Доклад учителя-дефектолога "Развитие познавательной активности у детей с ТМНР"

  • pdf
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад учителя-дефектолога Развитие познавательной активности у детей с ТМНР.pdf

Доклад учителя-дефектолога: «Развитие познавательной активности у детей с ТМНР»

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют особую категорию обучающихся, для которых характерны:

       выраженные нарушения интеллекта;

       сопутствующие двигательные расстройства;

       сенсорные нарушения;

       расстройства аутистического спектра;      эмоционально-волевые нарушения.

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов активизации познавательной сферы этих детей, поскольку именно познавательная активность лежит в основе их социальной адаптации и максимально возможной самореализации.

Понятие познавательной активности при ТМНР

Познавательная активность — это интегративное качество личности, выражающееся в:

       стремлении к получению новых знаний;

       проявлении интереса к окружающему миру;

       инициативности в познавательной деятельности;          способности к поисковой деятельности.

У детей с ТМНР познавательная активность существенно ограничена вследствие:

       низкого уровня мотивации;

       быстрой истощаемости;

       недостаточности сенсорного опыта;

       нарушений внимания и памяти;

       ограниченности речевых возможностей.

Цель: создание условий для максимального развития познавательной сферы ребёнка с ТМНР в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Задачи:

1.      Формирование и поддержание познавательного интереса.

2.      Развитие сенсорно-перцептивных процессов.

3.      Стимуляция поисковой деятельности.

4.      Расширение кругозора и представлений об окружающем мире.

5.      Развитие элементарных мыслительных операций.

6.      Формирование коммуникативных навыков в процессе познания.

Принципы работы

1.      Принцип индивидуального подхода - учёт структуры нарушения, актуального уровня развития и потенциальных возможностей каждого ребёнка.

2.      Принцип доступности - подбор материала и методов в соответствии с реальными возможностями ребёнка.

3.      Принцип наглядности -  максимальное использование визуальных, тактильных, слуховых опор.

4.      Принцип системности - регулярное и последовательное воздействие.

5.      Принцип деятельностного подхода — включение ребёнка в активную практическую деятельность.

6.      Принцип эмоционального комфорта — создание доброжелательной атмосферы, исключающей стресс.

Методы и приёмы развития познавательной активности

1.      Сенсорные стимуляции:

тактильные дорожки; световые и звуковые панели; ароматические коробочки; материалы разной фактуры.

2.      Дидактические игры:

сортировка по цвету, форме, размеру;

вкладыши и рамки-пазлы; игры с водой и песком; конструкторы с крупными элементами.

3.      Экспериментально-исследовательская деятельность:

простые опыты с водой, льдом, красками; наблюдение за природными явлениями; изучение свойств различных материалов.

4.      Использование современных технологий:

интерактивная доска; сенсорные экраны; мультимедийные презентации; аудиовизуальные стимулы.

5.      Метод проектов (адаптированный):

краткосрочные тематические проекты («Времена года», «Мой дом»); коллективные творческие дела; создание тематических альбомов.

6.      Арт-терапевтические методы:

пальчиковая живопись;

лепка из пластилина и солёного теста;

аппликация; музыкотерапия.

Организация образовательного пространства

Для эффективной работы необходимо создать развивающую среду, включающую:

       зоны для сенсорной стимуляции;

       уголки для исследовательской деятельности;

       материалы для творчества;

       безопасное пространство для двигательной активности;          визуальные подсказки и расписания.

Этапы работы

1.      Диагностический — выявление исходного уровня познавательной активности, интересов, возможностей ребёнка.

2.      Подготовительный — формирование предпосылок познавательной деятельности (внимание, восприятие, мотивация).

3.      Основной — целенаправленное развитие познавательной активности через систему занятий и игр.

4.      Закрепляющий — перенос полученных умений в повседневную жизнь, закрепление в разных ситуациях.

Критерии оценки эффективности

1.      Увеличение продолжительности сосредоточения внимания.

2.      Проявление инициативы в познавательной деятельности.

3.      Расширение круга интересов.

4.      Улучшение показателей восприятия и памяти.

5.      Повышение уровня самостоятельности при выполнении заданий.

6.      Положительная эмоциональная реакция на познавательную деятельность.

Взаимодействие со специалистами и родителями

Эффективность работы обеспечивается комплексным подходом:

       с педагогом-психологом — разработка индивидуальных программ, коррекция эмоционально-волевой сферы;

       с учителем-логопедом — развитие коммуникативных навыков, речевое сопровождение познавательной деятельности;

       с воспитателями — закрепление навыков в режимных моментах;

       с родителями — обучение приёмам стимуляции познавательной активности в домашних условиях.

Формы работы с родителями:

       индивидуальные консультации;

       мастер-классы;

       открытые занятия; памятки и рекомендации;                совместные проекты.

Заключение

Развитие познавательной активности у детей с ТМНР — длительный и трудоёмкий процесс, требующий:

       систематичности;

       терпения;

       профессиональной компетентности педагога;

       тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

При грамотно организованном сопровождении даже дети с самыми тяжёлыми нарушениями способны демонстрировать прогресс в познавательной сфере, что открывает перед ними новые возможности для социализации и адаптации в обществе.

Список литературы

1.      Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями здоровья. — М.: Просвещение, 2021.

2.      Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.

3.      Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2022.

4.      Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой умственной отсталостью. — М.: ТЦ Сфера, 2020.

5.      Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Академия, 2019.

6.      Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2023.

7.      Никольская О. С., Баенская Е. Р. Аутизм: особые формы поведения и пути помощи. — СПб.: Речь, 2021.

8.      Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2022.

9.      Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. — СПб.: Речь, 2020.

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — М., 2014.