Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"
Оценка 4.7

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
классное руководство
Взрослым
11.07.2019
Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"
Данная работа разработана с целью педагогической эффективности методов для организации внимания на уроках у младших школьников. Каждый педагог сталкивается с тем, как трудно поддерживать внимание у детей на протяжение всего урока, особенно у младших школьников. Эта работа поможет детально рассмотреть все аспекты проблемы и пути её решения.
пути привлечения внимания у младших школьников на уроках..docx
Доклад « Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках» Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Внимание школьников на уроках….…….…….……………………….4  1.1.Понятие внимания, его общая характеристика Внимание как  познавательный процесс человека……………...….….…………………………6 1.2. Особенности внимания у младших школьников…………………………...9 Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках………………………………………………………...……..9 2.1. Задачи педагога в образовательной деятельности………….…………….10 2.2. Приёмы, используемые педагогом для привлечения внимания у младших  школьников на уроках…………………………………………………………10 2.2.1.При объяснении нового материала……………………………………….14 2.2.2.При повторении пройденного материала………………………………...15 2.3. Использование наглядности как способ организации внимания ………………………………………………………………………15  2.4.Использование ТСО на уроках как способ организации внимания……………………………………………………………………….16 3.Заключение……………………………………………………………………18 4. Литература……………………………………………………………………20 5.Приложение……………………………………………………………………22 ВВЕДЕНИЕ  Любому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать  "внимание" в течение более или менее продолжительного времени. Внимание играет огромную роль в обучении. Ведь, чтобы получить хорошие  знания, уметь владеть ими, применять, нужно много упорства,  сосредоточенности. Но существует множество факторов, которые мешают  обучению, их, следует преодолевать и находить выход из сложившихся  ситуаций. Состояние внимания учащихся на уроке ­ важнейшее условие  продуктивности их познавательной деятельности. Поэтому педагог должен  хорошо знать особенности внимания учащихся, его характеристики, условия  возникновения и изменения. Это позволит ему выбрать необходимый режим  управления вниманием во время урока. Ведь умение привлечь внимание учащихся во время урока, а также  поддерживать его на протяжении занятия, переключать с одного на другое  одна из важнейших особенностей профессии учителя. Особенно значимым является управление вниманием на уроках в  младшей школе потому, что младшим школьникам в силу своего возраста,  нового статусного положения, осуществления учебной деятельности,  необходимо повышать собственную саморегуляцию, что в конечном итоге  обеспечивает успешность их жизни в целом. Надо сказать, что проблема внимания учащихся на уроке, так или иначе, затрагивалась многими авторами.  П. Я. Гальперин в соавторстве с  С.Л. Кабыльницкой [5] приводит  методику формирования внимания учащихся на основании своей теории  поэтапного формирования умственных действий.  Л. С. Выготский [4]  рассматривает внимание в контексте своей культурно­исторической теории,  указывая на важное место взрослого в развитии его произвольности  у детей. В   большинстве   случаев   эта   информация   излагается   на   страницах учебников, учебных и методических пособий. Например, широко известны в этом смысле труды С.Л.Рубинштейна [16], Л.Д.   Столяренко   [17],   Р.С.   Немова   [14],   в   которых   даются   подробные характеристики внимания, приводятся основные требования к его управлению и развитию.  Показательно в этом отношении учебное пособие под авторством Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, С.А. Игумнова [11], где достаточно подробно проанализированы и изложены вопросы развития и формирования внимания детей   старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста,   описаны основные   методы   управления   и   поддержания   внимания   детей   в   учебной деятельности. «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что  только входит в душу человека из внешнего мира»’. К.Д. Ушинский Глава I. Внимание школьников на уроках 1.1.Понятие внимания, его общая характеристика. Внимание как  познавательный процесс человека Внимание   —   избирательная   направленность   на   тот   или   иной   объект, сосредоточение на нем. Это некая деятельность организма, упорядочивающая поток   информации   от   внешних   и   внутренних   источников,   вычленяющая наиболее важную часть информации из этого потока. Однако внимание – не только внутренняя способность. Внимание чаще всего   начинается   с   двигательного   компонента.   Так,   если   мы   собираемся внимательно разглядывать что­нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаем   известное   положение   голове,   нужным   образом   приспособляем   и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. Смысл и назначение   этих   движений   всегда   сводятся   к   тому,   чтобы   поставить   в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела. Другая, не менее важная половина заключается   в   прекращении   всех   прочих,   не   связанных   с   предстоящей деятельностью движений и реакций. Такие   движения   вызывают   определенные   мышечные   зажимы, физиологическое напряжение, которое накопившись приводит к утомлению и как   следствие   –   изменение   концентрации   внимания   и   отвлекаемость. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:  1)   поведенческом   –   снижение   производительности   труда,   уменьшение скорости и точности работы; 2)   физиологическом   –   затруднение   выработки   условных   связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; 3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально­мотивационной сфере. Наиболее   уязвимыми   моментами   для   возникновения   утомления   и переутомления   организма   являются   следующие   периоды:   адаптация   к учебным   нагрузкам   (начало   учебного   года,   четверти);   окончание   четверти, учебного   года   и   недели.   Кроме   того,   утомление   возникает   ежедневно,   к третьему   или   четвертому   уроку,   c   начала   проявляется   слабо,   а   затем усиливается к концу учебного дня. Для   того,   чтобы   избежать   подобного,   следует   учитывать   возрастные особенности детей. Дети младшего возраста сами сменят позу и отвлекутся. Дети   более   старшего   возраста   волевым   усилием   могут   продолжать удерживать внимание, но эффективность будет ниже. Следует   соблюдать   ритмическую   структуру   занятия   с   чередованием различных видов деятельности, чтобы напряжения в мышечных системах в течение урока переключалось на различные области. Возможно   применение   специальных   упражнений.   Смысл   их   всех   лежит   в кратковременном,   но   сильном   по   интенсивности   напряжении­расслаблении всех   или   отдельных   групп   мышц.   Для   детей   эти   упражнения   можно разнообразить зрительными и фантазийными элементами. Упражнения на все тело – «космонавты», на шейный отдел – «жираф», на руки – «игры с песком», дыхательная гимнастика – «воздушный шарик» и т.д. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: Основными свойствами внимания являются:  Концентрация внимания  Устойчивость внимания Распределение внимания  Переключение внимания   Объём Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание вызвано яркостью, новизной, необычностью.  Ребёнку интересно – просмотр мультфильма, чтение любимой книги,  рисование… Это низкий уровень внимания, вызванный раздражителями. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с  процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно  осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Итак, произвольное внимание – не данное природой качество, его необходимо  развивать. Но как? Программа начальных классов сегодня настолько сложна и объёмна, что ребёнку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не  сосредотачивается на работе, рассеян очень трудно держаться на одном  уровне с остальным классом. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и  эффективного самоконтроля детей, что возможно только при формировании  достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у  дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие  произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной  деятельности школьника, а, следовательно, и задачей  первостепенной важности для учителя. 1.2. Особенности внимания у младших школьников В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика  привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают  учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий,  явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Если учитель  постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания  младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно  формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация  действий ребенка с использованием образца и также таких действий,  которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя  контролировать. В качестве таких действий может выступать специально организованная  проверка сделанных им или другими детьми ошибок или применение  специальных внешних средств при фонетическом анализе. Так постепенно  младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной  целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим.  Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также еще очень несовершенны на первом году обучения. Вместе с развитием произвольного внимания также развивается и  непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней  привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка,  возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности,  когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют  направленность его внимания. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,  менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко  неумение распределить внимание проявляется во время написания слов,  текстов, диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила,  применять их и писать. Но уже ко II классу у детей наблюдаются заметные  сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует  учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они  учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за  выполнением нескольких действий. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших  школьников, учителю следует помнить, что в I и II классах устойчивость  внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при  выполнении умственных. Вот почему методисты рекомендуют чередовать  умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков, чертежей. Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них еще  не сформированы учебные  умения и навыки,   что  мешает им быстро перейти от одного вида учебных  занятий к другому, однако совершенствование деятельности учения уже ко II  классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного  этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. Недостаточно  развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго  удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.  Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.  Итак, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной  деятельностью и развитием их личности. Развитие непроизвольного и произвольного внимания. У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито  непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети  могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить  внимание на  несущественные только потому, что они привлекают внимание.  Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности  относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники  и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на  работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко  отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять  темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.  Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в  течение всего урока. Слабость произвольного внимания ­ одна из основных причин школьных  трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.  Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна.  Дети 7 — 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 —15 минут. Экспериментально доказано, что  младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8  упражнений, даже если на это планировать 8 – 10 минут. Уже на пятом  упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с  особенностями данного периода развития психики, школьники младших  классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и  представлениях. Из­за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и  малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но  требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости  включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять  формы деятельности. Таким образом главной особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на  любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках. 2.1 Задачи педагога в образовательной деятельности. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания,  поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно  формировать этот вид внимания у детей. Необходимо, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене  впечатлений, приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на  все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению  внимания на одном каком­нибудь деле. Педагог, вызывая ту или иную  эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После  нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже  привычным. Таков путь создания произвольного внимания. Педагог должен основываться на какой­нибудь потребности ребенка, усилить  её, иногда искусственным путем ­ путем подавления других потребностей, а  затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы  потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим  интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту,  воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями,  влечениями и интересами ребенка. Интересным будет то, что связано с  влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет  новизну, переход от одного к другому, деятельность, творчество ­ все это  поддерживает внимание. Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в  нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, ­ словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности. 2.2. Приемы используемые педагогом для привлечения внимания у  младших школьников на уроках Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а  тем самым и в воспитании их внимательности как свойство личности имеет  правильная организация учебного процесса. Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет  запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу:  Использование на уроках ТСО и мультимедиа;  Переключение видов деятельности  Сочетание групповых, коллективных и индивидуальных форм работы  Сочетание различных методов обучения (словесные + наглядные);  Использование проблемных ситуаций  Использование нестандартных форм работы и нестандартных уроков  (уроки­игры, уроки­викторины и .д.)  Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя,  вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для  воспитания внимания в первые недели школьных занятий служит чтение  учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные  наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается  большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей,  учителю легче будет вести с ними занятия. Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая  организация урока. Для этого учитель должен добросовестно подготовиться к нему, продумать план занятий, бюджет времени и т.п. Надо, чтобы все  необходимые для занятия предметы были на месте и в порядке. Ничто так не  демобилизует внимание школьников, как беспорядочная суета в начале урока, когда разыскивают недостающие пособия, посылают детей за мелом, за  забытым классным журналом.  В начале урока полезно сообщить его цель, чтобы ученики занимали свою  задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания  служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями, забыть о  том, что не имеет отношения к предстоящему делу. Именно в начале работы  полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это ранее  мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы  следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание. [5, с. 254]  Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют  содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру  эмоциональный рассказ учителя, привлечение конкретных примеров и фактов, показ иллюстраций, применение наглядных пособий. Наглядность очень  нужна в начальных классах школы. Однако злоупотреблять ею не следует.  Надо стремиться к тому, чтобы ребенок был внимателен не только тогда,  когда перед его глазами предметы и пособия. Важно, чтобы он умел   сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях; Не всегда, например,  надо учить счету на раздаточном материале, который все время на виду у  детей. Полезно применять приемы, подобные следующему. Учитель берет  кубики и говорит: «Дети, кладу 5 кубиков на стол под лист бумаги. Теперь  прибавляю еще 4 кубика. Сколько кубиков стало под бумагой?» Состояние внимания учащихся определяется особенностями преподавания,  зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое,  эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, ­ важная форма  управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке. [20, с. 185]  Определенное значение имеет и поддержание оптимального темпа урока.  Темп проведения урока зависит от содержания материала, трудности или  легкости его усвоения, возраста учащихся. Четкая организация начала урока,  подготовленность класса и учащихся к уроку, в частности организации их  рабочих мест, также способствуют установлению внимания.  Урок представляет собой основную форму организации учебно­ воспитательного процесса. На каждом уроке учитель стремится  совершенствовать личность ученика, давать такие знания, которые помогут  ему в дальнейшем не только в плане обучения, но и жизни, развить творческие способности, задатки каждого ученика. Учитель сам должен проникнуться в  содержание своих слов, в смысл выполнения тех или иных заданий. Необходимо уметь распределять внимание между материалом, который  рассказывает учитель и наблюдением за учениками. Вначале, конечно, у  любого учителя будут возникать трудности в работе с детьми, с правильным  распределением материала. Сложно добиться такого результата чтобы,  каждый ученик внимательно слушал, воспринимал, осмысливал и понимал  необходимую информацию. Но с опытом это входит в привычку, и тогда  затрачивается меньше усилий для контроля над своим сознанием,  преподаватель проще относится к эмоциональной нагрузке, но это не говорит  о его снижении ответственности, а совсем, наоборот, о наработанности и  профессионализме. Иногда просто сами учителя не могут правильно построить план урока, он  становится скучным, однообразным и неинтересным детям. Они начинают  отвлекаться, находить более интересное занятие. В этом случае,  преподавателю следует более рационально составлять план урока,  переключать внимание и деятельность учащихся на более интересные задания. Это может быть выступления учеников по заранее заданным темам,  проведение самостоятельных работ по пройденному материалу или же  выполнения упражнений. Преподаватель должен наблюдать за каждым учеником, не оставлять кого­ либо в стороне, не заинтересованным в деле, помогать при выполнении  заданий, объяснять все четко и доступно. Если каждый будет работать на  уроке, занят нужным делом, тогда будет существовать дисциплина в классах. Учитель в своей работе для привлечения внимания часто применяет  разнообразные приемы и средства: словесные указания, жесты, мимика,  интонация. И так, для управления вниманием учеников следует… ­ контролировать каждого ученика и его заинтересованность учащихся класса  в целом; ­ не допускать возникновение ситуаций, когда снижается внимание учащихся; ­ стараться поддерживать внимание; ­ формировать внимание учеников. Для того чтобы анализировать внимание ученика, существуют поведенческие  критерии. На уроках могут возникнуть явления, которые следует  предотвращать. Это и шум в классе, и постоянные разговоры, и вечные  просьбы выйти. Поддержание непроизвольного внимания возникает в силу свойств самого слушающего, и зависит от особенностей выступающего. 2.2.1. Существует следующее деление приемов активизации внимания на  уроке, используемых при объяснении нового материала. 1. Связанные с характером раздражителя. Раздражитель должен быть  достаточно сильным, чтобы привлечь внимание, обладать определённой  новизной, необычностью.  Надо при этом учитывать, что для привлечения  внимания имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная сила  раздражителя. Если в классе тихо, то и спокойная, ровная речь учителя  привлекает внимание. Можно вызвать внимание не только усилением, но и  ослаблением громкости речи. 2. Обусловленные интересами школьников: они внимательней слушают и  больше понимают ту информацию, которая их привлекает. Интерес могут  вызвать содержание излагаемого материала, методы работы с ним,  использование технических средств и т.д. При заинтересованности возникают  положительные эмоции, энтузиазм, желание воспринимать учебный  материала, выполнять учебные действия, эмоционально реагировать,  восхищаться, наслаждаться, сопереживать. 3. Обусловленные организацией деятельности. Существует зависимость  внимания человека от того, как организована его деятельность. Человек более внимателен, если ему ясна цель деятельности и понятны шаги на пути к этой  цели, если он чётко представляет, что уже готов сделать, а чему ещё надо  будет научиться. Используя эту особенность, учитель активизирует волевые  усилия учащихся для концентрации внимания на цели, способе, средстве. 2.2.2.Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся  при повторении пройденного материала. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им  ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение ­ тяжёлая и неприятная  работа. Задача учителя ­ сделать повторение интересным и полезным на  уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации,  заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую  систему, чтобы они хорошо запоминались. Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы ­  важнейшее условие поддержания внимания учащихся любых классов. Как было отмечено выше, существуют психологические проблемы  организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро  устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом  этапе урока нужны наглядные средства.  при обучении младших школьников содержит в себе  всевозможные предметы, изображения и схемы. Различается наглядность предметная и образная. При обучении педагоги комбинируют различные виды наглядности. При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать  и возрастные, и индивидуальны особенности учащихся. Наглядность соответствует особенностям мышления детей,  способствует лучшей организации внимания младших школьников на уроках. Таким образом, использование наглядных пособий ­ рисунков, картин,  схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в  учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о  чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные  эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют  важную роль в развитии творческих способностей детей Самые пассивные и вялые дети оживляются, обнаруживают умственную  активность, когда учитель приносит на урок, например естествознания,  «настоящие» образцы неживой природы, или во время экскурсий,  позволяющих детям наблюдать предметы и явления действительности.  2.4.Использование технических средств для развития внимания у  младших школьников на уроках. Применение технических средств обучения приводит к повышению  качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают  интерес к учебному материалу. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и  помогают учителю решать следующие задачи: дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом  явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества  обучения; повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать  доступными для учащихся такой материал, который при обычных способах  изложения недоступен или малодоступен. Пятиминутный фильм может  сделать доступным для учащихся объективно сложенный учебный материал; повысить темп изложения материала; удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность  учащихся; облегчить труд учителя и учащихся.  Применение на уроке аудиовизуальных средств обучения ­ это не  только использование ещё одного источника информации. По сравнению с  другими средствами наглядности аудиовизуальные пособия, несомненно,  вызывают более разнообразные психические процессы, а также  предполагают значительную перестройку психической деятельности,  учащихся, и, прежде всего, таких её сторон, как внимание и память. Применение аудиовизуальных средств обучения направлено, прежде  всего, на развитие непроизвольного внимания, в то время как использование  видео и кинофильмов связано с необходимостью включения у учащихся  произвольного внимания. Таким образом, использование технических средств на уроках  позволяет управлять вниманием учеников. Многие педагоги и методисты  справедливо рассматривают видео и кинофильмы как усилитель  человеческого внимания. Понятно, что лучше усваивается тот учебный материал, который  оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, которое оказывает  просмотр кинофильма или прослушивание записей. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в  процессе обучения. Использование компьютерных программ повышает  познавательную активность и мотивацию учащихся. Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, их внимание  рассеивается, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на  уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать  зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др. Небольшой отдых (2­3 минуты), физкультминутка на уроке полезно  действуют на восстановление внимания детей.  Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу  детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам,  выполняли самостоятельно, чередуя умственную и практическую  деятельность. Итак, в данной работе изучались и анализировались психологические  Заключение вопросы организации внимания младших школьников на уроках. Проведённый анализ психологической и педагогической литературы  позволил выяснить психологические особенности внимания, а также  наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен  опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои  этапы развития. Особое значение для развития произвольного внимания  имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к  дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать  свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного  внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок  не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него  по­прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные  учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание  ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного  материала. Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в  основном наглядно­образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание  ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и  умением распределять его между разными видами действий. Поэтому  учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои  действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например, читая  заданный текст, школьник обязан следить за поведением других учеников. В  случае ошибки он замечает отрицательные реакции товарищей и стремится  сам исправить ее. Некоторые дети бывают рассеянными в классе именно  потому, что не умеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом,  они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы дети приучались к одновременному контролю за  несколькими действиями (вначале, конечно, относительно простыми),  подготавливаясь к общей фронтальной работе класса. Таким образом, произвольность внимания, умение преднамеренно  направлять его на ту или иную задачу ­ важное приобретение младшего  школьного возраста. В данной работе определены основные методы и способы по  организации и развитию внимания. Исходя из вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы: 1.Преподаватель должен учитывать возрастные особенности  развития внимания у младших школьников: переключаемость  внимания, произвольное и непроизвольное внимание; 2.В проведении урока преподавателем должен быть задан  оптимальный темп: учёт сложности задания, наличие знаний,  навыков; 3.Преподаватель на уроках должен использовать различные  методы: нагладные, игровые, использование технических средств  и других способов организации и развития внимания; 4.Преподаватель должен знать индивидуальные особенности своих  учеников и учитывать их. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку ­ задача каждого  педагога. Развитие и изобретательных и творческих способностей ученика  многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для  раскрытия личности учащегося. Список литературы 1.Божович, Л.И. Возрастной подход в работе школы. ­ М., 2000. 2.Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы  психологии. – 2000 ­ № 5 – с. 127 – 131. 3.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. ­ М., 2002. 4.Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского, ­ М., 1999. 5.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B. C. Мухина, А.А. Хвостов, ­ М., 2001. 6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника. ­ М., 2000. 7.Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания. ­ М., 2000. 8.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. ­ М., 1999. 9.Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. ­ М., 1999. 10.Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология. ­ М., 2003. 11.Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие  проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2­е, перераб. и исправл.­ М.: Тривола,  1999. – 336 с. 12.Деятельность и внимание / Под ред. А.Н. Леонтьева, ­ М., 1998. 13.Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника. ­ М., 2007. 14.Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред.М.И. Тарасовой, ­ СПб, 2006. 15.Климов, Е.А. Психология. ­ М., 2002. 16.Лозинский,Д.И. Наглядность при обучении устной речи, ­ М.,2000. 17.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. Т.1 ­ М., 1983. 18.Мухина, B. C. Возрастная психология. ­ М., 2007. 19.Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. ­ 4­е изд. ­ М., 2003. 20.Павлова, С.А., Трофимова, Р.Я. Информационно­технические средства обучения в начальной школе // Начальная школа. ­ 2000. ­ №4. 21.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, ­ М., 2002. 22.Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, ­ М., 2002. 23.Рубинштейн, С.Л. Внимание и его воспитание. ­ М., 2001. 24.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. ­ СПб., 2004. 25.Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология ­ М., 2008. 26.Фридман ,Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. ­ М., 2004. 27.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. ­ М., 1999. 28.Яриков, В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной  школе / Сост. О.В. Рыбякова. ­ Ростов н/Д., 2009. Приложение Примеры упражнений на развитие внимания: 1. Упражнение «Летает – не летает»  Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.  Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если  предмет летает ­ дети поднимают руки. Если не летает ­ руки у детей  опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки  непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо  своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий  предмет.  2. Упражнение «Мой день Рождения»  Упражнение развить память, способность к длительной концентрации  внимания.  Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои  имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня  Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и  дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих  и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом,  должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.  3. Упражнение «Ладошки»  Упражнение на развитие устойчивости внимания.  Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь  на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е.  пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной  тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент  выбывают из игры.  4. Упражнение «Съедобное – несъедобное»  Упражнение на развитие переключения внимания.  Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы  (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если  нет ­ отбрасывается.  5.Упражнение.  В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще ­ существительные, но  могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как  можно быстрее и без ошибок. Пример задания: ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ  БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ 6.Упражнение На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить  детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"

Доклад " Пути привлечения внимания у младших школьников на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2019