ДОКЛАД«Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних»
Подготовила: заместитель директора по ВР
Павлова Светлана Ивановна
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 П.ЖОЛЫМБЕТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ШОРТАНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
СТАТИСТИКА
Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом «молодеют» алкогольная, табачная продукция, наркомания.
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике табакокурения, употребления алкоголя, наркотических веществ среди подростков.
Наркомания, алкоголизм и табакокурение, по праву считаются самыми опасными привычками человечества. Беря истоки из глубокой древности, исчисляемые тысячелетиями до нашей эры, наиболее широкое развитие и распространение они получили во второй половине ХХ-го столетия. К началу нашего столетия пораженность населения перечисленными вредными привычками возросла в десятки–сотни раз и в настоящее время оцениваются, как национальное бедствие.
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
15 - 20% - состояние окружающей природной среды
20 - 25% - генетика
10 - 15 % – здравоохранение
50 - 55 % - здоровый образ жизни
О пьянстве, курении и наркомании - вредных для здоровья факторах – говорилось и говорится очень много. Иногда их очень мягко называют «вредными привычками». Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами. Но именно они, эти «культурные» яды, приносят множество бед и страданий являются социальным злом для общества.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор.
Основная задача образования – дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни учащихся;
- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем;
- выявление причин возникновения у учащихся проблем в обучении, проблем в поведении, правонарушений и принятия мер по их устранению;
- оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
При работе педагоги образовательных учреждений руководствуются основными нормативно - правовыми документами:
1) Конвенция ООН о правах ребенка;
2) Конституция РК;
3) Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»;
4) Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года;
5) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
6) Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия»;
7) Закон Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию»;
8) Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
9) Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы
«Рухани жаңғыру».
НАПРАВЛЕНИЯ
В системе профилактической деятельности учебных заведений выделяют два направления:
1.Меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы.
2.Меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Наркомания захватила не только взрослых людей, но и подростков. В настоящее время выпускаются наркотические вещества, которые вызывают зависимость с первого приёма. Злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, и особенно среди молодежи. Дети и подростки приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте.
Алкоголизм – также одна из главных проблем. К сожалению, сейчас употребляют алкогольную продукцию не только взрослые, но и подростки. Алкоголь губит организм. А для детей вдвойне опасно.
Профилактика табакокурения - тоже очень значимая и важная в воспитательной работе каждого учебного заведения. Курение – это не безобидная привычка, с которой легко расстаться. Это настоящая болезнь и огромная проблема для всего общества.
СИСТЕМА РАБОТЫ
Система построения работы в направлении пропаганды здорового образа и профилактики вредных привычек у подрастающего поколения строится следующим образом.
Составляется годовая циклограмма работы по здоровому образу жизни, включающая следующие разделы:
- информационно – просветительская работа;
- диагностика «Сформированность понятий ЗОЖ»;
- банк данных об учащихся;
- тренинговые занятия;
- буклеты, презентации и видеоролики, наглядный материал;
- рейды в семьи (неблагополучные, группы «риска», малообеспеченные)
- классные часы, лекторские группы и родительские собрания.
- тематические недели, декады и месячники в соответствии с планом работы школы.
ПРОПАГАНДА ЗОЖ
В пропаганде здорового образа жизни проводятся следующие мероприятия:
беседы медработника по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
- беседы, дискуссии, диспуты, мозговые штурмы;
-встречи с «интересными людьми», общение с которыми демонстрирует преимущества здорового образа жизни;
- классные часы, видеочасы, с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
Внутри всех учебных заведений организуется совместная работа с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, участковым ПОП.
ПРОПАГАНДА ЗОЖ
Наркомания – болезненное пристрастие к какому-либо веществу, входящему в группу наркотических препаратов, вызывающему эйфорическое состояние или меняющему восприятие реальности.
Наркомания значительно снижает продолжительность жизни, вызывает моральную, нравственную и интеллектуальную деградацию.
Наркомания - резко выраженное влечение к наркотическим веществам, вызывающим у человека ложное ощущение благополучия, веселья, опьянение, наркотического сна. Наркомания сопровождается тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения.
Гепатит С,
цирроз печени
ВИЧ и СПИД
Сепсис
Туберкулез.
Грибковые
инфекции
ПРОПАГАНДА ЗОЖ
Вред алкоголя очевиден.
Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.
Мозг
Алкоголь негативно влияет на каналы связи мозга, и может негативно повлиять на его функции.
Печень
Пьянство, запои — влияют на печень и может привести к воспалительным процессам и некоторым заболеваниям в этом органе, это:
• Фиброз• АГ (алкогольный гепатит) и ОАГ (острый алкогольный гепатит)• Цирроз• Стеатоз
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают его всерьез.
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ.
Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей!!
ПРОПАГАНДА ЗОЖ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СТРУКТУРАМИ
Во взаимодействии с другими структурами осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с участковым ПОП, круглые столы, выступления на родительских собраниях);
- профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей, защита их прав.
Взаимодействие с организациями позволяет привлечь внимание к семьям и детям, нуждающимся в помощи.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Мы должны быть все внимательны, приглядываться к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка.
В работе по профилактике вредных привычек важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы у того или иного подростка. От этого во многом зависит успех преодоления зависимости от вредных привычек.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого подростка и в процессе совместного взаимодействия формировать его конструктивные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества (здоровье, любовь, семья, дети, самоуважение, уважение окружающих).
ВЫВОД
Если не будут предприниматься меры, человечество останется без будущего…
… и, быть может, через несколько
десятилетий о нашем времени будут
говорить «они не смогли вовремя
остановиться»…
Необходимо работать с детьми и подростками такими, какие они есть, - не вырывать их из контекста взаимоотношений со сверстниками.
Узнавая наших детей, мы сокращаем дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.