Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"
Оценка 4.6

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +2
1 кл—4 кл
10.06.2017
Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
доклад шмо.docx
Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения В современных условиях каждый учитель должен работать творчески. Это  значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и  необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть  специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка,  литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном  лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир,  труд и другие предметы. Урок­это основная организационная форма обучения в школе. Он является  педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы,  методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое  правильное решение и воплощаются в жизнь. Говоря об организации процесса  обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно­ познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят  изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными  Особую  актуальность эта проблема приобретает в 1­4 классах. Учеба ­ труд, и труд не  легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий  учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.              В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям  деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков  повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию  стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению  программного материала. Я считаю, что нестандартные формы уроков  повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Основные задачи  каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: ­общекультурное развитие;                         ­ личностное развитие;                         ­ развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов  учащихся;                          ­ формирование умения учиться;                           ­ развитие коммуникативной компетентности. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее  нетрадиционную  структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по­ прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными  особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная  форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые  моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при  подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы  коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на  нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.  Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку,  нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и  физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя. Признаки нетрадиционного урока  Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.  Используется внепрограммный материал, организуется коллективная  деятельность в сочетании с индивидуальной работой.  Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление  кабинета.  Выполняются творческие задания.  Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на  уроке и после его проведения.  Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки  урока.  Планируется урок заранее.  Определять чётко три дидактические задачи. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков  типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю  наиболее  распространенные типы нестандартных уроков: 1. Уроки “погружения” 2. Уроки­деловые игры 3. Уроки ­ пресс­конференции 4. Уроки­соревнования 5. Уроки типа КВН 6. Театрализованные уроки 7. Уроки творчества 8. Уроки­аукционы 9. Уроки­зачеты 10. Уроки ­ творческие отсчеты 11.  Уроки­конкурсы 12. Бинарные уроки 13. Уроки­обобщения 14.Уроки­концерты   15. Уроки “Следствие ведут знатоки” 16. Уроки ­ ролевые игры 17. Уроки­конференции 18. Интегрированные уроки  19Уроки­экскурсии 20. Уроки­игры “Поле чудес”. И т.д  Учителя начальной школы  постоянно ищут  способы оживления урока,  стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший  школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое  внимание, преобладание наглядно­образного мышления, повышенную  двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие  познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание  детей, необходима организация активной и интересной мыслительной  деятельности. И главную роль в этом играют  уроки и использованием  нетрадиционных приёмов и методов обучения. Разумеется, речь идёт не от   отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания  детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности  нестандартных, оригинальных приемов и методов. активизирующих всех  учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих  быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом,  конечно, возраста и способностей школьников. Нетрадиционные формы урока  реализуются, как правило, после изучения какой­либо темы или несколько тем,  выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной,  нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки  целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении  итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий  в традиционных условиях из­за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные  формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса,  а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно  суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков  и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая  атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается  минимальное участи уроке учителя. К таким урокам нужно тщательно  готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль  и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический  материал. Приведу конкретные примеры. ­ Урок­путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия.  Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока  может быть  подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети  выбирают транспорт, снаряжение, одежду — все, что необходимо для  путешествия. Урок можно построить  в виде практических исследований,  работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед   об объектах  природы «встречающихся» на остановках во время путешествия.  ­ Урок сказка. Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1–2 классах при  обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето, Осень, Зима Весна ".  Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои  (Зимушка­зима, Старик­годовик, Учёный­эколог, любой зверёк или птица)  и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга). В сказке должна быть  завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например: в зимнем саду  слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном  костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба  добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки,  преодоление трудностей. Во время этого урока дети незаметно для себя  отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый  дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок­сказка развязкой,  победой добра над злом .Подводя итог урока  учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.  Урок КВН. Урок данного вида проводится в форме соревнований между  командами.  Этапами урока являются задания для команд: разминка,  практическое задание,  поединок капитанов, физкультминутки, каждая команда  в начале урока выбирает название капитана команды. Вопросы и задания по  содержанию носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по  форме может быть занимательными, шуточными, игровыми. Урок викторина. Урок похож на урок КВН,  разница только в том, что  учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок — викторина  и урок — КВН проводятся с целью повторения учебного материала.  Урок игра. Названный вид урока, может быть проведён в форме игр, «Что, Где,  Когда», «Поле чудес», «Крестики­нолики» . Учебная задача данных уроков —  обобщение систематизации учащихся.   Урок­экспедиция. Класс снаряжает экспедицию, например,в Гренландию.   Обучающимся заранее дается список литературы, где можно узнать историю  острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить  экспедиция. Затем «штурман» прокладывает курс кораблю. Доказывает, с какой  стороны, и почему удобнее подплыть к острову. «Биолог» экспедиции  подбирает материал о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном  населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан,  и конечно, географы.   Урок — экскурсия. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи  между разными странами и народами, знакомство с русской национальной  культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик  должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности  русской культуры и т. д. Особенностью урока­экскурсии является то, что  процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на  природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и  явлений .  Видеоурок. Использование видеофильма помогает также развитию различных  сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания  и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной  познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик  становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма,  школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное  внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на  процесс запоминания. Использование различных каналов поступления  информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Таким образом,  психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся  способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные  условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся Урок­праздник.  Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и  обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к  общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной  коммуникации. Уроки­турниры. Интересно проходят уроки­турниры для учащихся младших  классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д.  Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке.  Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы  они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого  учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для  учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много  времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.  Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и  укрепляет память. Урок­спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является  урок­спектакль. Использование художественных произведений   на уроках  совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание  коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка  спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков  языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих  способностей. Итак, использование на уроках нетрадиционных приёмов и методов обучения   является органичным сочетанием образования, развития и воспитания.  Нетрадиционные уроки нравятся детям, так  как они творческие и необычные,  а самое главное — эффективные.   В последние годы интерес  к нетрадиционному обучению в начальной школе   усилился. Это связано  с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые  создали определенные условия для  активного внедрения в практику различных  педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Организация  нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для  овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не  только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги  в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более  самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально  строить свою деятельность по усвоению новых знаний.     Литература 1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном  процессе // Начальная школа. (1998, № 4) 2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами  логики” для первых классов начальной школы // Психологическое  обозрение. (1996, № 2). 3. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. (1997, № 5.) 4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.(1996, № 9.) 5. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника //  Начальная школа. (1997, № 2) 6. Волкова С.И. Математика и конструирование 1­4 класс // Начальная  школа. (2008)

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"

Доклад  "Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017