МБОУ «Кардымовская СШ»
Здоровьесберегающие
технологии
Выполнила: Серкова Е. П.
п. Кардымово
2021
Здоровьесберегающие технологии
Вопрос здоровьесбережения на уроках затрагивался в нашей школе много раз. Все мы понимаем, что это важно, но вы скажете: "ЕГЭ, экзамены - к ним нужно готовиться! Где время?" Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на уроках не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и говорить о здоровьесбережении не для того чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать вам: " Каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует эти методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по другому и быть не может.
По статистическому опросу, проведенному в школах среди учащихся, родителей, учителей и администрации с целью выяснения значимости поддержания ЗОЖ, составлена следующая диаграмма.
Всем было предложено ответить на один и тот же вопрос: (слайд Приложение 1)
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги
Здоровье
Знания и умения
Положительные оценки учеников.
И вот какие результаты были получены (слайд)
Полученные данные наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом для не только для родителей и учащихся, но и для учителей и администрации школы. Необходимо обратить внимание на тот факт, что некоторые учащиеся считают приоритетным для себя получение хороших оценок и знания. И это можно объяснить только одним - стремлением нас учителей и родителей настойчиво доказать детям, что нет ничего важнее учебы! Хотя прекрасно понимают, что здоровье всё же важнее.
Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. А для нас, родителей, зачем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском:
Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно. Здоровье школьников в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.
За последние пять лет здоровье наших детей значительно ухудшилось: (слайд) каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет.(слайд) Имеется гипотеза,(слайд) что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 % . В школу
(слайд) поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. (слайд) Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.
Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.
В чём причины? (слайд)
1. Перегрузки в процессе обучения,
2. Нехватка двигательной активности,
3. Несоответствие материально-технеческой базы школы санитарно-гигиеническим требованиям, (например столы, стулья в классе должны быть разной величины:.)
4. Питание школьников, медицинское обслуживание.
Российская педагогическая энциклопедия определяет (слайд) здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. "Среда" сейчас такая, что её трудно чем-нибудь уравновесить, и всё-таки делать эти попытки стоит.
Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: (слайд) здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
(слайд) Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .
(слайд) принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологическогоздоровья. Это:
· принцип двигательной активности;
· принцип оздоровительного режима;
· принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
· принцип реализации эффективного закаливания;
· принцип психологической комфортности;
· принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка
(слайд) Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
Современные здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (слайд)
Большое внимание мы уделяем физическому воспитанию школьников, неразрывно связывая это со здоровьем детей. Работа эта ведётся по многим направлениям:
1. Повышение двигательной активности детей.
Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Учителя нашей школы проводят физкультминутки - динамические паузы (слайд) непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:
· гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
· для снятия утомления плечевого пояса и рук,
· для снятия напряжения с мышц туловища;
· Гимнастика пальчиковая;
· Гимнастика бодрящая;
· Гимнастика дыхательная
· Гимнастика для глаз-самокоррекция
Коррекционные технологии (слайд)
Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
1. Комфортное начало и окончание урока, (слайд) что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.
Отдельная, воспитательная сторона - оценка услышанных шуток на уроке. Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Комфортным начало урока может сделать снятие психо- эмоционального напряжения с помощью психогимнастики: Психогимнастика - (слайд) это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения. Раскроем более подробно каждый из этих вопросов.
2. Цветотерапия. (слайд)
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.
Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий , фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.
4. Организация саморефлексии. (слайд)
Ведение дневника здоровья (слайд). Каждый день начинался и заканчивался фиксацией в специальном дневнике здоровья (Дневнике настроения) состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе дня, урока, упражнения, помогающие укреплению стрессоустойчивости. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы. Результаты самопознания и саморазвития дети записывали в индивидуальных дневниках
"Дерево здоровья" (слайд) для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это "дерево" заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
5. Новые формы организации урока. (слайд)
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. И заслуга интерактивного обучения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска: (слайд)
· стрессовую педагогическую практику;
· интенсификацию учебного процесса;
· несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назову их.
Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют и т.д.
Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память.
Здоровый образ
жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться,
что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно,
интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле
- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может
быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более
успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть
свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику
асоциального поведения.
МБОУ «Кардымовская СШ»
Здоровьесберегающие
технологии
Выполнила: Серкова Е. П.
п. Кардымово
2021
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.