Доклад "Развитие вычислительных навыков"
Оценка 4.6

Доклад "Развитие вычислительных навыков"

Оценка 4.6
doc
математика
27.03.2020
Доклад "Развитие вычислительных навыков"
Доклад Развитие вычислительных навыков на уроках матетематики в начальной школе.doc

 

 

 

ДОКЛАД

 

 НА ТЕМУ:

 

 

«РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

ПОЛГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАЗУВАЕВА Г.М.

 

 

 

 

 

ДЕКАБРЬ, 2018Г.

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.   В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.                                                                              Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

Таким образом, главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности.

Логику можно и нужно развивать, причем осуществлять это нужно с самого детства. Отличные помощники в этом – кроссворды, загадки, и, конечно же, различные математические занимательные задания, которые формируют вычислительные навыки.

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

 Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Действующие на сегодняшний день программы по математике  обеспечивают достаточный уровень формирования вычислительных навыков школьников. Изучение вычислительного приема происходит после того, как школьники усвоят его теоретическую основу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них). Причем в каждом конкретном случае учащиеся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительного приема,  конструируют различные приемы для одного случая вычислений, используя различные теоретические положения. В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, усвоенные ранее, включаются в новые в качестве основных операций.

Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию и закреплению вычислительных навыков у учащихся.

Учебники математики ориентированы на общие вычислительные навыки, и учитель может легко обучить алгоритму вычислений. Но в учебниках, к сожалению, нет «отработки частных способов вычислений», равно как нет и общих способов.

Отмечается ухудшение качества вычислений учащихся, обучающихся и по обычным, и по развивающим учебникам. Особенно пострадала культура устного счета. Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) — нацелен на формирование вычислительных умений и навыков.

Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике».    Овладение навыками устных вычислений имеет большое

образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, лучшему усвоению приемов письменных вычислений, так как  последние включают в себя элементы устных вычислений.

Практическое значение- быстрота и правильность вычислений необходима в жизни, особенно в тех случаях, где письменное выполнение вычислений не представляется возможным. Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, математической зоркости и наблюдательности.

Вычислительные умения - это развернутое осуществление развернутого математического действия, в котором каждая операция осознается и контролируется. Вычислительные умения предполагают усвоение вычислительного приема, как систему операций, выполнение которых позволяет найти результат арифметического действия.

 

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Этим, кстати, объясняется столь стремительное развитие удобных калькуляторов.

Тем не менее, калькулятор не может обеспечить ответ на все возникающие вопросы. Он не всегда имеется под рукой и бывает достаточно определить лишь примерный результат.

Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту, и в школьной практике. Вычислительный навык характеризуется свернутым в значительной мере, автоматизированным выполнением действий с пропуском промежуточного результата, при этом контроль переносится на конечный результат. Математические диктанты на устный счет бывают двух видов: на зрительное восприятие и на слух. Задания раздаточного материала позволяют выполнить больший объем вычислений за небольшой период времени.

Таким образом, оттачивается не только вычислительные навыки, формируется « числовая зоркость», но и тренируется внимание, развивается оперативная память.

 

 

Используемая литература

1.                 Бахир, В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5  –  с. 26 – 31

2.                 Данилов.  И.К. Об игровых моментах на уроках математики //    Математика в школе. – 2005.- №1.-№2

3.                 Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.

4.                 Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2

5.                 Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики // книга для учителя Просвещение, 1994 – 222 с.

6.                 Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35. - С. 3-7.

7.                 Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся //            Математика в школе. - 2004. - №43. - С. 2-5.

 

 

 

 

 


Доклад "Развитие вычислительных навыков"

Доклад "Развитие вычислительных навыков"

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных…

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных…

Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию…

Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию…

Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту, и в школьной практике

Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту, и в школьной практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020