Профессиональная компетентность учителя технологии .
Образовательные стандарты предъявляют к педагогам высокие требования. Для того,чтобы воспитать достойного гражданина нашей Родины, учитель должен быть примером для подражания, способным проектировать совместную деятельность с учащимися, готовым к сотрудничеству, открытым для общения.
Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в самообразовании, вести обсуждение проблем в диалоге, на практике проверять полученные знания и опыт.
Я думаю, что компетентность учителя технологии включает в себя такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Другими словами задача учителя - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
В предметную компетентность учителя технологии входит: освоение принципа преподавания технологии на основе связи дисциплин, овладение современными культурологическими знаниями; владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом; формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения проводить самоанализ работы - раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт.
Современный учитель должен:
1.Повышать квалификацию в своей предметной области и развивать свою профессиональную компетентность.
2. Повысить методологическую культуру и овладеть различными методами и методиками.
3. Творчески использовать инновационные технологии и педагогический опыт коллег.
4. Разрабатывать дидактический материал, конструировать урок с учётом современных требований.
5. Совершенствовать умение анализировать собственную деятельность.
6. Участвовать в опытно-экспериментальной работе.
7. Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.
Современный учитель должен владеть следующими интерактивными методами обучения: использование и анализ видео-, аудиоматериалов; практическая задача, кейс-метод; проектирование , групповая дискуссия; творчески- проблемный; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие; презентаций идей; модульно-проектный; исследование ролевых моделей; тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие (решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов, диспутов, дискуссий, «мозговой штурм», викторин, турниров знатоков, ролевых игр, деловые игры, работу в малых группах и т.п.).
В своей профессиональной деятельности я использую некоторые элементы новых педагогических технологий, которые, я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению предмета. Наиболее приемлемыми для меня стали следующие технологии:
Проектные технологии.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Метод представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (учащийся и преподаватель – партнеры). Приведу пример, где мною применялся метод проектной деятельности. Учащимся 5-11-х классов на уроках технологии был предложен общешкольный творческий проект «Креатив- стиль жизни». Каждый класс предлагал свои варианты. Перед тем как приступить к выполнению практической части, была проведена большая исследовательская работа: определение темы, проблемы, цели и задач - работа со специализированной литературой, журналами - выполнение практических задач на уроках технологии - оформление стенда - защита проекта.
Интегрированные технологии.
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сформировать целостную картину о предметах, явлениях, свойствах материалов помогают межпредметные связи, которые осуществляются на уроках. Знания детей становятся более значимыми, так как, применяя их на разных предметах, мы способствуем приведению образовательного процесса в единое целое. Предмет "Технология" интегрируется со всеми общеобразовательными предметами. В своей работе я применяю знания из областей математики, физики, истории, биологии, химии, изобразительного искусства. Мне как учителю технологии особенно интересна идея разработки и проведения интегрированных уроков по технологии и изобразительного искусства. Так в 5 классе мы провели интегрированный урок по теме: "Вышивка в русском народном костюме". Цель урока: пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям русского народа. Таким образом, при проведении интегрированных уроков «технология – изобразительное искусство» учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные компетенции учителя.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, на примере технологии: компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), создавать технологическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, технологическая компетенция учащегося способствует адекватному применению знаний для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя. Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.
В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования.
Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).
Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.
Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи).
Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
- культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
- умением передавать свою информацию другим.
Содержание общепредметного образования выступает в виде образовательной модели и ее различных уровней.
Первый уровень – общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.
Второй уровень – знание учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.
Во-первых, не все учебные предметы представляют основы наук. Например, нет науки, которая называлась бы "иностранный язык" или "литература".
Во-вторых, и такие предметы, как физика или история, не представляют собой сокращенные копии соответствующих наук. Отсюда следует, что при формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и другие области изучаемой реальности, а также условия протекания и закономерности самого процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется в соответствии с теми или иными особенностями.
Третий уровень – содержание учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.
На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения – именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".
На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.
"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.
Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса.
Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.
Компетенции по технологии.
«Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»
В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе воспроизводства педагогических кадров и изменениями в отношении различных слоев общества к учительскому сословию. Но прежде должна быть разработана государственная политика в отношении выращивания новой генерации учителей с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленная на создание сообщества учителей в качестве новой общественной элиты. Только новая генерация учителей вместе с новой системой управления образованием сможет осуществить реальные инновационные изменения в российском образовании. Это потребует значительных материальных и кадровых вложений в создание новой системы воспроизводства педагогических кадров. Но без этого, и это можно смело утверждать, никакие общественные реформы не смогут быть осуществлены. Они останутся фиктивными, в ворохе бумажной риторики, при помощи которой нижние начальники отчитываются перед высшими.
Критерии определения компетентности и компетенции учителя.
Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями
образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
– повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
– быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
– самостоятельно учиться;
– принимать решения и нести за них ответственность;
– адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
– нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью
их оптимизации.
В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие “компетентность” только до умения.
Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую иерархию компетенций учителя. Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя. Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.
В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:
Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.). Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи). Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
- культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
- умением передавать свою информацию другим.
Содержание общепредметного образования выступает в виде образовательной модели и ее различных уровней, о которых было сказано выше.
"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.
Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса.
Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.
Предметные компетенции.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
· научных знаний;
· способов деятельности (умения действовать по образцу);
· опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
· опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава, входящих в нее элементов:
· Ценности, принципы и цели
· Профессиональные качества
· Ключевые компетенции
· Педагогические методы, способы и технологии
· Профессиональные позиции
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
· свобода учащегося быть самим собой
· каждый человек обладает своим «совершенством»
· помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
· индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
· человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
· чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
· приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Цели:
В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Из них наиболее значимыми компетенциями являются:
· умение учиться
· коммуникативные
· личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
· компьютерные технологии
Профессиональные качества:
· Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся
· Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности
· Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися
· Иметь развитую способность к критике и рефлексии
· Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания
· Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности
· Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу
· Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес
· Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим
· Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами
· Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
· Демонстрировать увлеченность своим предметом
· Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями
Выводы
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие компетенция/компетентность”. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.
Литература
1. Веблер В.-Д. Методологические основы преподавания и обучения в высшей школе. Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Т.1, Москва-Ярославль, 2015
2. Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер Институт «Открытое общество» Популяризация критического мышления. Обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Пособие II.,1997
3. Дьюи Дж.Введение в философию воспитания. Библиотека работника просвещения. Вып. 3, М., 1921
4. Дэвид Клустер Что такое критическое мышление? Библиотека в школе. №12, 2011
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994
6. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие /Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, С. Л. Каплан /Под общей ред. проф. Г. П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.