Доклад
«Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ Мировской СОШ
Панинского муниципального района
Воронежской области
Королева Ольга Васильевна
январь, 2020 г.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.
Отличительные особенности проектной деятельности:
· направленность на достижение конкретных целей;
· координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
· неповторимость и уникальность (в определенной степени).
В проект должны быть включены три типа действий: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные.
Проектный метод направлен на:
· развитие критического мышления;
· развитие творческого мышления;
· умения работать с информацией;
· работать в коллективе;
· владеть культурой коммуникации.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
· название;
· руководитель;
· учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
· состав проектной группы;
· тип;
· цель;
· задачи;
· необходимое оборудование;
· аннотация;
· предполагаемые продукты;
· этапы работы над проектом.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Помочь приобрести социальный опыт каждому ученику – задача коллективного социально-значимого проекта, результат которого складывается из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого ученика.
Форма защиты проектов дает возможность каждому ученику проявить свои творческие способности: это рисунки, планы-схемы, фото, и видеоматериалы.
Методика моей работы над проектами состоит в следующем:
1. Родителей, будущих первоклассников, приглашаю в мае на презентацию наиболее удачного проекта в 4 классе. А затем проводим родительское собрание с вопросом: Что такое проектная деятельность учащихся? ( с использованием презентации). Все подробно обсуждаем, отвечаю на вопросы родителей. Здесь главное: просветить родителей и сделать их надежными помощниками детям, но не исполнителями ролей за них.
Слайд 3-18 (для родительского собрания).
2. Раздаю по программе для 1 класса по предмету темы. Чтобы родители вместе с детьми подбирали заранее материал для проектов.
Например, русский язык 1 класс ( автор учебника Канакина В.П.)
Предполагаемая дата |
Название проекта |
Задачи проекта |
План-задание |
Март |
Проект «Живая азбука» |
1. Создать свою собственную книгу «Живая азбука». 2. Систематизировать знания обучающихся о буквах и звуках русского языка. 3.Развивать познавательную и творческую активность обучающихся. 4. Привлечь родителей к совместному поиску. |
1.В процессе работы учащиеся создадут творческие работы про буквы, познакомятся с особенностями алфавита, выполнят рисунки букв, подберут к рисункам стихи, загадки, пословицы, ребусы, сочинят сказки и рассказы о буквах. 2. Любимые буквы дети лепят, делают из бумаги и т.п. 3. Оформляют свою страничку азбуки |
Апрель |
Проект «Скороговорки» |
В процессе реализации проекта участники будут решать проблему: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? И можно ли увидеть звуки? |
1.Чтение и изучение скороговорок. Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки? Конечными продуктами деятельности участников проекта будут: • «Альбом любимых скороговорок», где учащиеся напишут и нарисуют свои любимые скороговорки. |
Май |
Проект «Сказочная страничка»
|
Повторить и обобщить знания изученных правил с помощью погружения в сказку. |
Состоится бал сказочных и литературных героев, на котором состоится презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма.
|
Когда обучающий проект будет завершен, на его презентацию приглашаю обязательно родителей.
В каждом классе по окончанию учебного года родители с детьми получают задания на следующий учебный год.
Проекты по программе "Школа России"
Предмет |
1 класс Название проекта |
2 класс Название проекта |
Обучение грамоте |
1. Живая Азбука |
|
Литературное чтение |
1. Составляем сборник загадок 2. «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. |
1. О чём может рассказать школьная библиотека 2. Мой любимый детский журнал 3. Газета «День Победы – 9 мая» 4. Мой любимый писатель-сказочник |
Русский язык |
1. «Скороговорки» (составление сборника «Весёлые скороговорки») 2. «Сказочная страничка» (презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма) |
1. И в шутку, и всерьёз(презентация занимательных заданий) 2. Пишем письмо (письмо Деду Морозу) 3. Рифма (составление словарика собственных рифм) 4. В словари – за частями речи |
Окружающий мир |
1. Моя малая Родина 2. Моя семья 3. Мой класс и моя школа 4. Мои домашние питомцы |
1. Родной город (село) 2. Красная книга, или Возьмём под защиту 3. Профессия 4. Родословная 5. Города России 6. Страна мира |
Математика |
1. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках (в течение всего полугодия) 2. Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты |
1. Математика вокруг нас. Узоры на посуде 2. Оригами |
Технология |
1. Осенний урожай 2. Дикие животные 3. Украшаем класс к Новому году 4. Чайный сервиз 5. Речной флот |
1. Праздничный стол 2. Деревенский двор 3. Убранство избы 4. Аквариум |
Всего: |
16 |
20 |
Предлагаю вашему вниманию задания, которые можно использовать при составлении проекта на тему»Словарные слова» (2 класс)
ВЫПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Создание учебного проекта на уроке русского языка (знакомство с новым словарным словом)
Работа со словарным словом « БЕРЁЗА» 2 класс
( во время работы использовать картинки с изображением березы)
1.Отгадываем слово по ребусу.
Так какое слово у нас получилось?
2. Предлагаем 2-3 загадки на данное слово
О каком слове мы сегодня будем с вами говорить?
О БЕРЁЗЕ (хором)
-К какой группе вы отнесли берёзу (к растениям)
А давайте назовем, что вы знаете о березе? (ответы детей)
-Как много определений вы подобрали к слову береза.
Береза - это часть природы, это растение, это дерево
-Кто видел березу?
-А где видели? (ответы детей)
-Опишите березу (белый ствол, черные точки)
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
- А есть такой помощник, в котором живут много слов. Это словарь. Давайте обратимся к нему. Найдите слово «береза» и прочитайте. Так что же рассказал вам словарь? Что еще нового вы узнали о слове?
(зачитываем вслух определение вслух)
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О БЕРЕЗЕ
- Люблю березу русскую то светлую, то грустную…
(читаю стихотворение про березу)
-Сколько стихотворений написано про это дерево, сколько песен спето)
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР
- А давайте сделаем звука – буквенный разбор этому слову
- Запишите слово. Сколько в нем слогов? Обозначьте гласные. Выделите ударный слог. Запомните в этом слове буква. Е – она всегда ударная! Обозначим согласные (характеристика звуков)
-Это слово непростое, в нем есть опасное место. Слышим звук. И, а пишем букву Е.(сделать красную Е больше размером)
БЕРЕЗА Это слово надо запомнить.
Слова, в которых есть опасные места, называются словарными.
Ассоциация:
-Чтобы легче было запомнить, как пишется это слово, вспомните белый цвет её ствола
- Берёза – это символ России.
Наш народ с древних времен воспевал красоту березы в песнях. Возьмите листочки послушайте русскую народную песенку.
(звучит отрывок из песни)
- Понравилась вам эта песня?
- А что понравилось? (на столах у детей слова этой песни)
-Прочитайте песенку про себя.
-А кто попробует прочитать песенку выразительно?
(работа с текстом.)
-Как ласково народ называет березу?
(березонька, березушка, невестушка)
-А почему березу называют невестушка? (ответы)
-А почему кудрявая? (ответы)
(на доске появляется макет березы без листьев, на партах у детей лежат разноцветные шаблоны листьев березы)
Выпуск проекта
-Давайте оденем нашу березу в красивый осенний наряд.
-У вас на столах лежат листья березы, напишите на них что вы запомнили, узнав столько интересного о березе!!!
(листья вывешиваются на макет и зачитывается всё то, что записали дети)
Итак, что же у нас получилось? (примерный текст)
Берёза – это дерево, у которого белый ствол! В народе берёзу называют « Невестушкой», «Кудрявая». Про берёзу написано много стихотворений, и песен! Она растет повсюду, в парках, в лесу, во дворах городов. Береза украшает природу. Пишется береза с буквой Е!!!Живет слово в словаре, поэтому оно словарное.
БЕРЁЗА – это символ России!!!
МОЛОДЦЫ !!!
Проект готов! Домашнее задание приготовить свой проект для любого словарного слова
Этапы работы над проектом:
1.Поставили цель (изучение нового слова)
2. Проблема (мало знаний о березе)
3. Гипотеза (если узнаем всё о березе, то научимся его писать)
4. Поиск информации (стих, песня, работа со словарем, с картинками, с загадками, рассказ учителя)
5. Обработка информации (Ассоциация, которая поможет запомнить написание нового слова)
6. Презентация (выпуск плаката
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Список литературы:
1. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6. С. – 15.
3. Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. 2006. № 5. С. – 46-50.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.