Наседкина М. Н. 2018 г.
Слагаемые работы учителя по повышению
качества знаний учащихся
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Р. Киплинг.
Для нас, педагогов, качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
И каждый учитель постоянно ищет пути, дорожки и даже маленькие тропки, чтобы повысить это качество. Эту поисковую работу учителя можно представить в виде слагаемых, которые и дадут в сумме желаемый результат.
Наше
1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.
Здесь начинает закладываться успех ученика. Урок
будет качественным, если он адаптирован к данному классу, личностно
ориентирован, если созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень
способного к обучению. Нужно так
построить урок, чтобы место для проявления себя нашлось для каждого ученика. Как же помочь нашим детям учиться? Прежде всего,
необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать
такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с
традиционными типами уроков, в своей работе я использую и нетрадиционные: урок
- соревнование, урок - путешествие, урок - сказку, урок – игру, которые
способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Готовясь к урокам, продумываю формы и
методы обучения, стараясь делать это рационально. Если изучаемый материал
сложен и требует детального объяснения, использую общеклассную форму, с
использованием технологии диалогового взаимодействия, если материал доступен –
применяю технологию обучения в сотрудничестве, групповую форму работы
или работу в парах. Выбирая методы обучения, предпочтение отдаю
частично-поисковому и методу проблемного обучения, применяющегося для
подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для
обучения их выполнению отдельных шагов решения. На современном этапе активно
использую в своей деятельности и ИКТ, которые обеспечивают активную
познавательную позицию ученика, стимулируют их мыслительную деятельность, повышают
эффективность урока и, как следствие, качество знаний учащихся. Но при этом не
отказываюсь и от объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов,
способствующих формированию знаний, умений и навыков, методов контроля и
самоконтроля.
Очень важное 2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся. Учителям стоит обращать внимание на вид учащихся после окончания урока. Это о многом говорит. В начале урока можно давать позитивный положительный настрой на урок в виде двустишия, пословицы, приветствия, шутки и т.д. Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. Если мы видим, что к концу урока заметно какое – то напряжение, то его можно тоже снять приёмом рефлексии. Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Стараюсь постоянно работать над повышением положительной учебной мотивацией, так как она очень важна в успешном обучении младших школьников, да и старших тоже.
3 слагаемое работы учителя – это контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Поэтому
часто использую игровые моменты. В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей
включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести
товарищей по игре.
Уверенное владение навыками чтения и
письма является одним из основных условий успешности детей в учении.
Поэтому на уроках литературного чтения мной ведётся целенаправленная работа по
формированию техники чтения, основанная на опыте педагогов-новаторов. Техника
чтения часто «тормозится» из-за слаборазвитой оперативной памяти, поэтому,
сначала начинаю работу по её развитию и делаю это с помощью, так называемых
зрительных диктантов. На каждом уроке использую приём дикторского чтения, жужжащего
чтения, а также приём ежедневного утреннего десятиминутного чтения. В
приобщении к чтению велика и роль родителей. Поэтому для родителей ежегодно
провожу родительские собрания на темы: «Как привить ребёнку любовь к чтению
книг?», «Роль чтения в успешном обучении ребёнка», «Семейное чтение», и др.
Очень помогает в работе творческая рабочая тетрадь по литературе, работая в
которой мы вместе учимся строить ответы на вопросы, составлять планы рассказов
и сочинять свои истории.
Уверенное же владение навыками грамотного письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных». Поэтому, уже с первых уроков обучения грамоте, я уделяю этой работе большое внимание. На протяжении 4-х лет на уроках русского языка и литературного чтения, дети знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами. На каждом уроке русского языка провожу орфографические минутки, которые посвящены какой-то одной орфограмме и все слова объеденены какой - то темой. Провести их можно в различной форме: в виде логических вопросов и ответов, в виде отгадывания загадок, в виде картинного диктанта, в виде работы в парах и работы по рядам, вариантам и т.д. Например, главный город любой страны, собрание предметов, объединённых одной темой, столица нашей Родины, четвёртый день недели, единица измерения массы, срочное сообщение и т.д.
Например, минутку чистописания мы с ребятами проводим так: нужно прописать 6-ю и 33-ю буквы русского алфавита заглавную и строчную в соединении, затем мы пишем на эту букву названия стран, городов, столиц государств, рек, материков, островов, птиц, грибов ит.д. В первом классе это сообщала в основном я, но спрашивала, что это за слова, далее во 2, 3, 4 классах дети уже сами стараются как можно больше назвать слов и блеснуть знаниями перед одноклассниками. Над обогащением словарного запаса работаю на всех уроках, используя для этого любую возможность. . Стараюсь, чтобы с каждого урока ребёнок уходил, узнав хотя бы одно новое слово.
На уроках математики стараюсь разбудить мозг каждого ребёнка, путём проведения устного счёта в виде различных вопросов, охватывающих все стороны нашей жизни, отвечая на которые, детям нужно и быстро посчитать, и вспомнить таблицу умножения, а также окружающий мир и литературу. Часто применяю приём составления задач, используя заданные слова или решение. Практически на каждом уроке дети работают в парах, как постоянного состава, так и сменного: например в паре выполняют задание, или один представляет выполненную работу, другой проверяет вслух проговаривая результат, остальные проверяют себя это время. Также использую работу в паре в виде игры «Учитель - ученик» на роках чтения и окружающего мира. Например, 1 вариант – учителя, 2 вариант – ученики, дети поворачиваются друг к другу, ученики читают на оценку текст по чтению или рассказывают материал по окружающему миру. Затем роли меняются. В конце урока учителя докладывают мне, какую оценку поставили, я доверяю детям и ставлю оценку в журнал. На уроках окружающего мира дети готовят дополнительные вопросы отвечающему. Групповую работу использую реже, так как считаю работу в паре эффективнее
4 слагаемое – это индивидуализация образования.
Дети сейчас
очень подвижные, гиперактивные, порой даже очень сложные. Но мы должны найти
ключик к каждому. Для этого использую индивидуальные беседы, задания на
карточках, в специальных дополнительных тетрадях, помощь от одноклассников в
виде беседы, объяснения и выполнения практической работы вместе с помощником. Для осуществления дифференцированного подхода
обучения использую индивидуальную форму, позволяющую ребёнку выполнить то
задание, с которым он может справиться и, тем самым, сориентировать его на
успех.
В
индивидуализации обучения очень хорошо нам помогает работа на образовательных
платформах «Учи. ру» и «Якласс», где каждый ребёнок индивидуально работает, я
отслеживаю сколько и по какому предмету он работал. Особо активных учащихся
поощряю грамотами и оценками по предмету. На платформе «Учи.ру» также регулярно
идут предметные и метапредметные олимпиады, в которых дети участвуют, я их
награждаю грамотами и дипломами.
Процесс обучения тесно связан с воспитанием. Трудно на уроке провести грань между обучающим и воспитывающим факторами. Поэтому очень важно продумывать не только направления учебной деятельности, но и планировать воспитательную работу. На каждом уроке затрагиваем какую –то маленькую воспитательную проблему и находим пути её решения. Но особенно в этом нам помогают наши кружки и внеурочная деятельность. Также стараюсь поддерживать связь с другими структурами образования и культуры: библиотеками, ЦДТ, музеем и ДК «Рассвет».
Итак, подведём итог вышесказанного: чем больше каждое из этих слагаемых, тем больше и сумма . то есть качество образования. Но если какое –то из слагаемых начинает тормозить, уменьшаться, то и сумма, то есть качество сразу падает. И эта сумма в наших с вами руках, руках педагогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.