«Виды и формы работы с обучающимися по формированию духовно-нравственных качеств»
Целью духовно-нравственного воспитания является становление отношений ребенка к семье, обществу, Родине, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, терпимости, умения спокойно воспринимать чужое мнение, товарищества, взаимовыручки, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать данные качества не как внешние проявления, а как внутреннюю потребность, сделать или поступить в духовно-нравственном ключе, чтобы эти поступки находили отклик в его сердце и душе, приносили радость сделанных им дел, поступков, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, уважение, любовь, чтобы все эти качества были искренними и не поддельными.
Педагогический коллектив нашего учреждения способствует обогащению нравственного опыта обучащихся несколькими способами. Во-первых, духовно-нравственное воспитание ведется непосредственно в каждой группе, которое преподаватель планирует в начале каждого учебного года (План воспитательной работы в группе). Где прописываются все воспитательные мероприятия проводимые внутри группы. Во-вторых, в колледже проводятся различные мероприятия, нацеленные на духовно-нравственное и патриотическое воспитание с привлечением большого количества обучающихся. В-третьих, идет взаимодействие студентов колледжа и образовательных организаций (школ, гимназий, лицеев, библиотек, учреждений дополнительного образования) по данному направлению, что способствует актуализации собственной деятельности студентов по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Для формирования духовно-нравственных качеств на внеурочных занятиях, классных часах используются такие формы и виды деятельности, как игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы (дела), проблемные ситуации, сочинение детьми рассказов и стихов, чтение стихов различных авторов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий, участие к мероприятиях, проводимых в колледже, беседы на различные этические темы, рассказы и объяснения по проводимым праздникам духовно-нрвственной направленности.
Обязательным элементом таких форм и видов деятельности является обращение к личному опыту студентов и их размышлениям, моделированию ими жизненных ситуаций по обсуждаемой теме. Ведь только через опыт могут быть развиты личностные ценности затрагивающие сферу чувств, переживаний, эмоций, только «пропускание через себя» формирует у студентов жизненный морально-нравственный стержень. Который, подобно зерну, прорастет и принесет свои плоды.
Реализацию воспитательного потенциала занятий преподаватели осуществляют через отбор содержания материала, через структуру внеурочных занятий, организацию общения.
В педагогической деятельности преподаватели используют личностно-развивающие ситуации:
– проблемные – ведущие к поиску новых знаний для решения проблемы;
– прогностические – направленные на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивные – предполагающие проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочные – направленные на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитические – используемые для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивные – предполагающие возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций студенты изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Зачастую студенты даже не понимают, что с ними проводится такая работа. Студенты во внеурочное время, общаясь с преподавателем, рассказывают свои жизненные ситуации и преподаватель умело их ведет к истоку нравственности. Также стоит отметить, что для развития духовно-нравственного опыта очень важно общение студентов как между собой (со сверстниками), так и со взрослыми (педагогом, родителями, учителями, разными людьми) в тех создаваемых преподавателем условиях, принимая самостоятельное решение по тому или иному поступку, чтобы в дальнейшем в созданных самой жизнью ситуациях они могли поступить с учетом морально-нравственных и духовно-нравственных позиций.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие студентов, как будущих учителей, профессионалов своей деятельности, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения студентов в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.