Доклад Роль музыки в создании психологического комфорта
Оценка 4.6

Доклад Роль музыки в создании психологического комфорта

Оценка 4.6
docx
01.10.2022
Доклад Роль музыки в создании психологического комфорта
Роль музыки в создании психологического комфорта.docx

Роль музыки в создании психологического комфорта

 

Мы все музыканты. Мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с раннего детства до глубокой старости. Музыка является таким же средством общения, как и отдых. Наслаждение музыкальным произведением в обществе других людей дает нам возможность разделить радость, что является важной частью социального благополучия и присуща любому обществу и любой культуре. Музыка – это абсолютный центр нашего существования. Это основной стержень нашей личности, одна из определяющих черт человечности в целом.

Способность музыки влиять на наше настроение и самочувствие в последнее время находит все большее признание – музыкальная терапия получает широкое распространение.

Музыка может быть средством успокоения и лечения. Большое значение она имеет как средство борьбы с переутомлением. Может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Замечательное искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня – у миллионов людей, населяющих нашу планету.

Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим»… Лучшая охрана государства, как считал Платон, - музыка наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная…

Очень точно о назначении музыки сказал П.И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваиваю трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух неразвит.

Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передаче соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам – всем, кому приходится много говорить.

Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.

Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно  смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу, кто ты».

Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.

К культуре какой бы страны мы не обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и Древней Греции, врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки для врачевания.

Музыка способна создавать психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе…

Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать.  Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии.

Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражаю учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования.

В решении вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов учащихся особое внимание уделяется применению музыки в комнатах отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренингов и других психопрофилактических мероприятий.

Музыкальное сопровождение занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» друг на друга является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать их, чтобы «попасть в такт».

Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное музыкальное воздействие, без эффектов «пресыщения», оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С, Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.

Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и формы художественного выражения могут ассоциироваться с грустью, и обладают спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Нежелательно использовать в процессе сеансов разгрузки музыкальные произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.

Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой.

В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

Иногда достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.

Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Если человека мучают меланхолия, тревога, страх, то первой для прослушивания ему предлагают грустную мелодию, которая звучит, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. Это может быть светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы породить у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамичная музыка, рождающая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для моделирования настроения посетителей комнаты психологической разгрузки рекомендуются следующие музыкальные произведения:

Желаемое действие

Рекомендуемое музыкальное произведение

Снятие нервного напряжения

П.И. Чайковский - «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года», «Сентиментальный вальс»;

Ж. Бизе - «Пастораль», «Старинная песенка»;

К. Сен-Санс – «Лебедь» из «Карнавала животных»;

Снятие депрессивного настроения

Ф. Шуберт – Песня «Аве Мария»;

В.А. Моцарт – «Рондо в турецком стиле»;

Ж. Бизе - «Хабанера» из оперы «Кармен».

Снятие головной боли и мигрени

М. Огинский – «Полонез»;

Ф. Мендельсон – «Весенняя песня»;

Повышение общего тонуса

В.А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада»;

В.А. Моцарт – Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;

Расслабление, успокоение

Н.А. Римский – Корсаков – Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко»;

Э. Григ - «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт»

Улучшение пищеварения

П.И. Чайковский – «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»;

Мелодичная музыка В.А. Моцарта;

Фортепианные концерты Ф. Листа.

Стимулирование творческого мышления

Фортепианная музыка А. Скрябина;

Фортепианная музыка Ф. Шопена;

Музыка И.С. Баха.

При переутомлении и нервном истощении

«Утро» Э. Грига;

«Полонез» М. Огинского

При снижении сосредоточенности внимания.

«Времена года» П.И. Чайковского;
«Лунный свет» К. Дебюсси;

«Грезы» Р. Шумана

 

Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены) и мобилизацию (перед занятиями).

Мобилизующий вариант тренировки

Упражнение

Музыкальный фон

 

Время

 

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха.

И.С. Бах. Прелюдий №1

2 мин.

Расслабление мимических мышц.

И.С. Бах. Прелюдия №8

4 мин. 30 сек.

Расслабление мышц руки.

И.С. Бах. Хор.

3 мин. 20 сек.

Расслабление мышц туловища.

Ф. Шопен. Прелюдия №4

2 мин. 05 сек.

Расслабление мышц ног.

Ф. Шопен. Прелюдия №13.

4 мин. 35 сек.

Мобилизация физического и психического тонуса.

К. Глюк. «Мелодия»

4 мин. 05 сек.

Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности.

М. Таривердиев «Мгновения».

Ж. Бизе – Р. Щедрин. Тема «Тореадор»

1 мин. 45 сек

 

45 сек.

 

Успокаивающий вариант тренировки

Упражнение

Музыкальный фон

 

Время

 

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха.

И.С. Бах. Прелюдий №1

2 мин.

Расслабление мимических мышц.

И.С. Бах. Прелюдия №8

4 мин. 30 сек.

Расслабление мышц туловища.

Ф. Шопен. Прелюдия №4

2 мин. 05 сек.

Расслабление мышц ног.

Ф. Шопен. Прелюдия №13.

4 мин. 35 сек.

Регуляция ритма дыхания

Ф. Шопен. Прелюдия №15.

1 мин. 10 сек.

Регуляция ритма сердечных сокращений

Ф. Шопен. Прелюдия №15.

1 мин. 10 сек.

Выход из состояния расслабленности

К. Глюк. «Мелодия»

4 мин. 05 сек.

Общая активация

Ф. Шопен. Прелюдия №17.

3 мин. 45 сек.

 

Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма.

 

Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

 

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

 

1.     Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

2.     Мелодии не такие печальные.

3.     Мелодии радостные и веселые.

 

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

 

1.     Быстрые веселые мелодии.

2.     Мелодии менее радостные.

3.     Мелодии плавные и задумчивые.

 

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

                              Рекомендации психотерапевтов:

ü Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут песни.

ü Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении, с приглушенным светом.

ü Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.

ü Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я прослушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и пр.) исчезнет!».

 

Способность музыки влиять на наше настроение и самочувствие в последнее время находит все большее признание – музыкальная терапия получает широкое распространение. Музыка используется не только для лечения пациентов с различными эмоциональными и психическими проблемами. Специалистов по музыкальной терапии приглашают во многие клиники, где эта отрасль медицины становится неотъемлемой частью курса лечения различных заболеваний.

Так почему же мы слушаем музыку? Потому что она помогает нам чувствовать себя хорошо или, по крайней мере лучше. Используется ли она в медицинских, коммерческих или общественных целях, она всегда глубоко влияет на наши чувства. Мы не можем сказать, что же в точности происходит с нами, но по собственной реакции понимаем: что-то происходит, и этой реакции достаточно, чтобы мы осознали всю ценность музыки.

 

Список литературы:

 

1.     Е.М. Барвинская. «Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека». «Музыка в школе»: №1/2008 г.

2.     В.И. Петрушин. «Музыкальная психология»  М., 1997 г.

3.     А.Е. Тарас. «Психология музыки и музыкальных способностей» (хрестоматия). М., 2005 г.

4.     В.И. Петрушин. «Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии» «Музыка в школе»: №№4,5,6/2001 г.


 

Роль музыки в создании психологического комфорта

Роль музыки в создании психологического комфорта

Известный отечественный педагог

Известный отечественный педагог

К культуре какой бы страны мы не обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей

К культуре какой бы страны мы не обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования

В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения,

В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения,

Снятие депрессивного настроения

Снятие депрессивного настроения

Расслабление мышц ног. Ф

Расслабление мышц ног. Ф

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния: 1

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния: 1

Специалистов по музыкальной терапии приглашают во многие клиники, где эта отрасль медицины становится неотъемлемой частью курса лечения различных заболеваний

Специалистов по музыкальной терапии приглашают во многие клиники, где эта отрасль медицины становится неотъемлемой частью курса лечения различных заболеваний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2022