ДОКЛАД
«Жанр миниатюры в обучении младших школьников
написанию сочинения»
Одной из приоритетных задач речевой работы является обучение младших школьников созданию высказываний.
Сопоставительный анализ современных программ и учебников русского языка обнаруживает следующее: в начальной школе ведется работа в основном с текстами повествовательного типа, текстам описательного типа уделяется недостаточно, написание же миниатюр вовсе не предусмотрено. Между тем этот жанр представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи учащихся, так как имеет малый объем, характеризуется образностью языка.
Сочинение-миниатюра – это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7-10 минут, чаще всего в конце урока. Они проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках русского языка. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.
Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей, во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка.
Умение создавать текст описательного типа в жанре миниатюры будет идти успешно, если будут соблюдены следующие условия:
· Повторение и систематизация представлений детей о тексте, его признаках и построении;
· Практическое знакомство с типами текста;
· Проводится повторение известных жанров текста, в том числе миниатюры;
· Значительная часть работы посвящена развитию словаря и эмоциональной сферы младших школьников;
· Написание текста описательного типа в жанре миниатюры (этюда).
Подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание.
На уроках нередко используется аналитическая работа с текстами-образцами. Виды работ с текстами-образцами таковы:
1. Восстановление деформированного текста; ( 1-ый фрагмент урока, слайды)
- Прочитайте запись.
На экране появляется запись: 1. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы. 2. Капля росы называется росинкой. 3. Они осаждаются из влажного воздуха на охлажденные поверхности растений, почвы, предметов. 4. Роса – это водяные капли.
- Что вы прочитали? ( Предложения)
- Можно ли эти предложения назвать текстом? ( Нет, это не текст).
- Почему эти предложения нельзя назвать текстом? ( Порядок предложений нарушен.)
- Какие признаки текста можно обнаружить в этой записи? ( Эти несколько предложений объединены общей темой.)
- Что надо сделать, чтобы получился связный текст? (Изменить последовательность предложений.)
- Измените последовательность предложений так, чтобы получился текст. Для этого еще раз внимательно прочитайте все предложения.
2. Определение типа текста с опорой на существенные признаки;
3. Озаглавливание текстов; ( 2-ой фрагмент урока, слайд)
- Прочитайте текст, записанный на доске.
На экране запись:
Сорока – красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные как уголь. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица – сорока!
- Это текст-описание, текст-повествование или текст-рассуждение? (Это описание.)
- Почему вы так считаете? ( В тексте описан внешний вид сороки.)
Из заголовков, записанных на доске, выберите подходящий:
«Что натворила сорока?», «Нарядная птица».
- Какой заголовок вы выбрали? ( «Нарядная птица».)
- Почему вы выбрали именно этот заголовок? ( В тексте описана красивая внешность сороки. Значит заголовок «Нарядная птица» подходит.)
- Почему не подходит другой заголовок? ( В тексте не идёт речь о проказах сороки.)
- Найдите и прочитайте главные признаки описания сороки. ( Белые перышки, длинный хвост, черная, как уголь.)
- Какой хвост? ( Длинный, как стрела.)
- Что называют эти слова? ( Признаки описываемого предмета.)
- Как автор относится к птице? ( С восхищением.)
- Объясните, почему вы так думаете? ( В тексте есть восклицательное предложение, значит, у автора возникло сильное чувство при разглядывании сороки.)
4. Составление плана к тексту;
Чтобы научить школьников обобщать свои наблюдения и выделять в них существенное, нужно предлагать на первых порах все рассказы составлять по определённому плану, например: (слайд)
О животных.
1. Внешний вид.
2. Повадки.
3. Полезное или вредное животное.
4. Моё отношение.
О погоде.
1. Какой сегодня день?
2. Небо.
3. Солнце.
4. Ветер.
5. Деревья.
6. Животное.
7. Моё отношение.
5. Составление опорной таблицы-схемы строения текста-описания;
6. Наблюдение за языковыми средствами в готовом тексте;
При написании сочинения-миниатюры очень важен этап подготовительной работы. Именно на этом этапе мы учим выбирать разнообразные средства языка в соответствии с условиями общения, развиваем интуицию и «чувство языка». При анализе текстов-образцов акцент делается на эмоциональность и образность языка, выразительность текста.
(3-ий фрагмент урока)
- Сегодня утром по дороге в школу мы обсуждали, какой сегодня удивительный день. Нам так хотелось запечатлеть картины природы, но не было фотоаппарата. Какими другими средствами можно передать картины природы, свое отношение к ней? ( Звуками музыки.)
- Послушайте музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года» и представьте себе картины, которые композитор нарисовал звуками музыки. (Звучит фонограмма).
- Какое настроение у вас возникло,когда вы слушали музыку? (Радостное.)
- Картины какого времени года рисует композитор звуками музыки? (Весны.)
- Нравится ли вам это время года и чем? (Природа пробуждается, радуется новой жизни.)
- Какие чудесные превращения происходят весной в природе?
( Появляются первые цветы, снег превращается в воду.)
- Какими еще средствами можно описать картины природы?
( Словами)
- Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева и постарайтесь запомнить, какими словами писатель рисует весну:
Ещё в полях белеет снег;
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас вызвала вперёд…»
- Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение?
- Как названы весенние ручейки в стихотворении? ( Гонцы.)
- Подберите к слову гонцы слова, близкие по значению. ( (Вестники и др.)
- Почему автор называет ручейки именно «гонцами»? ( Они несут известие).
- Какими словами описаны действия ручейков? (Бегут, будят, блещут, гласят).
- Как называется этот прием? (Олицетворение).
- Этот прием часто используется в стихотворениях о природе. Как вы думаете, для чего автор сравнивает явления неживой природы с живыми предметами?
- Послушайте еще одно стихотворение и обратите внимание на слова, которыми поэт О.Высоцкая описывает ручьи.
Он с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и журчит….
- Назовите слова, которыми автор описывает внешний вид ручейков. (Лучистый, серебристый).
- Какими словами описываются действия весеннего ручейка? (Сверкает, журчит).
- Почему ручей назван разговорчивым?( Он журчит, издает звуки, будто говорит.)
- Кто видел, помнит весенние ручейки? Какие чувства вызывает весенний ручеек? ( Радостные).
- Почему? (Он весёлый, будто живой.)
- Какими словами мы можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Озорное, удивлённое, приподнятое.)
- Какими словами вы сами могли бы описать весенний ручеёк? (Он торопливый.)
- Напомним слова, которыми можно описать ручеёк. Запишем на доске слева: лучистый, серебристый, весенний, бежит, журчит, гонцы молодой весны, вестники, разговорчивый и др. А справа запишем слова, называющие чувства, которые вызывает ручеёк: приятно и радостно смотреть, весёлый ручеёк.
7. Определение жанра текста-образца (4-й фрагмент урока).
- Прочитайте текст. Слайд.
День сегодня удивительный! Небо низкое. Земля как белое покрывало. Её укрыл снег. Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо укрыло весь мир! День сказочный, настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка.
- Что это за текст? (Миниатюра, зарисовка.)
- Почему вы так решили? (Этот текст небольшой. В нём передано отношение к зимнему дню. В тексте много прилагательных, есть сравнения.)
- О чём говорится в тексте? (О зимнем дне,)
- Найдите и прочитайте прилагательные, которые помогают описать этот день. (Удивительный, сказочный)
- Что сказано о небе? (Небо низкое)
- Как сказано о земле? (Земля как белое покрывало.)
- Что сказано о снеге? (Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо.)
- Как в тексте говорится о настроении, которое возникает в этот зимний день? (Настроение праздничное, радостное.)
- Чего не хватает в тексте? (Заголовка.)
- Как можно озаглавить? («Удивительный день».)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.