Районное методическое объединение социальных педагогов
Доклад на тему:
«Работа с неблагополучными семьями»
Подготовила: Бачатова С.К.,
социальный педагог
Дата выступления: 12 ноября 2021 г.
Содержание
1. Понятие и характеристика неблагополучной семьи.
2. Технология работы социального педагога с неблагополучной семьей.
2.1. Типология семей.
2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.
2.3. Содержание работы социального педагога с неблагополучными семьями.
3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.
4.Заключение
1.Понятие и характеристика неблагополучной семьи
Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Общение в семье становится образцом для ребенка. Оно позволяет в семье ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».
Неблагополучная семья - это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.
К данной категории семей обычно мы относим:
- семьи с низким материальным достатком;
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).
Понятие семейное неблагополучие охватывает различные негативные характеристики семьи, проблемные внутрисемейные отношения, конфликтные отношения членов семьи с внешними социальными институтами.
Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых кокружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной гарантией психологического благополучия ребенка.
2.Технологии работы с неблагополучной семьей.
2.1.Типология семьи.
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и
влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Ø Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
Ø Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
Ø Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
Ø Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Выделяют типологию семей по уровню социальной адаптации:
Ø Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Ø Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Ø Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Ø Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Также выделяют четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
Ø Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
Ø Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
Ø Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
Ø Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
2.2.Формы и методы работы с неблагополучными семьями.
Деятельность
социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической
помощи семьям:
Образовательную –помощь в обучении и воспитании.
Психологическую –социально-психологическая поддержка и
коррекция.
Посредническую –помощь в организации, координации и
информирование.
В своей работе социальный педагог использует
следующие методы работы с семьей:
Метод убеждения - помогает
убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью
данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из
сложившейся ситуации.
Метод наблюдения –
помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в
семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в
семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
Метод бесед –
один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в
доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их
решения.
Формы работы социального педагога
с семьей:
Ø Родительские собрания;
Ø Конференции;
Ø Тренинги;
Индивидуальные и тематические консультации;
Ø Беседы;
Ø Посещение семей;
Ø Выпуск информационных листов и т.д.
2.3.Содержание работы социального педагога с семьями.
Первый этап. Выявление неблагополучных семей.
Для выявления неблагополучных семей социальный
педагог использует различные методы изучения семьи:
1. Наблюдение за
детьми.
2. Опрос,
анкетирование родителей и детей.
Второй этап. Определение
типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует
методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений;
определение ведущих партнеров, поведения каждого члена семьи; изучение
характера коммуникации в семье.
Третий этап. Дифференциация
форм и методов работы с семьей.
Социальный педагог разрабатывает план работы с
семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при
этом преобладающий тип семейного воспитания.
Четвертый этап. Организация
совместной работы.
Для оказания помощи семье (информационной, посреднической,
досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с
различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки
и попечительства, социальная защита).
Налаженная работа социального педагога
позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и
попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи,
патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.
3.Из опыта работы с неблагополучными семьями в МБОУ СОШ№ 19
Основной идеей этой работы является работа с семьей поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (родители приглашаются в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2-й этап. Изучение семьи.
1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, анкеты)
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
5 этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
В своей работе я использую несколько направлений:
Прогностическое направление
1. Выявление семейных проблем в данном микросоциуме (классе).
2. Прогнозирование и проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума (класса) и др.
Диагностическое направление
1. Посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний.
2. Составление паспорта неблагополучной семьи, акта обследования условий жизни семьи.
Коррекционное направление
1. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
2.Консультации, коллективные беседы, диспуты.
Психолого - педагогическое направление
1. Психологические консультации для детей и родителей из неблагополучных семей.
Организаторское направление
1. Организация социально - педагогической деятельности родителей, их инициативы, творчества, участие родителей в жизнедеятельности классного общества.
2. Осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и правовых организаций в социально-педагогической работе и др.
Профилактическое направление
1. Введение контроля за посещаемостью уроков детьми из неблагополучных семей
2. Составление и использование классным руководителем алгоритмов деятельности по профилактике и борьбе с негативными явлениями и др.
4.Заключение
Семья – важнейший социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.
Проблемы семейного неблагополучия для нашей страны очень актуальны. На сегодняшний день нет четких статистических данных о том, сколько детей воспитывается в семьях находящихся в социально опасном состоянии.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения в семье- один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью, её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.
5. Источники литературы
1. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990.
2. Антонова, Т. Проблема и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьёй / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 66 - 70.
3. Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.
Интернет ресурсы
1. https://infourok.ru/doklad-na-temu-profilakticheskaya-rabota-s-neblagopoluchnimi-semyami-2386110.html.
2. https://videouroki.net/razrabotki/alghoritm-raboty-s-sotsial-no-nieblaghopoluchnoi-siem-iei.html.
3. https://урок.рф/library/rol_shkoli_v_rabote_s_neblagopoluchnimi_semyami_164859.html.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.