Доклад «Роль игровых технологий на уроках математики»
Оценка 5

Доклад «Роль игровых технологий на уроках математики»

Оценка 5
doc
21.03.2024
Доклад  «Роль игровых технологий на уроках математики»
доклад.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

«Роль игровых технологий на уроках математики»

 

 

Выполнила

учитель математики

МБОУ  «СОШ с.Дачу-Борзой»

Закраилова Малика Наурдиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 год.

 

 

«Игра – это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребёнка

 вливается живительный поток

 представлений, понятий об окружающем мире

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

(В.А.Сухомлинский.)

 

        В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить учащихся поверить в свои силы?

 

В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.

 

        Данная проблема широко рассмотрена в работе В. А. Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и в школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Д. Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов

Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрывать притягательные стороны математики.

 

        Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

 

       Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

 

Считаю, что математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики :

-игровые формы обучения на уроках создают возможности

эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;

-в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности

-игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;

-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала

 Игровые моменты я провела в 6 класс  при изучении темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ». Устный счет был проведен в игровой форме, где учитель играл роль начала координат, а дети были в роли положительных и отрицательных чисел и при решении заданий им приходилось передвигаться по координатной оси и находить новую координату. И дети хорошо благодаря таким моментам хорошо запоминали правило сложения и вычитания чисел с разными знаками.

-разнообразные игровые действия , при помощи которых решается та или иная умственная задача , поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.

 

Игровые ситуации на уроках математики

 

Тема «Десятичные дроби»

  Игра «Цветочек»

 В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.

1) 1,5 ∙ 0,2

 2) 3,75 ∙ 0,2

 3) 3,4 : 0,2

 4) 0,08 + 0,2

 5) 4,02 + 0,2

 6) 5,3 – 0,2

 

 

 

 

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений

 

Тема «Прямоугольная система координат на плоскости»

Игра «Соревнование художников»

 На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

 Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим отрезком. Результат – определенный рисунок.

 Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

 Эта игра очень нравится учащимся.

 

Функции математических игр:

1.Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

 

2.Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

 

3.В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

 

4.Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

 

5.Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Виды математических игр:

·        игры-упражнения;

·        игры-путешествия;

·        сюжетная ролевая игра:

·        игра-соревнование.

        Выводы

 

Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Считаю, что учитель должен восхищаться красотой и мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить, что встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд, мировозрение , убеждения, творческие способности.

 Игровые технологии используются на уроках в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Уроки, проводимые мною с применением игровой технологии, приведены ниже.

 

Тема «Действия с целыми числами»

Игра «Математическое лото»

 Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.

 

Игра «Магические квадраты»

 А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

 

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

 

Игра «Забег по кругу»

 

На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.

 Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

И закончить хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


Доклад «Роль и гровых технологий на уроках математики»

Доклад «Роль и гровых технологий на уроках математики»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений

Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности

Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности

Игра «Магические квадраты»

Игра «Магические квадраты»

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024