотивации к обучению, сложность образовательных программ, увеличение отчетности для педагогов. Гиперопека или же наоборот безразличие родителей. Отсутствие общей концепции по воспитанию детей у педагогов и родителей.
Но на мой взгляд так же проблемной точкой воспитания детей является:
-падение нравственности;
-низкий уровень культурного развития у педагогов, детей и родителей;
- несамостоятельность детей;
-низкий уровень патриотизма и коллективизма;
-отсутствие обязательного общественно-полезного труда;
-отсутствие индивидуального подхода;
-формализм школьных, общекультурных мероприятий;
- отношение к материальному достатку (богаты-бедный);
В нынешних реалиях появляется одна из самых глобальных и актуальных проблемных точек современной России это семья!
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главную роль в формировании личности ребенка.
В нас в санаторий приезжают дети из разных городов и районов Крыма.
Есть дети воспитанные, образованные которым с детства прививают правила культуры, правила этикета. Дети знают что нужно вежливо и терпимо относиться к окружающим, говорить слова благодарности и т.д.
Но и есть та часть детей которые знают о воспитании, правилах этикета но не приучены их проявлять и применять так как родители этих детей сами находятся в трудных жизненных ситуациях: находятся в местах лишения свободы, страдающие алкоголизмом, наркоманией, ведущие антисоциальный образ жизни, отсутствие ответственности за судьбу ребенка.
Примером могут служить дети которые сейчас приехали к нам в санаторий из детских центров всего Крыма. Дети которые попали в трудные жизненные ситуации, получили психологическую травму на всю жизнь, они привыкли к одной модели поведения и при по пытках исправить или научить их, дети воспринимают все с агрессией, так как для него данное поведение считается нормой. К сожалению в школах – интернатах персонал не может давать так много личного внимания каждому ребенку, как он получает в семье. Это ведет к появлению определенных эмоциональных травм. Дети лишаются базовых потребностей . Давно установлено социологическое наблюдение, что дети которые не получают «поглаживания», брошенные дети, не получают внимания со стороны взрослых дети отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Система детских школах – интернатах построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.
Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.
В такой ситуации дети опираются на ценности, транслируемые через интернет, экраны ТВ, соцсети, что противоречит ценностям, заложенными в образовательный процесс.
Второй проблемной точкой является информационное пространство, которое становится источником объективной угрозой и безопасности. Помимо непосредственного общественного блага, несет в себе серьезный потенциал агрессивного информативного воздействия, особенно опасным для детей с неокрепшим психо- эмоциональными , физическим и физиологическими потребностями (особенностями).
Особенно ярко на фоне социальной угрозы проявляются такие формы девиантного, аддиктивного (уход от реальности в игры и т.д.) поведения, как социально- информационная дезадаптация, рискованное и агрессивное поведение, суицидальное или само повреждающее поведение, радикальная оппозиционность, делинкветное поведение( система поступков нарушающих правила общественного порядка) и иные формы отклоняющегося поведения.
Воспитание проблема всего общества и культуры. Необходимо мобильно реагировать на происходящие.
Научить детей и родителей ответственности за принимаемые решения,
Обучать детей умению анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссии, создавать логически правильную систему доказательств.
В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: реализм целей воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; самоопределение; личностная направленность; коллективизм.
Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.
Важно научить ребёнка пониманию того, что любая вещь – результат чьего-то труда . Важнейшим понимание ребёнком хрупкости природы и необходимости её беречь , учить детей проявлять любовь к природе и бережно относиться к ней.
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Санаторий для детей и детей с родителями «Чайка» им. Гелиловичей»
Доклад
На тему:
«Проблемные точки воспитания детей в социокультурных условия современной России»
Подготовила:
Воспитатель
Зекерьяева А.Р.
2023г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.