Доклад "Работа с неблагополучными семьями"
Оценка 4.8

Доклад "Работа с неблагополучными семьями"

Оценка 4.8
docx
07.06.2022
Доклад "Работа с неблагополучными семьями"
Работа с неблагополучными семьями.docx

 

Районное методическое объединение социальных педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 «Работа с неблагополучными семьями»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Бачатова С.К.,

социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выступления: 12 ноября 2021 г.

 

 

Содержание

 

1. Понятие и характеристика неблагополучной семьи.

2. Технология работы социального педагога с неблагополучной семьей.

2.1. Типология семей.

2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.

2.3. Содержание работы социального педагога с неблагополучными семьями.

3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.

4.Заключение

 

1.Понятие и характеристика неблагополучной семьи

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Общение в семье становится образцом для ребенка. Оно позволяет в семье  ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Неблагополучная семья -  это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.

К данной категории семей обычно мы относим:

- семьи с низким материальным достатком;

- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Понятие семейное неблагополучие охватывает различные негативные характеристики семьи, проблемные внутрисемейные отношения, конфликтные отношения членов семьи с внешними социальными институтами.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых кокружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной гарантией психологического благополучия ребенка.

2.Технологии работы с неблагополучной семьей.

2.1.Типология семьи.
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

Ø Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

Ø Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

Ø Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

Ø Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Выделяют типологию семей по уровню социальной адаптации:

Ø  Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Ø  Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Ø  Неблагополучные семьиимея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Ø  Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Также выделяют четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

Ø  Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

Ø  Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

Ø  Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

Ø  Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

2.2.Формы и методы работы с неблагополучными семьями.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям: 
Образовательную –помощь в обучении и воспитании.
Психологическую –социально-психологическая поддержка и коррекция.
Посредническую –помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:
 Метод убеждения -  помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
 Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
  Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
  Формы работы социального педагога с семьей:

Ø Родительские собрания;

Ø Конференции;

Ø Тренинги;
Индивидуальные и тематические консультации;

Ø Беседы;

Ø Посещение семей;

Ø Выпуск информационных листов и т.д. 

2.3.Содержание работы социального педагога с семьями.
Первый этап.  Выявление неблагополучных семей.
Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
1.     Наблюдение за детьми.
2.     Опрос, анкетирование родителей и детей.
 Второй этап.  Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих партнеров, поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
 Третий этап.  Дифференциация форм и методов работы с семьей.
Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.
 Четвертый этап.  Организация совместной работы.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).
 Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.

3.Из опыта работы с неблагополучными семьями в МБОУ СОШ№ 19

Основной идеей этой работы является работа с семьей поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (родители приглашаются в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

- использование методов психологической диагностики (тесты, анкеты)

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

В своей работе я использую несколько направлений:

Прогностическое направление

1. Выявление семейных проблем в данном микросоциуме (классе).

2. Прогнозирование и проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума (класса) и др.

Диагностическое направление

1. Посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний.

2. Составление паспорта неблагополучной семьи, акта обследования условий жизни семьи.

Коррекционное направление

1. Индивидуальная работа с родителями и детьми.

2.Консультации, коллективные беседы, диспуты.

Психолого - педагогическое направление

1. Психологические консультации для детей и родителей из неблагополучных семей.

Организаторское направление

1. Организация социально - педагогической деятельности родителей, их инициативы, творчества, участие родителей в жизнедеятельности классного общества.

2. Осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и правовых организаций в социально-педагогической работе и др.

Профилактическое направление

1. Введение контроля за посещаемостью уроков детьми из неблагополучных семей

2. Составление и использование классным руководителем алгоритмов деятельности по профилактике и борьбе с негативными явлениями и др.

 

4.Заключение

Семья – важнейший социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.

Проблемы семейного неблагополучия для нашей страны очень актуальны. На сегодняшний день нет четких статистических данных о том, сколько детей воспитывается в семьях находящихся в социально опасном состоянии.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения в семье- один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью, её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

5. Источники литературы

1.     Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990.

2.     Антонова, Т. Проблема и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьёй / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 66 - 70.

3.     Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.

Интернет ресурсы

1.     https://infourok.ru/doklad-na-temu-profilakticheskaya-rabota-s-neblagopoluchnimi-semyami-2386110.html.

2.     https://videouroki.net/razrabotki/alghoritm-raboty-s-sotsial-no-nieblaghopoluchnoi-siem-iei.html.

3.     https://урок.рф/library/rol_shkoli_v_rabote_s_neblagopoluchnimi_semyami_164859.html.


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Районное методическое объединение социальных педагогов

Районное методическое объединение социальных педагогов

Содержание 1. Понятие и характеристика неблагополучной семьи

Содержание 1. Понятие и характеристика неблагополучной семьи

Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; Ø

Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; Ø

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

Из опыта работы с неблагополучными семьями в

Из опыта работы с неблагополучными семьями в

Посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний

Посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний

1. https://videouroki.net/razrabotki/alghoritm-raboty-s-sotsial-no-nieblaghopoluchnoi-siem-iei.html . https://урок.рф/library/rol_shkoli_v_rabote_s_neblagopoluchnimi_semyami_164859.html.

1. https://videouroki.net/razrabotki/alghoritm-raboty-s-sotsial-no-nieblaghopoluchnoi-siem-iei.html . https://урок.рф/library/rol_shkoli_v_rabote_s_neblagopoluchnimi_semyami_164859.html.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2022