Доклад учителя-дефектолога: «Развитие познавательной активности у детей с ТМНР»
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют особую категорию обучающихся, для которых характерны:
• выраженные нарушения интеллекта;
• сопутствующие двигательные расстройства;
• сенсорные нарушения;
• расстройства аутистического спектра; эмоционально-волевые нарушения.
Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов активизации познавательной сферы этих детей, поскольку именно познавательная активность лежит в основе их социальной адаптации и максимально возможной самореализации.
Понятие познавательной активности при ТМНР
Познавательная активность — это интегративное качество личности, выражающееся в:
• стремлении к получению новых знаний;
• проявлении интереса к окружающему миру;
• инициативности в познавательной деятельности; способности к поисковой деятельности.
У детей с ТМНР познавательная активность существенно ограничена вследствие:
• низкого уровня мотивации;
• быстрой истощаемости;
• недостаточности сенсорного опыта;
• нарушений внимания и памяти;
• ограниченности речевых возможностей.
Цель: создание условий для максимального развития познавательной сферы ребёнка с ТМНР в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Формирование и поддержание познавательного интереса.
2. Развитие сенсорно-перцептивных процессов.
3. Стимуляция поисковой деятельности.
4. Расширение кругозора и представлений об окружающем мире.
5. Развитие элементарных мыслительных операций.
6. Формирование коммуникативных навыков в процессе познания.
Принципы работы
1. Принцип индивидуального подхода - учёт структуры нарушения, актуального уровня развития и потенциальных возможностей каждого ребёнка.
2. Принцип доступности - подбор материала и методов в соответствии с реальными возможностями ребёнка.
3. Принцип наглядности - максимальное использование визуальных, тактильных, слуховых опор.
4. Принцип системности - регулярное и последовательное воздействие.
5. Принцип деятельностного подхода — включение ребёнка в активную практическую деятельность.
6. Принцип эмоционального комфорта — создание доброжелательной атмосферы, исключающей стресс.
Методы и приёмы развития познавательной активности
1. Сенсорные стимуляции:
тактильные дорожки;
световые и звуковые панели; ароматические коробочки; материалы разной фактуры.
2. Дидактические игры:
сортировка по цвету,
форме, размеру;
вкладыши и рамки-пазлы; игры с водой и песком; конструкторы с крупными элементами.
3. Экспериментально-исследовательская деятельность:
простые опыты с
водой, льдом, красками; наблюдение за природными явлениями; изучение свойств
различных материалов.
4. Использование современных технологий:
интерактивная доска;
сенсорные экраны; мультимедийные презентации; аудиовизуальные стимулы.
5. Метод проектов (адаптированный):
краткосрочные
тематические проекты («Времена года», «Мой дом»); коллективные творческие дела;
создание тематических альбомов.
6. Арт-терапевтические методы:
пальчиковая живопись;
лепка из пластилина и солёного теста;
аппликация; музыкотерапия.
Организация образовательного пространства
Для эффективной работы необходимо создать развивающую среду, включающую:
• зоны для сенсорной стимуляции;
• уголки для исследовательской деятельности;
• материалы для творчества;
• безопасное пространство для двигательной активности; визуальные подсказки и расписания.
Этапы работы
1. Диагностический — выявление исходного уровня познавательной активности, интересов, возможностей ребёнка.
2. Подготовительный — формирование предпосылок познавательной деятельности (внимание, восприятие, мотивация).
3. Основной — целенаправленное развитие познавательной активности через систему занятий и игр.
4. Закрепляющий — перенос полученных умений в повседневную жизнь, закрепление в разных ситуациях.
Критерии оценки эффективности
1. Увеличение продолжительности сосредоточения внимания.
2. Проявление инициативы в познавательной деятельности.
3. Расширение круга интересов.
4. Улучшение показателей восприятия и памяти.
5. Повышение уровня самостоятельности при выполнении заданий.
6. Положительная эмоциональная реакция на познавательную деятельность.
Взаимодействие со специалистами и родителями
Эффективность работы обеспечивается комплексным подходом:
• с педагогом-психологом — разработка индивидуальных программ, коррекция эмоционально-волевой сферы;
• с учителем-логопедом — развитие коммуникативных навыков, речевое сопровождение познавательной деятельности;
• с воспитателями — закрепление навыков в режимных моментах;
• с родителями — обучение приёмам стимуляции познавательной активности в домашних условиях.
Формы работы с родителями:
• индивидуальные консультации;
• мастер-классы;
• открытые занятия; памятки и рекомендации; совместные проекты.
Заключение
Развитие познавательной активности у детей с ТМНР — длительный и трудоёмкий процесс, требующий:
• систематичности;
• терпения;
• профессиональной компетентности педагога;
• тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
При грамотно организованном сопровождении даже дети с самыми тяжёлыми нарушениями способны демонстрировать прогресс в познавательной сфере, что открывает перед ними новые возможности для социализации и адаптации в обществе.
1. Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями здоровья. — М.: Просвещение, 2021.
2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2022.
4. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой умственной отсталостью. — М.: ТЦ Сфера, 2020.
5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Академия, 2019.
6. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2023.
7. Никольская О. С., Баенская Е. Р. Аутизм: особые формы поведения и пути помощи. — СПб.: Речь, 2021.
8. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2022.
9. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. — СПб.: Речь, 2020.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — М., 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.