«Трудности обучения татарскому языка в русскоязычной школе»
Одной из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении родным языком. Хорошее владение двумя (русским и татарским) языками как средством общения необходимо для интеллектуального и нравственного становления детей с раннего возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Ранний возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям раннего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную игрушку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали свой родной язык, на котором говорят их родители, близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в начальной школе – одна из самых сложных методических задач. Обучая детей татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому малой родины, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему, ознакомить с культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, все его духовное богатство. Для каждого народа родной язык – самое дорогое и святое богатство. Сохранить и передать это богатство своим детям – долг каждого. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста и руководствуясь ФГОС по образованию и воспитанию в начальной школе, мы – учителя, должны использовать активные формы работы с родителями, с целью ознакомления их с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии через консультации, мастер-классы, открытые уроки и т.д. Важно научить родителей помогать своему ребёнку в усвоении лексики татарского языка и закрепления речевого материала. Родители должны осознать всю значимость преподавания татарского языка: все люди должны понимать и разговаривать на своем родном языке.
Применение инновационных компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, словесно-логического мышления. Компьютер помогает повысить уровень заинтересованности детей в изучении татарского языка, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ребенка, так и учителя. Компьютер помогает организовать просмотр мультфильмов. При помощи компьютера закрепляем пройденный материал, используя слайды и компьютерные дидактические игры.
Игровые методики, смена видов деятельности, использование различных видов наглядности, помогают поддерживать у детей интерес к татарскому языку.
Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Этому способствует метод артикуляции.
Научить говорить на татарском языке – означает не только выучить слова и выражения, но и жить в другом культурном пространстве. Изучение родного языка подразумевает ознакомление с татарской культурой, праздниками и обычаями татарского народа, сказками, детскими играми и фольклором.
Роль педагога по обучению татарскому языку выступает в качестве основного средства создания языковой среды. В начале урока проводим пятиминутки «словарные диктанты» или чтение чистоговорок, скороговорок и т.д.
Добиться успеха в обучении детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно – ориентированного подхода к ребенку, проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды, использование инновационных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.