Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа п. Спутник Можайского района Московской области
ДОКЛАД
На тему: «Нравственное воспитание младших школьников»
( из опыта работы)
Подготовила: Мельникова М. В.
2017 год
Нравственное воспитание младших школьников.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Все эти годы я занимаюсь проблемой «Воспитание и развитие нравственных чувств».
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Я считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания я стараюсь организовать учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Я провожу ряд открытых уроков в нетрадиционной форме по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, делюсь опытом с коллегами. Ученики моего класса участвуют в конкурсах по математике «Кенгуру», по русскому языку «Русский медвежонок», по окружающему миру "ЧиП", во всероссийских эвристических дистанционных олимпиадах, занимая призовые места.
Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.
Именно поэтому я продолжаю уделять особое внимание и внеклассной работе, особенно проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Страна Знаний рада всех принять», «Осень в гости к нам пришла!», «С днём рождения, школа!», «Что такое счастье?», «Мамин праздник», «Красота весны», «Ну, погоди!», «Новогодние телеприключения Снегурочки», «Лесная нечисть на новогоднем празднике», «Деревенские посиделки», «День Победы», «Фабрика звёзд», и другие, а так же игры: «Дружба с первого взгляда», «Поле Чудес», «Брейн—ринг», «Пирамида», «Что? Где? Когда?», КВН «Дом друзей», КВН «Девчонки и мальчишки» и др..
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ученике желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из задач моей работы.
Также я участвую в разработке, подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Школа — наш дом», «День 8 Марта», «России верные сыны», «День Победы». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеучебной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов.
Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат, на лучшего чтеца: «Стихи о школе», «Весёлые стихи», «Басни», в конкурсах на лучшее сочинение: «Школа — наш дом», «Моя школа в будущем», «Мой самый лучший друг», в конкурсах инсценированной песни, получая призовые места.
Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.